AZN = 54.47 RUB
USD = 92.59 RUB
EUR = 100.27 RUB
Новости дня

A
Эксперты: Статус Карабаха – не та тема, которая вообще имеет какую-то перспективу для обсуждения

/upload/iblock/14d/14d9de548fedcb1a38740a4bf2b7e822.png

Официальный Ереван в последнее время начал активно увязывать вопрос подписания мирного соглашения с Азербайджаном с определением статуса Карабаха. Ранее и президент России Владимир Путин, и министр иностранных дел России Сергей Лавров неоднократно подчеркивали, что проблема статуса - это скорее вопрос будущего, и сейчас его не стоит «будировать». Зачем официальный Ереван продвигает вопрос статуса Карабаха - «Москва-Баку» комментируют эксперты.

2-85-640x361.jpgЗаместитель заведующего отделом внешней политики ИД «Коммерсантъ», эксперт Российского совета по международным делам Алексей Наумов:

«В том, что Армения продвигает вопрос статуса Карабаха, нет ничего удивительного. Армянская сторона пытается наловить дипломатической рыбы в мутной воде.

Очевидно, что сейчас со стороны России появился новый сопредседатель Минской группы ОБСЕ. Это для Армении хороший повод обозначить свои претензии, максимальные желания, требования.

Российский сопредседатель выслушает армянскую сторону, поулыбается. Но мы прекрасно понимаем, что сегодня значение Минской группы как таковой подорвано. Поэтому не удивительно, что в Армении российского сопредседателя принимал министр иностранных дел, а потом премьер Никол Пашинян, в то время как в Баку его принял только министр иностранных дел. То есть в Ереване на Минскую группу возлагают большие надежды, потому что в период до второй Карабахской войны, как казалось, главным вершителем судеб была именно она, это период, когда Армения де-факто контролировала Карабах, когда она действительно могла надеяться на какой-то статус, на какое-то удержание оккупированных азербайджанских земель. Это время, в которое Армения очень хотела бы вернуться. Но сейчас все изменилось.

Баку же принимает российского сопредседателя только потому, что он приехал из России. Таким образом ему оказывается уважение. Итог - Минская группа сейчас, в поствоенном карабахском урегулировании не имеет никакого значения. По-хорошему, если мы говорим о сопредседателях Минской группы, то им стоит не статусом заниматься, а урегулированием будничных вопросов, актуальных сейчас. А это восстановление транспортно-экономических коммуникаций, определение границы, взаимодействие по минным картам, по заключенным-диверсантам – как их разные стороны по-разному трактуют. Это реальная повестка. Важно примирение и обеспечение взаимодействия cторон именно по этим вопросам. А то, что Армения пытается продвинуть статус, это не удивительно - она хочет решить свои внутренние задачи.

Собственно, задача Минской группы, задача посредников, в частности России (поскольку мы понимаем, что она главный stakeholder – главный участник посреднического процесса) - дружелюбно пытаться (и Россия пытается) объяснить Армении, чего она может достичь, а чего – нет: «Да, конечно, мы понимаем, как хотелось бы вам статус, но знаете ли, вы вообще-то войну проиграли, и поэтому, к сожалению, статуса у вас никакого не получится. Поэтому давайте уж работать по каким-то реальным точкам соприкосновения».

Россия как миротворец, как посредник должна смягчать взаимную ненависть между Арменией и Азербайджаном, обеспечивать взаимодействие в условиях взаимного недоверия и взаимной неприязни и не поддаваться желаниям одной или другой стороны на какие-то очевидно нереалистичные желания выдвинуть какие-то свои вопросы на первый план. Думаю, успех в этом вопросе зависит от дипломатического мастерства что Минской группы в целом, что Москвы в отдельности. Здесь не нужно быть экспертом, чтобы понять, что вопрос статуса Карабаха – это не та тема, которую сейчас можно обсуждать и не та тема, которая вообще имеет какую-то перспективу для обсуждения. Но выслушать армянскую сторону, улыбнуться и сделать презентабельный вид – это обязанность любого дипломата и любого посредника по этому вопросу. Но выглядеть по факту это будет так: «Мы вас послушали, давайте теперь поговорим о том, что реально можно сделать и реально достичь».

Желание или нежелание Армении – это, конечно, важный ингредиент этого коктейля, но мы понимаем, что если раньше – до второй Карабахской войны - время работало на Ереван, то сейчас время работает на Баку. Мы видим, что земля в Карабахе оживает, когда мы видим самолеты, которые взлетают из аэропорта Физули, где еще недавно ничего не было, кроме разрухи, мы видим восстановление городов, возвращение беженцев – в целом расцвет освобожденных земель. На этом фоне армянская дипломатическая хитрая тактика пытается сохранить в Армении ощущение политического лица Никола Пашиняна, который, как мы помним, свергнув «карабахский клан», ради сохранения власти был вынужден быть более жестким по карабахскому вопросу, чем сам «карабахский клан».

Параллельно идут два карабахских процесса – один – реальный процесс – о чем я и сказал – восстановление земель и т.д. А второй карабахский процесс – дипломатический. Очевидно, что Армения будет его затягивать, исходя из своих сиюминутных политических интересов. Потому что, еще раз повторюсь – время работает против Армении. И тут начинается сложный момент, когда особая ответственность ложится на посредников и на миротворцев. Армении нужно хорошо и доходчиво, возможно, за пределами публичных форматов, объяснить, что статуса, к сожалению, не будет, давайте двигаться дальше.

Но проблема в том, что можно сказать, карабахский процесс сейчас в каком-то смысле заморожен. И Армения может отсидеться за этим дипломатическим фасадом. Перед ней не стоит возможность очередного радикального военного поражения, потому что в регионе есть российские миротворцы. И она будет и дальше саботировать процесс, но она тем самым остается на проигравшей стороне истории. Своим саботажем она не приближает возвращение карабахских земель, она не делает судьбу карабахских армян проще и лучше, она не способствует восстановлению экономических и политических связей в регионе. Она ради сиюминутного восстановления лица перед внутренним радикальным электоратом жертвует своим собственным будущим.

К сожалению, мы видим, что реальных рычагов принудить Армению к реализации всех пунктов трехстороннего соглашения сейчас нет. Мне хочется верить, что дипломатическое давление, дипломатическое взаимодействие с Арменией приведет к результатам. Но очевидно, что принудить Армению отказаться от призраков прошлого и двигаться к светлому будущему, довольно сложно. А война сейчас не нужна никому».

Igor_Korotchenko-1.jpgЭксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко:

«Мы 30 лет наблюдали – риторика, поведение армянской политической элиты не меняется. Поэтому такой блеф на грани фола, мне кажется, уже не прокатит. Армении вырвали клыки. Это произошло по итогам второй Карабахской войны. Армения не способна с военной точки зрения подкрепить свои территориальные претензии к Азербайджану, а попытки использовать политические игры будут для Еревана безуспешными. Все, поезд ушел. Наступила новая геополитическая реальность. Поэтому все эти армянские многоходовки сегодня абсолютно никого не впечатляют и не будут иметь никаких последствий. Армении остается жить в пределах собственных международно-признанных границ. Это сегодня единственная для нее альтернатива.

Попытки покушаться на территориальную целостность Азербайджана могут привести Ереван к полному краху – военному, политическому. Мне кажется, все настолько очевидно, что только идиот может выдвигать специфические идеи… Попытки реанимировать переговоры о каком-то статусе какого-то сепаратистского образования, которое де-факто и де-юре не существует, а дергается в конвульсиях, лишены любого позитивного мотива. Поэтому у Армении, кроме очередного геополитического и политического бессилия, здесь ничего не получится.

Москва была инициатором подписания трехстороннего заявления, в котором все четко обозначено. И Армения должна выполнять подписанный ею документ, в том числе пункт, касающийся вывода незаконных армянских формирований из Карабахского региона Азербайджана. Также важный пункт – это реализация Зангезурского транспортного коридора. И делимитация, демаркация границы - Россия неоднократно предлагала свое посредничество по этому вопросу.

Если Армения хочет реальных результатов, ей надо подписывать мирный договор с Азербайджаном, признавать территориальную целостность Азербайджанской Республики. Азербайджан, соответственно, признает территориальную целостность Армении в ее международно-признанных границах. А дальше Азербайджан и Армения живут и развиваются.

Но Армения, увы, на это не способна, не может пойти на это по ряду причин, прежде всего внутриполитического характера. Поэтому она будет заниматься тактикой провокаций, вбросов за «карточным» столом. Я думаю, что это путь в никуда, ничего не получится. Мы будем наблюдать все это безобразие.

Мне очень бы хотелось, чтобы Россия употребила свои возможность с целью, чтобы Армения осознала реальность. Мы понимаем, что мощная группа армянского лобби масштабно работает сегодня во всех вертикалях власти в России для того, чтобы в ныне существующей реальности провести ревизию трехстороннего заявления по Карабаху. Такую работу сегодня проводит армянская диаспора в России, Франции, абсолютно автономно от Еревана, влияя на процесcы.

Я уверен, никакого статуса Карабаха быть не может быть. Карабахский регион – территория Азербайджана, Карабах – это Азербайджан. Армянам, которые проживают на территории Карабахского региона, надо начать учить азербайджанский язык, готовить себя к получению азербайджанских паспортов. У них будет культурная автономия, которую обещал руководитель Азербайджанcкой Республики. Но статуса не будет никогда.