AZN = 54.85 RUB
USD = 93.25 RUB
EUR = 99.36 RUB
Новости дня

A
Как изменит эпидемия коронавируса отношения России с Азербайджаном, Арменией и Грузией? В Москве прошла онлайн-конференция

/upload/iblock/70d/70d4e280d2384d3481fc7260ca517691.png

В Москве в онлайн-режиме прошла конференция «Как изменит эпидемия коронавируса отношения России с Азербайджаном, Арменией и Грузией?», сообщает "Москва-Баку".

Организатором конференции выступил Институт политических исследований.

Из-за эпидемии коронавируса многие страны закрывают свои границы, отменяют авиарейсы и поставки продовольствия, все это обязательно скажется на экономических, политических и социальных отношениях. Ближайшие соседи России, страны Южного Кавказа, в этом не исключение. Какие трансформации ждут государства и какие действия необходимо предпринять в ближайшем будущем? Именно это обсудили участники конференции – российские и азербайджанские эксперты.

В конференции приняли участие генеральный директор Института политических исследований Сергей Марков, военный эксперт, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко, экономист Михаил Хазин, аналитик Центра политической информации Иван Пятибратов, советник руководителя фракции ЛДПР в Государственной Думе РФ Алексей Бычков, политолог Ильгар Велизаде, политолог Геворг Мирзоян.

Кто эффективнее всего ведет борьбу с коронавирусом

Как отметил генеральный директор Института политических исследований Сергей Марков, главная задача конференции – обсудить, как на фоне и после коронавируса будут выстраиваться отношения между Россией, Азербайджаном, Арменией, Грузией.

"Cейчас, в нашей части мира возникла достаточно серьезная угроза эпидемии коронавируса. Нам хотелось бы обсудить, как наши государства и общества могут строить отношения в этом новом мире c этими новыми вызовами.

Мы сейчас жестко сконцентрированы на внутренней проблематике, но международная политика тоже не ушла в сторону. Она остается и будет себя постепенно себя проявлять", - сказал эксперт.

В качестве позитивного примера борьбы с коронавирусом и защиты населения Марков привел Азербайджан. «У Азербайджана в связи с коронавирусом есть особенность – значительные суммы в Фонд борьбы с коронавирусом внесли олигархи. Сейчас общая сумма Фонда составляет порядка 90 млн манатов. Кроме того, государство выделило 1 млрд манатов для снижения влияния коронавируса на экономику и занятости в стране. Например, для сравнения, у правительства Армении таких возможностей и рядом нет. В Азербайджане повышена зарплата врачей, которые ведут борьбу с коронавирусной инфекцией. Люди на карантин помещены в четырех- и пятизвездочные отели».

С Сергеем Марковым согласился и Игорь Коротченко: «Я пристально слежу за тем, что сейчас происходит на постсоветском пространстве. В этом плане мне кажется, что действия властей Азербайджана весьма показательны. Хочу отметить личный пример президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева, который подал сигнал бизнес-сообществу, перечислив свою годовую зарплату в созданный национальный Фонд борьбы с коронавирусом. Это очень важный пример, потому что импульс, который дан, он услышан и мы видим, что вслед за этим благородным, честным и бескомпромиссным поступком президента Алиева бизнес-сообщество начало активно жертвовать деньги, включая средних и крупных бизнесменов, государственные корпорации, компании в этот фонд. Это чрезвычайно важный момент консолидации. Потому что, какие бы ни были государственные бюджеты, но те, кто имеет в современном мире финансово-экономические возможности, должны проявить гражданскую солидарность с обществом. В этом плане пример Азербайджана весьма показателен. Так устроен современный мир, когда без импульса первого лица государства трудно рассчитывать на масштабные подвижки, особенно в условиях форс-мажорных обстоятельств. В этом плане мы видим, что и владельцы отелей предоставили номерную емкость для карантина.

Азербайджан предпринял значительные усилия для того, чтоб доставить на свою территорию, пока границы были открыты, аппараты искусственной вентиляции легких, медикаменты, крупной партии антисептиков. Мы видим очень хороший и эффективный пример мобилизации, который даст возможность предотвратить массовое распространения коронавируса.

Такие же действия мы видим и в России.

Стоит сказать, что сегодня в связи с коронавирусом мы стоим на пороге масштабных изменений. Это совершенно новый вызов человечеству. И мы как представители интеллектуальной элиты своих стран должны формулировать вызовы, стоящие перед государствами.

Влияние коронавируса на экономики стран Южного Кавказа

Говоря о последствиях для экономик стран Южного Кавказа в связи с коронавирусом, Игорь Коротченко выразил мнение, что эпидемия безусловно нанесет удар прежде всего по экономике Армении:

"Экономические последствия от коронавируса окажут серьезное воздействие на ход дальнейших политических решений стран после того, как эпидемия совместными усилиями мирового сообщества прекратится. Безусловно, экономика Армении получит колоссальный удар. Она не имеет «подушки безопасности» и, к сожалению, жизнь людей существенно осложнится и это приведет к новой нестабильности. Я абсолютно в этом убежден. В этих условиях, конечно, мы не знаем, пойдут ли армянские власти на более договороспособную позицию с точки зрения обмена оккупированных территорий в ответ на снятие блокады со стороны Азербайджана. Абсолютно очевидно, что без внешнего импульса экономика Армении будет только стагнировать и это приведет к новым бесчисленным страданиям для граждан Армении. Мы видим, что «подушка безопасности», экономические реформы по диверсификации экономики, особенно в последние годы, по строительству нового типа экономики, не привязанной к нефти и газу, которые предпринимал Азербайджан под руководством Ильхама Алиева, сегодня позволяет Азербайджану более уверенно и успешно пройти эти сложные испытания. В этих условиях по выходу из ситуации с эпидемией мы увидим мощный экономически развитый Азербайджан, который совершит очередной экономический рывок и стагнирующую Армению. В этих условиях для армянских элит просто-напросто будет стоять вопрос национального выживания, иначе экономика под своими обломками погрузит в хаос общество. В этих условиях, я считаю, ответственные политические элиты, если они, конечно, в Армении найдутся, должны будут пойти на конкретный, предметный диалог с Азербайджаном, который будет готов вдохнуть жизнь в оккупированные районы при условии их возвращения и вдохнуть жизнь в экономику, как это ни не покажется парадоксальным. Иначе она просто погребет под своими обломками все расчеты армянских элит на процветание. Армения без урегулирования нагорно-карабахского конфликта станет изгоем 21-го века".

Как коронавирус повлияет на процесс нагорно-карабахского урегулирования

Говоря о ситуации с урегулированием конфликтов, в частности нагорно-карабахского, в период всеобщей борьбы с коронавирусом, Игорь Коротченко заявил следующее:

"Меняется восприятие современного мира. Новые вызовы и угрозы требуют и коллективного ответа и, самое главное, отказа от прежних догм. Я считаю, что в современных условиях непреходящими ценностями является незыблемость государственного суверенитета и государственных границ. Факт оккупации Арменией более 20 процентов территории Азербайджана признан на уровне ООН и имеются 4 соответствующих резолюции Совбеза ООН. В эти условиях мы должны опять подтвердить, что разумная часть международного сообщества выступает за реализацию этих базовых основополагающих документов, на основании которых возможно справедливое урегулирование нагорно-карабахского конфликта. Мы видим, что, к сожалению, с приходом к власти в Армении премьер-министра господина Никола Пашиняна нет абсолютно никаких конструктивных попыток обозначить реальное продвижение. Идет безответственная политическая демагогия, болтовня. Пашинян – это армянский Навальный. Это тип людей, неспособных к конструктивной деятельности. Мы видели, что по крайней мере Сержа Саргсяна были попытки урегулирования. По крайней мере, об этом есть утечки в СМИ, согласно которым прежнее руководство в Ереване было готово поэтапно решать вопросы. На первом этапе – это передача пяти оккупированных районов под контроль Азербайджана, вывод оттуда вооруженных формирований сепаратистского Нагорного Карабаха и ВС Армении. Дальше – передача еще двух районов при сохранении транспортных коммуникаций между материковой Арменией и Нагорным Карабахом, через которые осуществлялся бы транзит невоенных грузов. И таким образом, с гуманитарной и экономической точек зрения было бы обеспечено взаимодействие. Далее – определение статуса Нагорного Карабаха путем проведения всеобщих выборов, в котором в обязательном порядке принимали бы участие и азербайджанские беженцы и вынужденные переселенцы. То есть необходимо движение вперед. Но со стороны Никола Пашиняна мы видим абсолютную политическую безответственность. Оппозиционеры, которые при поддержке Сороса и посольства США, взяли власть в Ереване, они не способны к конструктивному диалогу.

Что важно делать. Необходимы гуманитарные инициативы. Мы сегодня видим решительные действия со стороны президента Азербайджана Ильхама Алиева, который себя показал действительно достойным государственным руководителем. Назовите мне еще президента, который пожертвовал свою годовую зарплату в Фонд борьбы с коронавирусом. Нет таких прецедентов. Мы ждем от Баку, как только неммного стабилизируется ситуация с коронавирусом, новых гуманитарных инициатив. Мы как представители российского экспертного сообщества готовы активно участвовать в выработке новых форматов. Главное пройти сейчас пик борьбы с коронавирусом, пройти совместно и дальше будем предлагать новые форматы государственным руководителям. Здесь нет политики национального изоляционизма, нет политики национального сепаратизма. Мы должны вместе на Южном Кавказе, в Каспийском регионе, на постсоветском пространстве пройти этот сложный период".

Сергей Марков уверен, что при эпидемии коронавируса никаких подвижек в нагорно-карабахском урегулировании ожидать нельзя, а вот после окончания кризиса, связанного с эпидемией, появятся значительно большие возможности для продвижения вперед в нагорно-карабахском урегулировании. "Механизм здесь достаточно простой: борьба с эпидемией очень сильно ударит по экономикам стран и в том числе она очень сильно ударит по экономике Армении. Поэтому для руководства Армении ценность снятия блокады с нее будет гораздо более выше, чем до эпидемии коронавируса. Снятие блокады является ключевым предложением Азербайджана по та называемой Казанской формуле. По ней Армения передает Азербайджану районы вокруг Нагорного Карабаха, Азербайджан же снимает блокаду с Армении и Карабаха, cохраняя два коридора безопасности. Также предполагается еще ряд мер. Таким образом, в условиях кризиса бедности в Армении после окончания эпидемии ценность снятия блокады будет значительно выше. Таким образом политическая поддержка урегулирования нагорно-карабахского конфликта по Казанской формуле в армянском обществе будет выше, чем она была до эпидемии. Дальше это просто нужно реализовывать", - сказал Марков.

О влиянии коронавируса на сотрудничество России и Азербайджана

Эксперты затронули тему влияния коронавируса на сотрудничество России и Азербайджана, в том числе коснулись влияния ситуации с эпидемией на товарооборот между двумя странами, а также обозначили важность по окончании пандемии активизации совместных проектов.

Иван Пятибратов не считает, что сотрудничеству двух стран нанесен сильный ущерб. "Да, наверное, экономика Азербайджана немного «подзамерзла», поскольку закрыты границы, приостановлено авиасообщение. На мой взгляд, более всего здесь пострадало туристическое направление. Но сегодняшняя ситуация только стимулирует новые возможности для России и Азербайджана для более эффективного взаимодействия», - рассказал Пятибратов.

Эксперт напомнил, что Азербайджан участвует в большом количестве транспортных проектов, в частности, Север-Юг, и выразил уверенность, что для Российской Федерации и Азербайджанской Республике после завершения эпидемии коронавируса было бы разумным интенсифицировать работу по проекту Север-Юг, который из-за COVID-19 сейчас провисает. «Апокалипсиса не будет, если думать, как действовать дальше. А мне кажется, что Россия и Азербайджан дальше должны все больше и больше сближаться, в том числе в инфраструктурных проектах. Мы сейчас должны вместе помочь Ирану и сделать со своей стороны для этого все необходимые шаги. Что касается восстановления товарооборота между Россией и Азербайджаном после влияния коронавируса - все существующие между Россией и Азербайджаном договоренности остаются, инфраструктура остается», - констатировал эксперт.

Алексей Бычков также отметил, что сложившаяся ситуация может дать второе дыхание для проектов, подразумевающих взаимодействие между Россией и Юго-Восточной Азией, Закавказьем - это проект Север-Юг, проект нового Шелкового пути. «В последние годы мы можем наблюдать развитие трехсторонних отношений между Россией, Ираном и Азербайджаном. К сожалению, сейчас Иран оказался под серьезной угрозой разрастания коронавируса и в этой связи Россия может выступить для ИРИ и стран Закавказья партнером не только с точки зрения экономического сотрудничества, но в качестве гуманитарного партнера - спасителя региона от распространения вируса».

Ильгар Велизаде также считает, что России и Азербайджану по окончании эпидемии стоило бы сконцентрировать свое внимание на реализации проекта Север-Юг. «Север-Юг – это очень важный проект. В сентябре этого года будет отмечаться 20-летие проекта. Он был инициирован в Санкт-Петербурге в сентябре 2000 года, К сожалению, сегодня работы по нему в основном идут на территории Ирана – речь идет о строительстве недостающего участка железнодорожного полотна Решт – Астара. Работы, которые были проведены на территории России завершены. К сожалению, Ирана сейчас не в том положении, чтобы реализовывать этот проект. Американские санкции не позволяют Тегерану выделять серьезные финансовые суммы. Дай Бог, решим вопрос с пандемией и стороны к проекту Север-Юг вернутся. В России должна была состояться очередная встреча президентов РФ, Азербайджана и Ирана. У нас была беседа с главой МИД Ирана Мохаммедом Джавадом Зарифом и он сказал, что эта встреча стоит на повестке, но просто отложена. И как только появится возможность, то приступят к подготовке встречи.

Что касается товарооборота, то по итогам прошлого года между Азербайджаном и Россией он составил 3 млрд долларов. Это серьезная сумма, причем энергоносители составляют небольшой процент этого объема. Структура очень диверсифицирована. Для сравнения, суммарный товарооборот России с Арменией и Грузией составляет 2,1 млрд долларов. С Азербайджаном – это более 3 млрд долларов. Сейчас мы в связи с изменениями на финансово-валютных рынках ожидаем снижения относительно денежного объема товарооборота, но физический объем товарообороита между Азербайджаном и Россией скорее всего не уменьшится».