AZN = 54.27 RUB
USD = 92.26 RUB
EUR = 99.71 RUB
Новости дня

A
Игорь Коротченко: Москва направила месседж Еревану – карабахский конфликт пора решать

/upload/iblock/c25/c25c5d835e64688cd1eedd2398415a71.png

Заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова о том, что на данный момент в рамках нагорно-карабахского урегулирования активно обсуждаются документы, которые предполагают продвижение к урегулированию на основе поэтапного подхода, предусматривая на первом этапе решение наиболее актуальных проблем – освобождение ряда районов вокруг Нагорного Карабаха и разблокирование транспортных, экономических и прочих коммуникаций вызвало негативную реакцию со стороны официального Еревана.

Так в МИД Армении заявили, что для Республики «неприемлемы предложения, подразумевающие поэтапный вариант урегулирования нагорно-карабахского конфликта, которые были представлены еще до 2018 года». Кроме того, там заявили, что с 2018 года Армения не ведет переговоры на базе поэтапного урегулирования. Глава МИД Армении Зограб Мнацаканян заявил, что подходы о поэтапном решении «были в 2014, 2016 году, но они были неприемлемы для армянских сторон» и что с «2018 года переговоры ограничились обсуждением оценок, подходов сторон к отдельным элементам», добавив, что территории вокруг Нагорного Карабаха являются зоной безопасности и оборонительной линией и что их возвращение невозможно, вновь вернувшись к армянскому тезису о том, в основе нагорно-карабахского урегулирования для армянской стороны – статус и безопасность. И в очередной раз заявил, что Армения не имеет мандата Карабаха вести переговоры. Новый же глава Карабаха Араик Арутюнян решил начать свое «правление» с нападок в адрес Азербайджана, заявив, что дескать если Азербайджан якобы проявит агрессию, то самопровозглашенный Карабах будет готов дать непропорциональный ответ, перенеся боевые действия на его (Азербайджана – ред.) территорию.

О том, как расценивать заявления армянской стороны, свою точку зрения Igor_Korotchenko-1.jpg"Москва-Баку" обозначил военный эксперт, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.

То, что Ереван сейчас возбудился, это понятно: в Армении на данный момент ситуация неустойчивая – с экономической, с политической точек зрения. Из-за коронавируса вынужденные меры карантина наносят колоссальный удар по экономике стрнаны. И в этих условиях, учитывая, что Пашинян внутри страны в конфликте практически со всеми, армянские кланы продолжают выяснять между собой отношений с использованием любых форм политической борьбы, которые порой просто выходят за грани фола. Пашиняну важно показать, что он Карабах никогда не отдаст, иначе его позиции ухудшатся еще в большей степени. Рецессия экономики, вокруг много врагов, как всегда Пашиняну надо отвлечь внимание и как всегда здесь центральную роль в отвлекающем маневре играет карабахская карта. Слишком много сил, готовых его спихнуть с «трона». А падать ниже ему, ой, как не хочется. Cоответственно, и Пашинян, и глава МИД Армении сейчас делают вид, что они такие белые и пушистые и первый раз о поэтапном подходе слышат, хотя, полагаю, Москва свою позицию совершенно четко неоднократно излагала.

Нынешний подход Еревана абсолютно неконструктивен. Это не просто затягивание переговоров, это позиция нежелания даже обсуждать какие-то практические варианты. В данном случае МИД России в лице его главы Сергея Лаврова дал импульс Еревану, чтобы поменять свою позицию. И я считаю, что стоит ориентироваться именно на позицию, озвученную Сергеем Лавровым. Это официальная позиция Москвы. В дипломатии случайностей не бывает. Тем более Лавров многоопытный министр иностранных дел. С таким опытом, багажом никаких оговорок Лавров допустить не мог. Это сформулированный месседж, который Москва послала Еревану и всем остальным. И эта официальная позиция заключается в том, что только поэтапный вариант урегулирования нагорно-карабахского конфликта является реальным и подлежит реализации после обсуждения всеми участниками. Это единственно возможный вариант вариант урегулирования карабахского конфликта, говорят в Москве Еревану. Ни о какой пакетной сделке, на которой настаивает Армения, не может идти речь в принципе. Лавров подтвердил суверенитет и территориальную целостность Азербайджана, признанную всем мировым сообществом, по сути, что Азербайджан – это страна, 20 процентов территории которой оккупируют сегодня армянские вооруженные силы. Что касается поэтапного подхода, то он был согласован с прежним руководством Армении во времена Сержа Саргсяна как наиболее приемлемый вариант. Насколько мы можем судить, суть поэтапного подхода заключается в том, что сначала Армения возвращает Азербайджану пять оккупированных района вокруг Нагорного Карабаха. Далее Азербайджан отказывается от экономической блокады Армении. Одновременно Армения возвращает Азербайджану еще два района, через которые проходят транспортные коммуникации между Нагорным Карабахом и Арменией и Азербайджан разрешает транспортные коммуникации в случае транзита не военных, а исключительно гражданских грузов.

Касательно самого Нагорного Карабаха, здесь есть несколько вариантов. Я считаю, что возможным был бы вариант, когда после демилитаризации вооруженных армянских формирований на территории Карабаха по согласованию с Азербайджаном был бы введен миротворческий контингент ОДКБ. Дальше будет осуществлено возвращение азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев в Нагорный Карабах и обеспечение совместного безопасного проживания азербайджанской и армянской общин. Допустим, будет создана совместная полиция, которая обеспечит порядок и безопасность. Далее проходят выборы в парламент Нагорного Карабаха, в которых принимают участие азербайджанская и армянская общины. Формируются органы власти, статус Нагорного Карабаха выводится пока за скобки при сохранении базового понимания того, что это неотъемлемая часть территории Азербайджана. Дальше стабилизируется ситуация. Проводятся экономические реформы, достигается значительное повышение уровня жизни, все убеждаются в том, что азербайджанцы и армяне в Нагорном Карабахе проживают мирно, без проблем. И дальше Нагорный Карабах получает статус.

Заявление Сергея Лаврова показало, что Россия видит урегулирование нагорно-карабахского конфликта исключительно через призму первоначального ухода вооруженных сил Армении с оккупированных территорий – 7 районов. И это базовая формула, озвученная Москвой. Мы не знаем, как там переговоры ведутся в закрытом формате, но то, что именно сейчас, именно Лавров сделал такое заявление, означает, по всей видимости, что у Москвы есть понимание неконструктивности подхода армянской стороны, Никола Пашиняна к переговорам. Потому Москва и дала такой импульс нашим армянским коллегам, чтобы они более конструктивно были настроены на переговоры. Значит Москву не устраивает происходящая ситуация.

Относительно заявлений армянской стороны относительно того, что вот, Мы дескать не имеем права вести переговоры (но ведут при этом), что у нас нет мандата от Карабаха и что мы тут, дескать, почти ни причем, это фальшь. Что касается самопровозглашенного Карабаха - прошедшие недавно так называемые «выборы» в Нагорном Карабахе не признаны никем. Более того, они вызвали осуждение ключевых, влиятельных международных организаций, международных участников, которые так или иначе завязаны на разрешении нагорно-карабахского конфликта. То есть Армения осталась в полной изоляции. Весь остальной мир в лице влиятельных институтов четко дал понять, что не приемлет и не признает те «выборы», которые прошли в Карабахе. Они не демократичные, не свободные, в них не принимала участие азербайджанская община Нагорного Карабаха, поэтому эти выборы просто не легитимны, это такой междусобойчик.

Армения твердит, что главный вопрос в нагорно-карабахском урегулировании для нее – это вопрос безопасности армянского населения, которое проживает в Нагорном Карабахе. Но он Ереван делает вид, что он не слышит регулярных заявлений официального Баку, что Азербайджан это прекрасно понимает и готов обеспечить безопасность армянской общины Карабаха в рамках территориальной целостности Азербайджана. Баку говорит о готовности гарантировать безопасное проживание азербайджанцев и армян в Нагорном Карабахе, об этом было неоднократно сказано президентом Азербайджана, азербайджанской общиной Карабаха. И более того, дать армянской общине Карабаха улучшение жизни. Коронавирус пройдет, низкие цены на нефть пройдут. У Азербайджана колоссальные возможности для развития этих территорий, для того, чтобы вдохнуть в них жизнь. Cегодня там все уничтожено. И я уверен, что Азербайджан в лице Ильхама Алиева способен обеспечить мир, безопасность и совместное проживание и процветание азербайджанцев и армян в Нагорном Карабахе.

Более того, армянские сепаратисты сами угрожают Азербайджану на ровном месте. Новый так называемый «президент» Карабаха утверждает, что в случае некой «агрессии» Азербайджана, Карабах готов дать «непропорциональный ответ» на «агрессию Азербайджану» Азербайджана, более того, грозится захватить новые территории Азербайджана. Но, господи, какой непропорциональный ответ, какая «агрессия» Азербайджана. Азербайджанская Республика хочет мира, хочет законного ухода армянских войск со своих оккупированных районов. Армянскими сепаратистами бесконечно педалируются события 1990-х годов. Оккупации азербайджанских территорий порядка 30 лет. Посмотрите на мировую историю, Германия и Франция в 1945 году были непримиримыми врагами, сейчас мы видим, как европейские государства нормально сосуществуют. Я абсолютно убежден, что если не брать во всем этом тяжелом процессе карабахской истории роль политиканов, азербайджанская и армянская общины Нагорного Карабаха могут жить в мире, нормально развиваясь, потому что для человека главное – мир, работа, материальная безопасность и процветание. Азербайджан может все это обеспечить, он не хочет войны. Когда кто-то говорит обратное, когда стращают – это нагнетание страстей, ложные обвинения. Этого нет. Ведь не Азербайджан оккупирует армянскую территорию, а Армения оккупирует азербайджанскую территорию. Поэтому странно, когда агрессор обвиняет жертву агрессии. Хотя в отношении Азербайджана я бы не употреблял слово «жертва», это сильное, эффективное государство с прекрасными вооруженными силами. Агрессор обвиняет другую сторону в том, что в отношении него якобы применяют агрессию. Это похоже на жонглирование терминами гитлеровского Рейха, когда Германия, нападая на другие страны, объявляла, что якобы именно она стала жертвой со стороны, например, Польши. Хотя это была просто германская провокация. Поэтому вот такие заявления – они безответственны. Просто в Армении и сепаратистском Карабахе властная элита присосалась к источникам дохода. Заявления же людей, которые заявляют, что якобы правят Нагорным Карабахом, они безответственны и лживы. Их мировое сообщество не признает.

Мы видим, что Ереван сегодня подобен ужу на сковородке как в политике в отношении Карабаха, так и во внутренней политике. Оккупировать чужие территории и делать вид, что ничего не происходить, вставать в позу и говорить, что давайте на что-то размениваться – довольно странно. Армения, как минимум, должна уйти из семи оккупированных районов в качестве жеста доброй воли и готовности к миру.

Я считаю, что историческая правда должна победить. Это раз. Два: чтобы добиться результата международное сообщество должно оказывать политическое давление на Ереван. Без этого давления трудно будет рассчитывать на какой-то успех. И в этом плане и Россия должна как-то более жестко подойти к вопросам взаимодействия с нашими армянскими коллегами. Притом, что Армения, безусловно, союзник России по ОДКБ, у нас там есть военная база, но извините, Армения – это Армения, а Нагорный Карабах и оккупированная территория вокруг него - это не Армения. Россия четко разделяет Армению в ее четко признанных границах и Нагорный Карабах и семь оккупированных районов. С точки зрения международного права и согласно позиции МИД России – это территория Азербайджана и здесь Армения должна занимать реалистичную позицию. Никто никогда не признает Карабах. Рано или поздно политическое давление на Ереван должно заставить его более конструктивно подходить к существующим реалиям.

Думаю, с учетом предпринимаемых мер Азербайджан достойно пройдет эпидемию коронавируса. Впереди у Азербайджана прекрасное будущее с точки зрения экономического развития, процветания, диверсификации экономики. Сама по себе успешность Азербайджана и неуспешность в тех же самых вопросах Армении будет очень сильным мотивационным поводом для армянских элит пересмотреть свою неконструктивную позицию.

Азербайджан не хочет войны, но он вынужден развивать свои вооруженные силы, исходя из ситуации, в которой он находится. Это факт, это данность. Тем более мы видим заявления армянских политиков, в том числе военных, в которых говорится, что если снова возникнет война, то они готовы оторвать у Азербайджана новые территории. В этих условиях естественно желание Азербайджана исключить такой вариант развития событий, иметь мощную армию и если ситуация потребует, парировать агрессию. Это абсолютно очевидно. Поэтому сильный успешный экономически процветающий, мирный, уверенный в себе Азербайджан – вот главный фактор для того, чтобы позиция Армении менялась. Не силой оружия, не бряцанья им, а своим собственным примером экономического развития, рывком вперед, повышением уровня жизни, повышения авторитета Азербайджана на международной арене, создания всех необходимых усилий в конечном итоге приведут к справедливому решению нагорно-карабахского конфликта».