AZN = 39.45 RUB
USD = 66.92 RUB
EUR = 76.08 RUB
BRENT = 61.60 USD

Политолог: Пашинян своими популистскими заявлениями перечёркивает все решения по урегулированию карабахского конфликта

Политолог: Пашинян своими популистскими заявлениями перечёркивает все решения по урегулированию карабахского конфликта

Нана Хоштария
28.11.2018 15:21

/upload/iblock/a65/a6509feae96ba327f8750bf9575db2e1.png

В интервью «Москва-Баку» политолог Тофик Аббасов реагирует на последние громкие заявления и.о. премьер-министра Армении Никола Пашиняна, поясняет, почему Нагорный Карабах не может являться стороной нагорно-карабахского конфликта, а также дает прогноз на возможную встречу глав МИД Азербайджана и Армении на полях СМИД ОБСЕ в Милане.

Tofiq Abbasov.jpg-И.о. премьер-министра Армении Никол Пашинян в своей предвыборной кампании продолжает использовать карабахскую тему. И снова звучат довольно резкие заявления. Пашинян повторил свои слова о том, что не имеет права вести переговоры по урегулированию от имени самопровозглашенного Нагорного Карабаха, а также без определения статуса Карабаха не может быть и самого урегулирования.

-Пашинян как и.о. премьер-министра по новой конституции так или иначе является руководителем Республики Армения. По условиям международных договоров по карабахскому вопросу руководитель Армении уполномочен вести переговоры от имени Нагорного Карабаха. Тем более когда армянская сторона все время обращается к двум подписанным соглашениям от 1994 и 1995 годов, которые регламентировали прекращение огня на фронтах и установление временного перемирия. В этих же документах Республика Армения выступает гарантом нагорно-карабахских сил, сепаратистов, представляет их интересы. Пашинян не может этого не знать. А если он отказывается вести от имени Карабаха переговоры, значит, он отказывается и от этих документов. А между прочим для карабахских армян эти документы являются основополагающими. Ведь сама так называемая Нагорно-Карабахская Республика поставила свою подпись под документом о прекращении огня. Будучи и.о. премьер-министра Пашинян не имеет права отлынивать от переговорного процесса, иначе в противном случае он заводит в тупик политический процесс, развязывает руки Азербайджану и альтернативой остается только военное решение конфликта.

Что касается статуса Карабаха, Азербайджан готов предоставить статус для армян Нагорного Карабаха, но исключительно в рамках автономии в составе Азербайджанского государства. Другого варианта нет и не будет.

-Получается, все силы в Армении, в том числе Пашинян, используют именно карабахскую тему для того, чтобы заработать очки на выборах…

-Карабахская проблема является палкой о двух концах. Если Пашинян сейчас выйдет на площадь и объявит, что он должен вернуть часть оккупированных территорий Азербайджана, это будет стоить ему политической карьеры. Пока не прошли выборы, пока он не избранный премьер-министр, Пашинян оттягивает время, чтобы добиться выигрышного положения на официальном посту, а потом уже, например, выйти к народу и сказать, вы знаете, у нас другого пути нет – мы должны сделать то, что неизбежно. А это прежде всего возвращение семи районов вокруг Нагорного Карабаха, а потом уже разговор о дальнейшей стабилизации ситуации в зоне конфликта с определением статуса мятежного региона – Нагорного Карабаха. Сейчас говорить об этом Пашинян не может, потому что это ударит бумерангом по его же интересам. Как политик он должен эксплуатировать тему, что никаких разговоров о возвращении территорий быть не может и что вообще моя задача – вернуть карабахских сепаратистов за стол переговоров. На самом деле он прекрасно понимает, что возвращение сепаратистов за стол переговоров – нереально. Но тем не менее говорит об этом с тем, чтобы доиграть эту переходную партию до конца.

Армянская революция не завершилась, она продолжается и имеет развитие. Пашинян всеми путями ищет возможности для заполнения того вакуума, в котором сейчас находится страна. Сегодня Армения является самым отсталым субъектом Южного Кавказа, в стране усугубляется экономический кризис. Для решения базовых проблем страны нужна антикризисная программа. Исходя из того, что Пашинян упускает из виду главные задачи, проблемы республики, видно, что ему не хватает ресурсов. У него нет цельной команды, у него нет концептуального подхода к решению управленческих, производственных процессов. Армения зависла на переходном этапе, когда старое до конца не умерло, а новое до конца не родилось. И Пашинян такую ситуативность поддерживает. Все носит временный характер и нет никакой определенности по поводу будущего страны. А люди ожидают перемен, социальных изменений. Политический и идеологический эффект от революции Пашиняна большой, а социальных улучшений никаких нет. Народ держат в ожидании, говоря: вы не торопитесь, все будет. А что будет, за счет чего будет, не говорят. Причем Пашинян хаотизирует обстановку не только внутри своей страны, но и за ее пределами. Посмотрите, какая сейчас возня происходит в рамках ОДКБ. Армения наделала шума, нарушила спокойствие, стала мешать военно-политическому блоку решать проблемы. То, что сейчас происходит в ОДКБ - тоже «большая заслуга» Никола Пашиняна. Получается, что сегодня такая серьезная военно-политическая организация как ОДКБ решает технический вопрос на уровне геополитической дилеммы.

Мы должны дождаться проведения выборов, чтобы понять, что будет дальше, какая будет расстановка сил в новом парламенте и насколько дееспособным окажется сам Пашинян.

-Последние заявления Пашиняна полны противоречий. К примеру, он утверждает, что не имеет права вести переговоры от имени самопровозглашенного Нагорного Карабаха, дескать «народ Карабаха» сам должен решать свою судьбу, а затем вдруг заявляет, что это право принадлежит народу Армении… В чем логика?

-Это чистой воды демагогия. Пашинян как бы маневрирует. Так называемый «народ Карабаха» – это, на самом деле, около 60 тысяч людей, которые живут под штыками казарменного режима при плохих условиях жизни. Если Армения сама задыхается от экономической несостоятельности, социальной неустроенности, тогда что говорить о Нагорном Карабахе. Кстати, недавно глава так называемого Нагорного Карабаха Бако Саакян был во Франции, США и России. Поездки были поданы как деловые, на самом же деле основной задачей стало проведение марафонов по сбору средств для жителей так называемой Нагорно-Карабахской Республики. И на это дело в основном раскошелились армянские диаспоральные структуры. Вернулся Саакян обратно с 11 млн долларов, которые были собраны с миру по нитке.

Пашинян говорит о и так называемом праве на самоопределение, но самоопределение возможно только в рамках территориальной целостности. И какое может быть самоопределение, когда уже есть одно армянское государство. А создание второго на своих оккупированных территориях Азербайджан никогда не допустит. Тем более, Армения с каждым годом все больше теряет свой демографический ресурс. Куда уже дальше. В стране уже осталось неполных 2 млн человек. Если власти Армении хотят хорошей жизни армянам Нагорного Карабаха, пусть забирают их к себе. Ведь о демографической дистрофии в Армении свидетельствуют данные Госстата страны.

-Кстати, о визите Бако Саакяна в страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ… МИД Азербайджана резко отреагировал на этот вояж Саакяна, напомнив посредникам об их статусе…

-Отмечу одну важную вещь – Бако Саакян разъезжает по странам-сопредседателям с паспортом Республики Армения, потому что паспорта так называемой НКР не имеют международного признания.

МИД Азербайджана действительно отреагировал и направил месседж странам-сопредседателям, чтобы они не увлекались и не организовывали официальных встреч с главой сепаратистов. Если же такое произойдет, то Азербайджан выразит свою принципиальную реакцию и может вообще покинуть формат переговоров.

В любом случае, Минский формат имеет свою юридическую силу, действует по мандату генерального секретаря ООН, которая перепоручила его ОБСЕ. Посредники должны привести Баку и Ереван к единой позиции, найти точки соприкосновения и прийти к компромиссу. Баку уважает международное право, соблюдает его и пытается склонить к этому и своего западного соседа, но пока, увы, тщетно.

-Об отказе Пашиняна совершить по инициативе Азербайджана обмен пленными в формате «всех на всех»… Почему армянский премьер не поддержал эту инициативу?

- Армянская элита во главе с Пашиняном сегодня кричит на весь мир, что пока у власти были Кочарян и Серж Саргсян, они давали помыкать собою, а мы, дескать, этого не дадим, мы заставим уважать нас. Вот такая «революция достоинства». Они говорят, что революция достоинства заставила нас уважать себя и мы точно так же заставим уважать нас остальной мир. Пашинян все свои беды и все свое неумение сваливает на промахи предыдущих властей. А на самом деле сам же и отворачивается от решения проблем. Порядка 875 азербайджанцев на сегодняшний день числятся пропавшими без вести или находятся в армянском плену.

Азербайджан давным-давно предлагал приступить к решению болевой, чувствительной проблемы обмена пленными. Но для властей Армении реализация этой идеи может изменить все. Армянские власти боятся разворотов в сторону компромиссов и поэтому правдами и неправдами торпедируют любую гуманитарную миротворческую миссию, исходящую от официального Баку или от общественных, гуманитарных организаций, гражданского общества. Это их больное место. Потому что армянская власть понимает - если начнутся подвижки в сторону примирения, то они должны будут покинуть незаконно удерживаемые азербайджанские земли. Они боятся разворота в сторону правды, придумывают искусственные причины с тем, чтобы быть подальше от разблокирования коммуникаций, от подписания всеобъемлющего договора о мире. И сейчас этим договором и не пахнет.

-Ввиду нынешнего предвыборного ажиотажа в Армении, как вы считаете, пройдет ли все-таки встреча глав МИД Азербайджана и Армении на полях СМИД ОБСЕ в Милане?

-На самом деле эти встречи носят больше технический характер. Министры являются личными представителями глав государств, которые готовят площадку для встречи первых лиц. Ведь именно от их воли, от их решимости зависят подвижки в переговорах. И главам Армении и Азербайджана в итоге, наверное, придется преодолеть расстояние на пути к всеобъемлющему миру. Если состоится встреча министров иностранных дел в Милане, это может стать обнадеживающим показателем, но не настолько таковым, чтобы связывать с ней какие-то огромные надежды. Если встречи будут результативными и Армения откажется от политики затягивания, в этом случае да, возможно, что политики договорятся и министры найдут пути для выработки более-менее функциональной повестки, а потом на основе этой повестки пройдет встреча первых лиц стран, которые смогут найти компромиссное решение.