AZN = 54.85 RUB
USD = 93.25 RUB
EUR = 99.36 RUB
Новости дня

A
Эксперты: Армении никто не позволит использовать председательство в ОДКБ в своих политических целях

Эксперты: Армении никто не позволит использовать председательство в ОДКБ в своих политических целях

Нана Хоштария
10.08.2021 17:15

/upload/iblock/f72/f72ee817a607377832fa03e80032dcb9.jpeg

Армения с 16 августа вновь примет председательство в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Республика возглавит организацию после политического скандала в 2018 году, когда на действующего тогда генсека ОДКБ представителя от Армении Юрия Хачатурова в Ереване было заведено уголовное дело. Многие в экспертном сообществе тогда посчитали этот шаг ударом по организации, спровоцированном пришедшим к власти в стране Николом Пашиняном.

Накануне в Армению прибыл генсек ОДКБ Станислав Зась, который и пришел на смену арестованному Юрию Хачатурову в 2018 году.

В ходе визита в Ереван, Станисла Зась провел встречи с и.о. главой МИД Армении, министром обороны республики и руководителем Аппарата Совета Безопасности Армении.

В сообщении пресс-службы МИД Армении отмечается, что и.о. главы ведомства «представил Станиславу Засю ситуацию, сложившуюся в результате вторжения азербайджанских ВС на территории Сюникской и Гегаркуникской областей Республики Армения, обратив внимание, как сказано, на последствия азербайджано-турецкой агрессии, совершенной против «Арцаха» и исходящие из нее угрозы».

Кроме того, и.о. главы МИД Армении Армен Григорян сообщил о концептуальных подходах председательства Армении, подчеркнув, что одним из приоритетов будет повышение эффективности организации и укрепление механизмов своевременного реагирования на нужды государств-членов.

А в ходе встречи генсека ОДКБ и министра обороны Армении Аршака Карапетяна, последний выразил сожаление, что «механизмы принятия решений и реагирования на кризисные ситуации в ОДКБ не соответствуют нынешним требованиям развития оперативной ситуации», подразумевая ситуацию на армяно-азербайджанской границе.

Может ли Армения использовать свое председательство в ОДКБ в качестве инструмента давления на Азербайджан. Ситуацию для «Москва-Баку» разбирают эксперты.

4331bfd2013da69b3a34d559303090c3__1440x.jpgПолитолог, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко:

- Никаких сомнений нет, что Армения будет в ходе своего председательства в ОДКБ стараться использовать его как инструмент давления на Азербайджан, активно реализовывать такую политику.

Мы видим неконструктивные заявления новоназначенного министра обороны Армении, что якобы механизмы работы ОДКБ далеки от совершенства.

ОДКБ работает по стандартам, руководящим документам организации. Работа ведется четко, последовательно. Поэтому, на мой взгляд, критика со стороны Минобороны Армении в адрес ОДКБ лишена каких-либо реальных оснований и основывается исключительно на эмоциях и желании Армении использовать эту организацию в своих собственных интересах. Но воплотить для Армении это в жизнь - нереально.

Попытка Армении разыграть карту ОДКБ в своих интересах не пройдет. Это неконструктивный подход, поскольку для того, чтобы нормализовать отношения с Азербайджаном, этой республике нужна не ОДКБ, а здравый смысл и политическая воля, ответственность. Любые пограничные вопросы решаются очень быстро при обоюдном желании и настрое. У Армении такого настроя нет. Она не желает проводить делимитацию и демаркацию границы, не желает реализовывать проект транспортного коридора в регионе в свое же благо, не желает подписывать мирный договор с Азербайджаном, что дало бы Армении все необходимые гарантии безопасности и мирного сосуществования.

Я уверен, что в ОДКБ - эффективные, грамотные и ответственные руководители, которые не дадут сделать из организации политически мотивированную. Те решения, которые осуществляются в ОДКБ, принимаются на консенсусной основе. Кроме того, в уставе организации четко прописано, в каком случае и при каких обстоятельствах ОДКБ задействует свои механизмы военного реагирования. Армении просто надо внимательно читать эти документы, а не заниматься политиканством.

Мы помним ту ситуацию, которую в 2018 спровоцировал пришедшей к власти в Армении Никол Пашинян. И сейчас перед председательством Армении в ОДКБ было бы правильно с точки зрения интересов самой Армении перед началом ее председательства извиниться за то, что она в 2018 году пыталась умалить авторитет ОДКБ путем возбуждения уголовного дела против действующего тогда генсека организации, высокопоставленного генерала в структуре вооруженных сил Армении. На момент возбуждения уголовного дела в Армении против Юрия Хачатурова это был международный чиновник, генеральный секретарь ОДКБ. И, разумеется, тогда действия Армении, заведение уголовного дела никоим образом не способствовали авторитету и укреплению статусу ОДКБ.

Сейчас Армения будет председательствовать в ОДКБ. И… как-то получается не очень удобная ситуация. Поэтому, было бы неплохо, если бы Армения принесла извинения всем членам ОДКБ. Но очевидно, этого не произойдет. Важно, чтобы председательство Еревана в ОДКБ было нацелено на решение реальных проблем безопасности для всех членов организации, а не на обслуживание армянских интересов и попыток политизировать деятельность организации.

Главная угроза сейчас для стран-членов ОДКБ – это ситуация в Афганистане. Мы видим угрозу экспорта исламского экстремизма на постсоветское пространство. А это может привести к очень серьезным геополитическим, военным изменениям в регионе. В первую очередь необходимо обеспечить безопасность Таджикистана, при необходимости – оказать помощь Узбекистану. Это внеблоковая страна, но тем не менее, в случае экспорта экстремизма, Россия и ОДКБ должны поддержать наши совместные интересы. И здесь Армения должна показать добрую волю, при необходимости заявить, что она готова отправить свой военный контингент для отражения атак экстремистов на Таджикистан. Это была бы ответственная политика, направленная на понимание своих обязанностей в рамках ОДКБ. Но скорее всего вместо этого Армения будет заниматься втягиванием членов ОДКБ в свои разборки с Азербайджаном.

Почему Армению как страну, состоящую в региональном конфликте, назначили председателем в ОДКБ? Вопрос в ротации. Армения – не Армения, механизм ОДКБ работает четко. Я надеюсь, что он столь же четко будет работать, если Армения захочет использовать свое председательство для политизации деятельности ОДКБ и использования этой организации против Азербайджана, на что абсолютно нет никаких оснований. Думаю, что все члены ОДКБ в этом случае проявят свою приверженность уставу организации и не дадут возможности ее политизировать.

Мне хотелось бы рассчитывать на то, что и Армения будет это понимать и что она станет работать прежде всего на укрепление ОДКБ, использование своего статуса председателя в конструктивных целях, а не целью политизации вопроса делимитации, демаркации границы, который может решаться в спокойном дипломатическом режиме, а не истерикой и подговариванием. Тем более, что Россия предложила свое посредничество в вопросе делимитации, демаркации, Азербайджан с этим согласен. Но со стороны Армении мы видим вооруженные провокации, которые носят все более и более интенсивный характер.

При любом раскладе, если Армения попытается использовать ОДКБ в своих политических целях, то ей этого не позволят сделать другие члены организации.

0b1c23b145e7112cda198ebdbebb0ebf.jpgЭксперт Российского совета по международным делам Алексей Фененко:

- Скажем прямо и честно, кризис внутри ОДКБ до конца так и не преодолен. Мы помним длительную блокировку выборов генсека организации, устроенную Армении.

В случае с Арменией – ее председательство - только предлог для полноценных переговоров о будущем пребывании Республики в ОДКБ и формате ее участия. С приходом к власти в Армении Пашиняна регулярно были слышны голоса о необходимости выхода Армении из ОДКБ. С конца 2020 года, после событий в Карабахе, многие в Армении и проармянские силы заговорили о том, что ОДКБ не поддержала своего союзника. Правда, как ОДКБ должна была поддержать Армению – совершенно непонятно, учитывая, что на Карабах никто и не распространял гарантии организации, о чем Армении еще в 2016 году было официально заявлено.

Важно помнить и о том, что Армения активно развивает отношения со странами Североатлантического альянса, прежде всего с США и Францией. Насколько это согласуется с форматом деятельности ОДКБ? В рамках председательства Армении в ОДКБ будут проходить консультации сейчас, которые совпали и с переизбранием Пашиняна на пост главы государства. Дело в том, что с конца прошлого года было ожидание, что вот-вот Пашиняна сменит кто-то другой. Теперь стало понятно, что в обозримом будущем все будет так, как есть, и отношения с армянской стороной нужно и дальше выстраивать с Пашиняном, таким, какой он есть. Отсюда визит генсека ОДКБ - сверка часов уточнения позиции.

ОДКБ не будет идти на поводу у Армении, делать каких-либо жестких заявлений в связи с ситуацией вокруг армяно-азербайджанской проблемы, ни тем более вмешиваться в ситуацию военным путем. В ОДКБ прекрасно понимают, что если Армения попытается начать новый военный конфликт, то это будет исключительно инициатива Еревана. Ничего принципиально в этом случае ОДКБ делать не будет.

Председательство Армении в ОДКБ будет не более, чем формальностью. Своих целей она не добьется. Но при этом есть такая вещь как бюрократические процедуры, ротация. Пришло время соблюсти эту бюрократическую процедуру, в соответствии с которой страна становится председателем. Для Армении - это тоже возможность показать, что она - член организации и попытаться сделать так, чтобы с ее интересами считались, показать, что она тоже может что-то возглавлять.

Еще один момент – Россия и другие страны ОДКБ все-таки не хотят, чтобы Армения окончательно переметнулась в сторону Североатлантического альянса. Поэтому стараются ее удерживать на своей стороне, сохранять необходимый баланс. Ведь в конце концов Армения – часть единой системы ПВО ОДКБ. И нарушение системы ПВО повлечет за собой необходимость как-то заделать армянскую «дыру», созданную Ереваном, и с нуля построить новый интегрированный узел системы ПВО, а это потребует не только капиталовложений, но и времени.

Я бы также разделял бы интересы Армении и интересы Пашиняна. Премьер Армении недавно переизбрался, переизбрался как лидер, по сути намекавший на реванш. Но он опасается начать военный конфликт заново. Он прекрасно понимает исход этого конфликта и выбирает тактику мелких провокаций - мелких обстрелов, именно для того, чтобы показать своей внутренней аудитории, что «я здесь, я никуда не ушел, я не отказался от планов о реванше». Но дальше этого он не пойдет, поскольку прекрасно понимает исход. Хотя, конечно, нельзя исключать какого-то сумасшедшего психического срыва лидера, такое исключать тоже невозможно.

Председательство Армении в ОДКБ будет формальным, учитывая опыт 2020 года – когда ни одна из стран ОДКБ не сделала официального заявления, что поддержит Армению, что полностью ее считает своим союзником. Таких заявлений не было.

Что сейчас, что тогда – никто не хочет портить отношения с Азербайджаном, никто не хочет портить отношения с Турцией. Да и Армения себя ведет так, что прямо скажем, защищать ее не сильно кому-то хочется. Вспомните, как Армения выступала против избрания генсеком ОДКБ представителя Казахстана, открыто заявляя о том, что Казахстан – протюркское государство. Естественно, Казахстан не забыл таких откровенных демаршей со стороны Еревана.