AZN = 54.47 RUB
USD = 92.59 RUB
EUR = 100.27 RUB
Новости дня

A
О чем сигнализируют первые переговоры Эрдогана и Пашиняна

/upload/iblock/f29/f292bba145baa5e5770805c3ce223822.png

11 июля президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и премьер-министр Армении Никол Пашинян провели первые в истории свои двусторонние телефонные переговоры.

Как заявили в пресс-службе правительства Армении, «стороны подчеркнули важность двустороннего процесса урегулирования отношений между странами, что будет способствовать также укреплению мира и стабильности в регионе.

Пашинян и Эрдоган выразили надежду, что достигнутые на встрече 1 июля спецпредставителей Армении и Турции договоренности в короткие сроки будут реализованы.

Примечательно, что в ходе разговора Пашинян поздравил президента Турции с мусульманским праздником Курбан-байрам, а турецкий лидер - армянского премьера с предстоящим в Армении праздником Вардавар в честь Преображения Господня.

Напомним, 1 июля спецпредставители Армении и Турции по нормализации отношений Рубен Рубинян и Сердар Кылыч на встрече в Вене договорились в возможно кратчайшие сроки обеспечить пересечение сухопутной границы между Арменией и Турцией для граждан третьих стран, и в возможно кратчайшие сроки также начать осуществление прямых авиагрузоперевозок между Арменией и Турцией.

По мнению экспертов, телефонные переговоры Эрдогана и Пашиняна действительно можно назвать историческими. В 1993 году Турция из-за нагорно-карабахского конфликта и оккупации Арменией азербайджанских территорий в одностороннем порядке закрыла границу с республикой. Дипломатические отношения между Турцией и Арменией так и не были установлены.

До того, как Реджеп Тайип Эрдоган возглавил Турцию, при президентстве Абдуллы Гюля и пребывания у власти в Армении Сержа Саргсяна Анкара и Ереван предпринимали неоднократные попытки нормализовать отношения. Лидеры двух стран даже созванивались и поздравляли друг друга со знаменательными событиями. Примером попытки нормализации отношений стала так называемая «футбольная дипломатия». В 2008 году турецкий лидер Абдулла Гюль посетил Ереван по приглашению президента Армении Сержа Саргсяна. Формальным поводом послужил футбольный матч отборочного турнира к Чемпионату мира между сборными Армении и Турции. В 2009 году Саргсян по приглашению Гюля приехал на ответный матч Турция-Армения, который состоялся в турецкой Бурсе.

В 2009 же году между Турцией и Арменией в швейцарском Цюрихе был подписан "Протокол об установлении дипотношений" и "Протокол о развитии двусторонних отношений", которые после должны были быть ратифицированы парламентами двух стран. Однако после заключения соглашений в обеих странах появились недовольные документами. При этом Турция стала настаивать на том, что ратификация документов возможна только при ряде условий – в частности, тех самых, которые и были зафиксированы после закрытия турецко-армянской границы – прекратить добиваться признания «геноцида армян» и вывести войска с оккупированных азербайджанских территорий. В итоге Турция отказалась ратифицировать протоколы, ситуация в течение 9 лет висела в воздухе, и весной 2018 года Армения протоколы аннулировала.

После ухода в Турции с поста президента Абдуллы Гюля Реджеп Тайип Эрдоган занял куда более жесткую позицию в вопросе отношений его страны с Арменией и увязки этой темы с необходимостью урегулирования нагорно-карабахского конфликта. На этом фоне отношения между Турцией и Азербайджаном приобрели несравненно более тесный стратегический характер, чем при предшественнике Эрдогана.

Вторая Карабахская война осенью 2020 года и подписание лидерами России, Азербайджана и Армении 10 ноября того года трехстороннего заявления завершили нагорно-карабахский конфликт и открыли при посредничестве Москвы дорогу к нормализации армяно-азербайджанских отношений. А значит устранили главную причину разлада между Турцией и Арменией. Таким образом, появилась параллельная с нормализацией армяно-азербайджанских отношений возможность открыть новую страницу для армяно-турецких отношений.

О чем говорят первые переговоры лидеров Турции и Армении – «Москва-Баку» комментируют эксперты.

Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников:

-Факт такого исторического звонка между лидерами Турции и Армении стал еще одним свидетельством последовательного выстраивания политики по нормализации отношений между соседями в Южнокавказском, Каспийском регионах с последующим выходом на более широкое сотрудничество. В условиях сегодняшней геополитической ситуации для всех региональных игроков, в частности, России и Турции, Азербайджана, Ирана это приобретает особое, стратегическое значение.

Этот процесс начался после Второй Карабахской войны, когда при посредничестве России, а также, что тоже крайне важно, при участии Турции, удалось добиться выхода на армяно-азербайджанское урегулирование. Это стало своего рода крайне важным и серьезным шагом на пути к переустройству геополитической картины мира. Азербайджан победил во Второй Карабахской войне, частично решил главную свою проблему в виде оккупации со стороны Армении своих земель. Тем самым открылась возможность для развития стратегического сотрудничества между региональными игроками. И в этом процессе заинтересованы все региональные игроки – Россия, которая и способствовала его запуску, Турция, Азербайджан, Иран. Самое слабое звено здесь Армения, ввиду того, что она проиграла войну и теперь реваншисты в республике пытаются играть на этом. Но стратегическая значимость выстраивающихся в регионе цепочек взаимодействия сегодня настолько растет, что главные игроки протягивают Еревану руку и пытаются эти мешающие движению вперед факторы преодолеть.

Армяно-азербайджанское урегулирование, ставшее триггером к армяно-турецкой нормализации - это все звенья одной цепи и звенья нового выстраивающегося миропорядка, а значит новых формирующихся форм сотрудничества игроков, объединяющихся в новых условиях.

В центре внимания выстраивающегося сотрудничества в регионе – в том числе создание сети транспортных коридоров, которые в итоге свяжут Россию, Турцию, Азербайджан, Армению, Иран и в новых международных условиях позволят решать задачи в том числе экономического характера. И здесь и вопросы связок между транспортными коридорами «Север-Юг», Зангезурским коридором, будет построена и дорога между Азербайджаном и Нахчываном через иранскую территорию. Это крайне актуально для всех участников процесса. В подтверждение этих процессов и заинтересованности в решении таких задач игроками можно привести то, что 11 июля на фоне телефонных переговоров Эрдогана и Пашиняна прошли телефонные переговоры Путина и Эрдогана. 19 июля в Тегеране пройдут трехсторонние переговоры президентов России, Турции и Ирана, а после – Путин совершит визит в Турецкую Республику. И нет сомнений, что на всех этих встречах будет обсуждаться взаимодействие в новых реалиях, вопросы выстраивания транспортной логистики и нормализации отношений между странами региона для того, чтобы добиться практических результатов в сотрудничестве можно было добиться быстрее.

То есть я бы сказал, что когда речь сегодня идет о двусторонних отношениях, о нормализации между Азербайджаном и Арменией, о нормализации между Турцией и Арменией, это подразумевает не только лишь эти самые отношения между двумя конкретными государствами. Вопрос нормализации выходит за пределы двусторонности, выходит на региональный уровень и далее. Это вопрос выхода на глобальную систему взаимодействия.

Поэтому первые телефонные переговоры Эрдогана и Пашиняна – это часть большого процесса.

Кстати, и здесь Россия, как и изначально в карабахском урегулировании, сыграла посредническую роль, что еще раз показывает ее как одного из модератора этих процессов. Путин, по-видимому, содействовал тому, чтобы прямые контакты между Пашиняном и Эрдоганом произошли. Об этом упоминалось в СМИ. И это еще один показатель - российский лидер при необходимости включает инструментарий своих личных отношений, когда нужно поспособствовать какому-то процессу. То же самое делает Эрдоган. Взять хотя бы сегодняшние попытки президента Турции посредничать в ситуации вокруг Украины и разруливать различные вопросы. И Ильхам Алиев, когда есть возможность – напомню об известном случае, когда президент Азербайджана содействовал, чтобы Россия и Турция помирились после инцидента со сбитым турецкой стороной российским самолетом.

И сейчас Путин использовал свои личные отношения с Эрдоганом и личные отношения с Пашиняном, чтобы первые телефонные переговоры состоялась. Россия после Второй Карабахской войны неоднократно подчеркивала, что приветствовала бы нормализацию отношений между Турцией и Арменией и готова содействовать этому, что, собственно и делает. Напомню, первая встреча спецпредставителей Турции и Армении по нормализации отношений прошла в январе в Москве.

Это последовательное продолжение российской миротворческой, посреднической политики, которая была зафиксирована в связи со Второй Карабахской войной, когда Россия стала главным посредником не только в окончании войны, но и в урегулировании нагорно-карабахского конфликта и взяла на себя обязательства модератора, стимулятора движения Азербайджана и Армении на пути к окончательной нормализации отношений. Для России важно, чтобы на Южном Кавказе выстраивался мир и сотрудничество. Чтобы позитивно складывалось сотрудничество и в Каспийском регионе, в Центральной Азии. И в своих интересах, и в интересах участников. Посмотрите, какие страны в последнее время посещают глава российского государства, министр иностранных дел, вице-премьеры. Таджикистан, Туркменистан, Иран, Турция, Азербайджан, Армения. Это стратегические направления. Крайне важными направлениями являются Китай, Индия.

На фоне сегодняшней международной ситуации, отношений России с Западом, тема глобального углубления отношений с соседями сверхактуализировалась.

Стоит добавить, что и премьер-министр Армении Никол Пашинян позитивно себя показывает в вопросе мирной повестки. По большому счету, эхо карабахского конфликта ему не нужно. Он изначально не имел к Карабаху, к карабахской повестке никакого отношения, поскольку в отличие от своих предшественников-лидеров Армении не родился в Карабахе, не имел никакого отношения к «карабахскому клану». Для него по большому счету «карабахский вопрос» изначально был чемоданом без ручки. Да, сначала, когда он только пробивался к власти во время «бархатной революции», он пытался использовать карабахский вопрос для поднятия своего имиджа, авторитета. Имиджмейкеры ему еще придумали образ чуть ли не схожий с ветераном «карабахской войны». Но после поражения Армении во Второй Карабахской войне единственной для Пашиняна возможностью позитивно войти в историю страны стало создать новую Армению, мирную, развивающуюся, в которой выстраивается экономика, конструктивно работающую со всеми соседями. И сейчас он нацелился на это. У премьера Армении есть коридор возможностей. Мы видим, что ему удалось подавить очередной виток попыток оппозиции противостоять ему. И скоро, я уверен, произойдет новая активизация переговорного процесса между Арменией и Азербайджаном.

Вместе с тем, нельзя забывать, что во многом подвижки в армяно-турецкой нормализации зависят от конструктивности Еревана в вопросе армяно-азербайджанского урегулирования. Официальная Анкара на регулярной основе заявляет, что нормализация зависит от выполнения Ереваном пунктов трехстороннего заявления, в том числе в вопросе реализации проекта Зангезурского коридора. Ереван периодически делает вид, что не понимает этой увязки.

Азербайджан и Турция сегодня дают Армении кредит доверия… Протягивают руку мира. Если Армения адекватно будет воспринимать это и в итоге вернет своими конструктивными действиями в вопросе выполнения договоренностей по армяно-азербайджанскому урегулированию, хорошо, она только от этого выиграет. Не вернет – только сама от этого пострадает. Совершенно четко сформулировал позицию Ильхам Алиев, что у Азербайджан есть воля и терпение, есть возможность с пониманием относиться к сложностям в вопросе реализации Ереваном договоренностей, но вместе с тем точка в карабахском конфликте и четко обозначенных договоренностях точка поставлена. Далее стоит только вопрос в поиске Ереваном путей, как он сможет легализовать, как может представить перед внутренней аудиторией необходимость выполнения ею взятых на себя обязательств. Да, для того, чтобы помочь Еревану это сделать, остальные участники переговорного процесса могут проявить выдержку и терпение, что они и делают. Сдачи никаких позиций со стороны Азербайджана не будет.

Политолог, руководитель портала PolitRUS Виталий Арьков:

-Никак, кроме как позитивно воспринимать факт таких телефонных переговоров, невозможно. Интересный и очень тонкий подход, момент – в ходе телефонного разговора Эрдоган и Пашинян поздравили друг друга с национальными праздниками, что, конечно, отражает такой, скажем так, человеческий, позитивный, уважительный подход. Это обращает на себя внимание. Стоит отдать должное службам протокола двух стран и тем ведомствам, которые смогли подготовить телефонные переговоры и приурочить их праздникам.

Почему такие переговоры произошли. Ну, во-первых, здесь есть совершенно четкая увязка между прошедшими в один день телефонными переговорами Эрдогана и Пашиняна и после – Путина и Эрдогана. Очевидно, что российский и турецкий лидеры обсуждали региональное урегулирование. Есть информация, что Пашинян просил Путина содействовать установлению прямого контакта с Эрдоганом. И здесь Россия в очередной раз сыграла роль посредника.

Предстоящие визиты Владимира Путина в Иран и Турцию представляются крайне важными. Эти визиты подчеркивают, на мой взгляд, курс внешней политик Кремля. А курс – это взаимодействие с Анкарой и Тегераном. Это очень важно. И то, что в Тегеране лидеры РФ, Турции и Ирана 19 июля будут встречаться втроем – тоже важно – как бы чтобы показать равнозначность отношений. И на повестке - очень много вопросов, которые объединяют государства в «тройственный союз».

Для Турции, как и для России, Ирана, важен запуск на Южном Кавказе транспортных коридоров. Когда прорубленное «окно в Европу» для России закрывается, транспортные цепочки будут изменены. Возможно, в перспективе часть грузов теперь пойдет через Турцию. И в этой связи стратегическую важность будет иметь коридор «Север-Юг» и Зангезурский коридор. И если Азербайджан активно участвует в этой повестке, видит на перспективу, где-то даже идет на уступки Армении, чтобы выстраивать отношения, которые будут выгодны и для народа Азербайджана, и для народа Армении, и для их соседей, то в подходе Армении все сложнее. Да, для Армении разблокирование транспортно-экономических связей также крайне важно. И, казалось бы, нужно переступить через прошлое и начать новую страницу в отношениях как с Азербайджаном, так и с Турцией. Но в Армении мы не видим готовности к этому в полном смысле. В армянском обществе по-прежнему сильны реваншистские взгляды, оно слишком накачено пропагандой, сложно сказать, когда в принципе наступит перезагрузка мышления. Да, в азербайджанском обществе мы тоже видим антиармянские настроения, но они в разы меньше. Потом Азербайджан – победитель в войне и глава государства наглядно демонстрирует, что Азербайджан как сильнейший протягивает Армении руку мира и предлагает строить конструктивное и мирное будущее как соседи.

Можно взять пример из истории отношений России и Германии. Насколько они были ужасными. А теперь это ключевые внешнеэкономические партнеры.

Вместе с тем, у Еревана должно быть понимание, что Турция координирует вопрос нормализации отношений с Арменией с Баку. И если Ереван не будет двигаться на пути армяно-азербайджанского урегулирования, при желании, Анкара может в любой момент заморозить переговоры с Арменией.

В принципе довольно сложно представить, если бы у Турции и Армении отношения стремительно развивались, а процесс нормализации Армении и Азербайджана стоял на месте или даже ситуация ухудшалась. Такое в принципе невозможно.

С другой стороны, Турция может отвечать некими преференциями Армении в случае ее выполнения договоренностей с Азербайджаном. И Баку это устроит. Главное – прогресс и конструктивность. Будем надеяться, что телефонные переговоры между Эрдоганом и Пашиняном - это и сигнал, что по всей видимости, все же подвижки в переговорах между Азербайджаном и Арменией есть.