AZN = 54.11 RUB
USD = 91.98 RUB
EUR = 100.24 RUB
Новости дня

A
В экономическом развитии Южного Кавказа заинтересованы все страны-участницы нагорно-карабахского урегулирования. Мнение экспертов

/upload/iblock/74a/74ae394ea8220315981905323b21e925.jpg

30 января вице-премьеры России, Азербайджана и Армении Алексей Оверчук, Шахин Мустафаев и Мгер Григорян провели в Москве первое заседание трехсторонней Рабочей группы по вопросу разблокирования транспортно-экономических связей в рамках нагорно-карабахского урегулирования. Оно прошло в рамках ранее достигнутых договоренностей лидеров трех стран по послевоенному развитию региона.

О проектах, которые в первую очередь могут быть реализованы в рамках разблокирования транспортно-экономических связей между Азербайджаном и Арменией и перспективе экономического развития региона «Москва-Баку» рассказали эксперты.

KMO_111307_09995_1_t218_145526.jpgСтарший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин:

«Речь, в первую очередь, как и зафиксировано в трехстороннем Заявлении, идет о железной дороге из западных районов Азербайджана в Нахчыван и далее возможно несколько вариантов. Азербайджану, естественно, важно разблокировать свою наземную коммуникацию с Нахчываном. На данный момент в рамках переговоров России, Азербайджана и Армении рассматривается два варианта железной дороги, обсуждаются тяжело. Один путь, южный, выгодный для Азербайджана, поскольку проходит через армянский Мегри, и самый это короткий путь. На втором варианте пути – северном – настаивает уже армянская сторона, потому что он выгоден ей, поскольку проходит через всю территорию Армении и таким образом она сможет задействовать весь свой транзитный потенциал. На мой взгляд, в идеале хорошо было бы запустить оба маршрута. Северный сразу бы выходил на Баку-Тбилиси-Карс и это для Армении было бы серьезной возможностью для выхода из сложной транспортной ситуации, в которой она все эти десятилетия находилась из-за того, что заблокирована собственно Азербайджаном и Турцией, с которыми у нее закрыты границы и отсутствуют дипломатические отношения из-за карабахского конфликта. Для Армении таким образом также откроется возможность прямого транспортного пути в Россию. Южный вариант в дальнейшем сможет обеспечить Азербайджану прямой выход в Турцию.

Конечно, идеальная картинка экономического взаимодействия стран в результате нагорно-карабахского урегулирования и всех вытекающих в его рамках решений – это разблокирование всех направлений взаимодействия. То есть, открытие границ между Азербайджаном, Арменией, Турцией, установление дипломатических отношений. Наш Центр постсоветских исследований ИМЭМО РАН проводил исследование инвестиционной привлекательности и у Армении самым слабым звеном стали именное закрытые границы с двумя соседями и вытекающие отсюда логистические проблемы. Сейчас с нагорно-карабахским урегулированием ситуация для Армении, если она пойдет навстречу, может кардинальным образом поменяться. Сценарий с разблокированием и нормализацией отношений будет серьезным импульсом для развития страны.

Было то как. Все готовились к войне и тратили значительную часть ВВП на вооружение, на подготовку армии. Сейчас нет необходимости форсированно этим заниматься. Понятно, что никто не закроет завтра военные программы, это часть национальных интересов и стратегии и в любом случае необходимость поддерживать боеспособные вооруженные силы, но возможности для развития здесь существенные для всех.

Нагорно-карабахское урегулирование с точки зрения развития многостороннего экономического сотрудничества выгодно для всех стран региона. В том числе и для России. Для РФ во время недавней Карабахской войны создалась сложная ситуация, когда два ее союзника на Южном Кавказе воевали между собой В этом плане Россия представляет собой ответственного игрока, который заинтересован в мире и готов способствовать нормализации отношений и при этом, нельзя не отметить, реализовывает и свои национальные интересы. Конечно, это достижение мира Москвой в Карабахе имеет важное политическое значение. И важно, что именно российские, а не чьи-либо другие миротворцы обеспечивают мир в Карабахе. Это, конечно, накладывает на Россию особую ответственность и в то же время привносит риски в случае развития негативных сценариев и при этом это создает такую ситуацию, когда Россия укрепляет свой авторитет. И как бы там Запад ни относился к урегулированию при посредничестве России, все так или иначе были вынуждены признать важность миротворческой миссии России и безальтернативность диалога между Азербайджаном и Арменией, который мы сегодня действительно наблюдаем. Минская группа ОБСЕ не дала возможности для реальной нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией. Только Россия действительно смогла эффективно сработать и показать, что только трехсторонняя площадка, организованная Москвой дала результат. Со всех сторон Россия старается укреплять мир и таким образом, безоговорочно, укрепляет и свой авторитет в регионе.

Если в целом говорить о потенциальном взаимодействии между всеми странами региона, возможности которого открывает нагорно-карабахское урегулирование, напомню, что лидеры Азербайджана и Турции говорили о реализации платформы «шести». Конечно, опять же, при идеальном раскладе все государства могут взаимодействовать друг с другом и получать от этого экономическую выгоду. При этом «в красной зоне» находятся российско-грузинские и турецко-армянские отношения. В идеальной картинке мы должны получить оптимальный сценарий неконфликтного Кавказа с постепенной нормализацией отношений. Если учитывать имеющиеся политические факторы в российско-грузинских отношениях, то, конечно, Грузия может встать в протестную позу и не поддержать этот сценарий развития такой платформы. Но в таком случае она рискует остаться за бортом больших и выгодных экономических проектов. Думаю, если внешняя тройка предложит консолидированное решение и Азербайджан, и Армения поддержат такую инициативу как площадка будущего, думаю, в этом случае, Грузия не останется в стороне и подключится. Грузия внимательно отслеживает все процессы, которые сейчас происходят в связи с карабахским урегулированием и всеми принятыми исходя из него решениями. И в целом ситуация складывается так, что уникальное положение Грузии как транзитного моста для всего Южного Кавказа может подорваться. Потому что если в результате трехсторонних переговоров России, Азербайджана и Армении будет принято решение о запуске двух железнодорожных коридоров - южного и северного, то для всех стран региона появится вариативность и возможность искать оптимальные для них пути. Грузии многостороннее сотрудничество в регионе было бы выгодно. Оставаться за бортом крупной платформы, в которой, по всей вероятности, будут принимать участие все соседи, будет просто недальновидно.

Нельзя не отметит с точки зрения экономических перспектив развития региона и восстановление Азербайджаном освобожденных территорий. Уже сейчас президент Азербайджана заявил, что восстановление территорий будет происходить в рамках реализации концепций «умные города», «умные села». То есть очевидно, что для Баку важно особенное развитие освобожденных территорий и здесь, конечно, играет роль несколько факторов. Инвестиции, государственные и частные, будут положительно влиять на макроэкономическую статистику в Азербайджане, экономическое освоение азербайджанских районов вокруг Нагорного Карабаха может дать серьезный импульс развитию ненефтяной экономики. Ильхам Алиев обозначил идеальную картину развития освобожденных территорий. Для Азербайджана стоит очень амбициозная задача. Баку, во-первых, важно создать на освобожденных территориях прекрасные условия для возвращения беженцев. Во-вторых, Азербайджану важно показать карабахским армянам, какие у них есть возможности и в каких условиях они могут жить в качестве азербайджанских граждан. Суперактивная экономическая концентрация сосредоточилась вокруг Баку и ее нужно распространять на другие регионы. Страна большая, численность населения высокая и нужно давать точки роста и в других частях Азербайджана. Понятно, что приграничная с Арменией зона в меньшей степени развивалась, потому что она всегда была под угрозой очередного столкновения. Сейчас, слава Богу, этот рис во многом ушел и есть все возможности для развития западного Азербайджана. Азербайджану предстоит очень серьезная филигранная работа как по инвестированию финансовых средств и восстановление инфраструктуры в Карабахе (мы не сомневаемся, что Азербайджану удастся это сделать) и восстановлению диалога, совместного проживания между азербайджанцами и армянами».

Директор Института политических исследований Сергей Марков:

82918135-680591.jpgБезусловно, нагорно-карабахское урегулирование откроет новую страницу в развитии региона. Формирование многосторонней платформы взаимодействия по транспортно-экономическому блоку будет выгодно всем региональным государствам, особенно, надо признать, это станет новой страницей развития для Армении, на протяжении десятилетий заблокированной и, по сути, отстраненной от крупных проектов в регионе.

Конечно, огромное значение имеет и то, как будет восстановлен Карабах Азербайджаном. Этот вопрос имеет огромное политическое, имиджевое значение для Баку. Так для Баку очень важно показать своему народу эффективность Азербайджанского государства, что оно может обеспечить хорошую жизнь людям. Также освоение освобожденных территорий для Азербайджана станет мощным мотором внешнеэкономического роста. Азербайджан уже сейчас привлекает иностранные инвестиции для восстановления Карабаха, он хочет сделать Карабах такой потрясающей «витриной» Азербайджана, его олицетворением, современным и развитым, высокотехнологичным, удобным для жизни, чтобы международное сообщество увидело, как Карабах восстановили из руин и не просто восстановили, но сделали его сверхсовременным. И это будет и сигналом для карабахским армян – смотрите, как мы можем, чтобы им захотелось жить в таких условиях, быть гражданами Азербайджана».

Директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин:

1023030564.jpg«Давайте говорить прямо: азербайджанскую сторону в ситуации, предшествующей октябрьско-ноябрьской военной кампании интересовал, прежде всего, территориальный вопрос и, только как следствие, формирование транспортного коридора в Нахичевань и далее в Турцию. И сегодня Баку объективно заинтересован только в этом. Российская сторона воспользовалась этой заинтересованностью и предложила дополнить ее возможностью формирования транспортного коридора из России в Ереван через Дагестан и территорию Азербайджана. Так появилась заинтересованность в совместных действиях российской, азербайджанской и армянской сторон. Турция тоже заинтересована в прямом сообщении с Баку. Посему большой транспортный проект со строительством и модернизацией железнодорожного и автомобильного сообщения – очень важный и перспективный для всех 4-х его основных участников, способный оздоровить обстановку в регионе.

При этом я бы подчеркнул, что карабахское урегулирование держится сегодня исключительно на позиции российского миротворческого контингента и личных отношениях Путина с Алиевым и Пашиняном. В этом смысле реализация транспортных проектов на деле может столкнуться с определенными проблемами. Поэтому основным участникам мирного урегулирования (Баку, Москве и Еревану) предстоит еще большая и очень непростая работа по деконфликтизации региона и решению многочисленных спорных вопросов».