AZN = 37.38 RUB
USD = 63.54 RUB
EUR = 66.36 RUB

A
Сергей Марков: России нужно активизироваться и посредничать в подписании между Азербайджаном и Арменией мирного соглашения

/upload/iblock/452/4527328d3c57d148abf395ec7b943a22.png

Сегодня в Москве прошли переговоры министров иностранных дел России и Армении Сергея Лаврова и Арарата Мирзояна, на пресс-конференции по итогам которых глава российской дипломатии не только отреагировал на прошедшие позавчера в Брюсселе переговоры лидеров Азербайджана и Армении по инициативе и посредничестве главы Евросовета, но и сделал, можно сказать, сенсационное заявление.

Так Лавров сообщил, что Франция и США «в русофобском угаре, в стремлении отменить «всё и вся», что касается Российской Федерации, отменили и «тройку» сопредседателей Минской группы ОБСЕ, заявили, что не будут общаться с нами в этом формате. Их право». И добавил: «Если они готовы пожертвовать интересами урегулирования в Нагорном Карабахе и в целом в Закавказье, это их выбор».

Также Сергей Лавров довольно жестко отреагировал на заявление главы Евросовета Шарля Мишеля по итогам его переговоров в трехстороннем формате с лидерами Азербайджана и Армении 6 апреля.

Министр обратил внимание на то, что в коммюнике «ни разу нигде не упомянута Российская Федерация». По его словам, это говорит о том, что важнее для руководства ЕС не развивать достигнутое, а использовать и карабахскую тему, чтобы отмечаться по своей русофобской линии и назвал такой подход печальным. «Россия никогда не будет приносить в жертву неким геополитическим, пропагандистским замыслам, играм интересы наших ближайших союзников», - заявил Лавров и резюмировал, что Москва «полностью привержена тому, чтобы помочь Армении и Азербайджану наладить нормальную жизнь».

Кроме того, отвечая на вопрос о договоренностях Азербайджана, Армении, ЕС по итогам встречи, в частности, о создании до конца апреля комиссии по делимитации, а также началу проработки мирного соглашения, глава российского внешнеполитического ведомства, напомнил: изначально стороны исходили из того, что в основе всей работы по подготовке к делимитации, разблокированию торговых, экономических и транспортных связей, нормализации отношений между Ереваном и Баку, лежат договоренности, достигнутые на трехсторонних встречах лидеров России, Азербайджана и Армении. И добавил, что вопрос создания комиссии по делимитации лидеры трех стран обсуждали еще в ноябре прошлого года, а сейчас брюссельское коммюнике лишь повторило достигнутое при посредничестве России. «Спрашивал нашего коллегу, насколько это состыковывается с тем, о чем договаривались лидеры России, Армении и Азербайджана. В ответ получил, что ситуация развивается в этом русле. Хотел бы, чтобы наши европейские коллеги в Брюсселе понимали, что это «русло» уже создано тремя лидерами в 2020 и 2021 гг., и они не будут чинить препятствия, «плотины» или что-то еще», - заявил Лавров.

Лавров заявил, что его коллеги сегодня подтвердили: комиссия по делимитации должны быть армяно-азербайджанской и при консультативной поддержке именно России. «Не только потому, что у нас есть карта Генштаба ВС России, которую Ереван и Баку готовы использовать, но и по той простой причине, что наше совместное проживание на этой территории на протяжении веков позволяет надеяться, что подобного рода вопросы будут решаться более эффективно в этом формате», - пояснил Лавров.

На этом фоне обращает на себя внимание и другой ответ Лаврова – по ситуации, сложившейся в последние недели между армянскими и азербайджанскими силами в селе Фаррух в Карабахе. Напомним, что премьер Армении Никол Пашинян уже неоднократно, в том числе, как сообщалось в официальных заявлениях правительства Армении, в беседе с Владимиром Путиным, заявлял о «необходимости проведения расследования в связи с действиями российских миротворцев» по этому вопросу.

Лавров и здесь ответил довольно жестко: «Звучащие иногда заявления призвать к ответственности этот контингент, провести служебное расследование не отражают реальное отношение армянского народа и руководства к той огромной роли, которую российский миротворческий контингент играет в поддержании стабильности в этом регионе».

Ситуацию «Москва-Баку» комментирует директор Института политических исследований Сергей Марков.

- Евросоюз и США пытаются вырвать у России статус главного переговорщика, миротворца по карабахской проблеме. И перетянуть лидерство к себе. На фоне ситуации вокруг Украины это особенно бросается в глаза, это стало для ЕС и США идеей фикс. Ну, решили: почему нет, задвинем Россию и здесь. Эти действия предпринимаются в рамках войны, которую Запад ведет против России. Сегодня Сергей Лавров совершенно четко дал понять, что Россия это видит, что Запад ведет себя нагло и, естественно, Москву это не может устраивать. Потому что именно Россия добилась остановки войны между Азербайджаном и Арменией осенью 2020 года, потому что при посредничестве России стороны нагорно-карабахского конфликта встали на путь его окончательного урегулирования, подписав трехстороннее заявление от 9 ноября. Кроме того, на это ранее указывал Владимир Путин, сейчас на это указывает Лавров – Россия, Азербайджан и Армения – соседи и задача именно соседей, в не кого бы то ни было налаживать мирную жизнь в регионе. Лавров это четко дал понять, обозначил, так сказать, красные линии и предупредил Запад – не надо перетягивать одеяло на себя – когда страны Запада – Франция и США в качестве сопредседателей МГ ОБСЕ вдруг отказываются взаимодействовать по армяно-азербайджанскому урегулированию. В принципе России и Азербайджану и Армении от этого может быть только плюс – спокойно, без «западных партнеров» можно будет подписать мирный договор. Но есть потенциальный сценарий, что теперь США и Франция будут ставить Баку и Еревану какие-то условия. Их главная цель – оторвать их от России. Чтобы как возможно больше стран входило в «антироссийский клуб». С Азербайджаном это сделать, конечно, не удастся. Но условия ставить могут. Москве просто надо активизироваться, как только она решит вопросы вокруг Украины, и подписывать мирный договор с Азербайджаном и Арменией.

На что я бы еще обратил внимание, это то, что, судя по всему, трехсторонние переговоры были инициативой не чисто Евросоюза, но и США. Об этом говорит звонок Алиеву и Пашиняну вечером накануне трехсторонних переговоров в Брюсселе госсекретаря США Энтони Блинкена. То есть в этих переговорах заинтересован не только Евросоюз, но и США.

Почему Азербайджан и Армения согласились на эти переговоры? Если Евросоюзом предлагается такая площадка для переговоров, отказываться с точки зрения дипломатии неправильно. Это понимают и Алиев, и Пашинян. Каждому нужно продвигать свои интересы, даже когда Россия занята. Ждать некогда. Если есть шанс продвинуться по мирной повестке, по выполнению трехстороннего заявления от ноября 2020 года, почему нет. И в целом переговоры снова показали, что азербайджанская дипломатия впереди. Это выгодно и Ильхаму Алиеву. Ведь в итоговом брюссельском коммюнике не зафиксирован вопрос статуса Карабаха, не зафиксирован вопрос самоопределения карабахских армян. Как после встречи стали говорить в Армении, «встреча обслуживала азербайджанскую повестку».

Никол Пашинян же очень-очень хочет, чтобы именно не Россия, а Евросоюз и Франция были главными модераторами в армяно-азербайджанском урегулировании. Для него переговорная площадка Евросоюза – это всегда надежда провести армянские интересы.

И здесь есть еще один интересный момент: Запад прекрасно понимает, что в Азербайджане с большим подозрением относятся к посредничеству Евросоюза. Политику ЕС на Южном Кавказе прежде всего представляет Франция как сопредседатель МГ ОБСЕ. А, как известно, Франция – это максимально проармянский переговорщик. Возможно, что сейчас Алиев поставил ЕС условие, что он будет участвовать во встрече только, если этого проармянского перекоса не будет, если позиция будет нейтральной.

Вместе с тем, когда США и Франция отказались взаимодействовать с РФ в рамках МГ ОБСЕ, для Азербайджана и Армении это уже опасная игра. Западные партнеры в лице Франции и США могут тянуть одеяло на себя. А мы помним, как официальный Баку не раз осуждал МГ ОБСЕ.

На самом деле, насколько я понимаю, в этот раз в Брюсселе между лидерами Азербайджана и Армении при посредничестве главы Евросовета сложилась серьезная содержательная беседа, в отличие от многих других, на которых ЕС посредничал, есть, насколько понимаю, продвижения по ряду направлений. Хотя действительно, на протяжении нескольких месяцев Россия заявляла не раз, что готова выступать посредником в подписании мирного соглашения, в вопросе начала процесса делимитации. Но ЕС тут решил активизироваться.

Стороны в Брюсселе продвинулись по нескольким направлениям. Заявлено о распоряжении лидеров Азербайджана и Армении готовить мирный договор. Это очень серьезный шаг, который будет означать в том числе признание территориальной целостности друг друга. Главное, это будет означать, что Армения признает территориальную целостность Азербайджана, включая Карабах. Это был бы огромный прорыв. И Пашинян, судя по всему, готов согласиться с этим. Однако он хочет добиться того, чтобы у Карабаха был особый статус. Вместе с тем, президент Алиев в последнее время не раз говорил, что никакого особого статуса у Карабаха быть не должно. Причем это позиция не только руководства Азербайджана. Но и очень жесткая позиция большинства в азербайджанском обществе. И связано это не с тем, что в Азербайджане не хотят уважать интересы армянского населения Карабаха, нет, Алиев не раз заявлял о готовности предоставить карабахским армянам те же права, что и остальным гражданам Азербайджана и в этом никакой проблемы нет. Дело в другом – азербайджанцы испытали на себе негативнейший исторический опыт, когда внутри страны определенная территория имеет особый статус. Именно сепаратистские и националистические настроения армянского населения и особый статус Нагорно-Карабахской автономной области в составе Азербайджанской ССР и привели к нагорно-карабахскому конфликту - чудовищной катастрофе жесткого военного сепаратизма, войны, этнических чисток и временной потере Азербайджаном Карабаха. В Азербайджане это очень хорошо помнят и поэтому откажутся от предоставления армянскому населению автономии. В любом случае, при обсуждениях между азербайджанской и армянской сторонами здесь могут возникнуть проблемы.

Если будут шаги по началу процесса делимитации с последующей демаркацией, это хорошо. Но, честно говоря, я сомневаюсь, что ЕС и США доведут начатое до конца. Полагаю, что в любом случае мирный договор будет подписан именно при посредничестве России. Попытка вытолкнуть Россию из мирного урегулирования ни к чему хорошему не приведет. Россия – великая держава, на протяжении столетий являющаяся одной из доминирующих сил на Южном Кавказе. А попытки исключить ее южнокавказского процесса приведут только к тому, что мирные договоренности будут недостаточно обеспечены. И по факту нельзя сказать, что и Евросоюзу, и США сейчас до Южного Кавказа. Они, условно говоря, сделали список, откуда еще нужно вытеснить Россию, и решили провести встречу с Алиевым и Пашиняном. Провели, показали себя, заявили о «прорыве» на переговорах и хорошо. А потом все может затихнуть. Для Евросоюза это не приоритетный вопрос.

Что касается заявлений армянской стороны о необходимости проведения расследования в отношении действий российских миротворцев, на которые обратил внимание Сергей Лавров, очевидно, Армения – страна маленькая, когда решается судьба мира, когда идет борьба между Россией и Западом, Пашинян пытается «плясать», ожидая, кто в этой битве выиграет. Поэтому иногда позволяет себе такой негатив в адрес России. Но российские, а не какие-то иные, западные миротворцы размещены на Южном Кавказе. И Лавров сегодня дал понять, что такие негативные заявления в Москве видят.