AZN = 54.47 RUB
USD = 92.59 RUB
EUR = 100.27 RUB
Новости дня

A
Политолог Павел Клачков: Азербайджан - главный стратегический союзник России на Южном Кавказе

В интервью «Москва-Баку» политолог Павел Клачков дает оценку политике Ильхама Алиева за год после его переизбрания на пост президента Азербайджана, говорит о том, что нового появилось в управлении страной главой Азербайджанского государства, а также, какое место на политической карте мира среди стран Южного Кавказа занимает сегодня Азербайджан.

-Павел Владимирович, исполнился год с момента переизбрания Ильхама Алиева президентом Азербайджана. Что за год достигнуто - во внутренней, во внешней политике? Может быть вы увидели что-то новое в подходе Ильхама Алиева?

-Для того, чтобы анализировать политику президента Азербайджана за последний год, мне кажется, необходимо выйти за рамки только лишь этого года и точку отсчета перенести в прошлое, точнее, в начало 1990-х. Мы помнил, что на тот момент в Азербайджане царили безвластье, хаос, много крови, насилие, упадок экономики. Именно на этом фоне к власти приходит Гейдар Алиев – отец нынешнего президента. И Азербайджан вступает в совершенно новую, уникальную для этой страны эпоху, которая, как мы можно увидеть, становится эпохой прогресса, эпохой процветания. Конечно, все это происходит не единовременно, по мановению руки, но постепенно-постепенно Азербайджан становится независимым, суверенным, самодостаточным государством с нормальной экономикой, со всеми нужными суверенной стране атрибутами. В этом смысле Ильхам Алиев является достойнейшим преемником своего отца. Он продолжает его линию на то, чтобы Азербайджан оставался стабильным государством без всякого рода турбулентности. Это большое благо для страны, когда удается установить порядок, ведь без порядка, без стабильности экономика, социальная сфера никогда не будут развиваться.

Касательно того, какими тенденциями обозначился год после переизбрания Ильхама Алиева президентом. Политика Ильхама Алиева за этот период характеризуется серьезными подвижками в укреплении и развитии социальной сферы. Мы видим целую череду реформ, направленных на повышение уровня социальной защиты населения. Президент с каждым днем становится все более открытым людям. Он встречается, разговаривает, повышается уровень демократизма власти и как следствие - уровень доверия населения к власти. Это то, что приветствуется народом, находит понимание и отклик.

Во внешней политике в лице Ильхама Алиева мы видим блестящего дипломата, тем более, он человек, получивший соответствующее образование, ученую степень. Он очень широко реализовал себя как практик на международной арене. При нем Азербайджан превратился в уникальную страну, сумевшую построить очень хорошие отношения как с европейскими, так и с исламскими государствами. Редко бывает такое сочетание, когда и с теми, и с другими есть общий язык. Такая сбалансированная внешняя политика также способствует процветанию Азербайджанской Республики.

Резюмируя, самое главное в политике Ильхама Алиева за год – это укрепление доверия населения к своему президенту за счет того, что была проведена и продемонстрирована очень серьезная политика социальных реформ. Был сделан разворот в сторону нужд населения, что получило соответствующий отклик со стороны азербайджанцев, которые стали испытывать еще большее доверие к власти за счет обеспечения ею лучшего качества жизни. А это важно для стабильности. Очень трудно управлять населением, которое бунтует или чем-то недовольно, выходит на площади с кричалками, как мы видим на примере соседней республики.

-Хотелось бы напомнить, что практически сразу после избрания президентом в прошлом году Ильхам Алиев запустил в Баку Южный газовый коридор, а затем совместно с президентом Турции и Трансанатолийский газопровод (TANAP). Вместе с тем в последние годы Ильхам Алиев сделал ставку на развитие ненефтяного сектора.

-Я считаю, не надо стыдиться того, что есть нефть. Наоборот, это тот козырь, который надо использовать, который позволяет быть активным экономическим игроком на международном поле и обеспечивать необходимые инвестиции в страну. Следующее, что стоило бы отметить среди достижений Азербайджана после нефтяного сектора, это огромнейшие перспективы его как транспортного узла, транспортного хаба. Транспортный коридор «Север – Юг» в конечном итоге - это взаимодействие, скрепление торговых связей, отношений всех соседей и, естественно, благосостояние соседних стран. Как следствие – запускаются и другие проекты – происходит cвоего рода цепная реакция. А возможно это только благодаря уникальной дипломатии Азербайджана.

Безусловно, развивается все многообразие ненефтяного сектора Азербайджана. Но все же нефть – в ее основе, именно она обеспечивает основу экономики. Думаю, она не так скоро кончится, как говорят об этом пессимисты. Все эти реальные козыри Азербайджана позволяют ему наращивать мощности и по другим направлениям.

-Можно ли назвать Азербайджан самым передовым государством на Южном Кавказе?

-На мой взгляд да, без всяких сомнений. Это то государство, которое достигло необходимого, практически идеального баланса между религиозностью и светскостью. Если мы посмотрим на исламские страны, я не хочу никого подвергать критике, но все же бывает определенный перекос. В Азербайджане же мы видим уважение ко всем религиям – к христианству, к иудаизму и т.д. Культовые сооружения реставрируются, за ними ухаживают.

-Действительно, даже армянская церковь в самом центре Баку есть.

-Да, друзья мне показывали. И с гордостью говорили: смотри, мы сохраняем и это тоже как достояние Азербайджана. Для Азербайджана характерна уникальная терпимость культур, терпимость народов друг к другу. В Азербайджане особая атмосфера, в которую попадаешь и начинаешь понимать, что ты в совершенно особом месте.

В политике Азербайджана мы видим и умение сохранить свою самостоятельность, что очень важно для государства – это уметь проводить свою линию, не склонять своей головы. Это обеспечивается и наращиванием военно-технической мощи вооруженных сил. Это важная составная часть и внутренней, и внешней политики государства – чувствовать себя защищенными, а также иметь возможность гордиться тем, что мы готовы защитить себя от врага.

-В последние годы в Азербайджане друг за другом проводится большое количество международно-значимых мероприятий – и политических, и культурных, и спортивных…

-Какое-то время назад прошел Бакинский гуманитарный форум, совсем недавно – Бакинский глобальный форум. Череда таких событий позволяет создавать и укреплять позитивный образ Азербайджана в глазах мирового сообщества. Баку – уникальное место, где прошли и первые в истории спорта Европейские игры, и Исламские игры солидарности. Азербайджан – это такой перекресток культур, и безусловны талант руководителя страны учитывать интересы разных культур. Это очень важно.

-И при этом многие отмечают, что Азербайджан добился успехов, несмотря на то, что находится в состоянии конфликта – 20 процентов его территории оккупирована.

-Конечно, для Азербайджана – это отягощающий фактор. Карабахский конфликт как тлеющая, постоянно зудящая рана. В Азербайджане я встречался с беженцами, которые благодарны Алиевым. Они обеспечивают беженцев квартирами, проявляют заботу к тем, кто пострадал в этом конфликте. Это все я видел своими глазами. Это еще раз к вопросу о социальной политике в Азербайджане.

К сожалению, пока ничего обнадеживающего по вопросу перспектив нагорно-карабахского урегулирования сказать не могу. Конфликт тянется настолько давно, столько слов про него сказано, что сейчас еще что-то добавить будет довольно-таки сложно, кроме того, что это боль, это тот груз, который тащит на себе страна и при этом добивается таких успехов. Эту мысль я хотел бы подчеркнуть.

-Но все же… Недавно в Вене прошла первая официальная встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна, казалось бы, как было объявлено по итогам встречи, договорились о гуманитарных шагах, в целом настрой на мир, но вдруг глава Минобороны Армении начинает говорить, что чуть ли Ереван ни готов захватить новые земли Азербайджана. Как это понимать?

-Когда проходила встреча президента Алиева и премьера Пашиняна, я обсуждал ее с коллегами, знатоками региона, и их удивило, что переговоры длились так долго за закрытыми дверями.

Порядка трех часов лидеры беседовали с глазу на глаз. Сам факт беседы – он уже говорит о многом. Что касается заявления главы Минобороны Армении… Конечно, возможно, в Армении определенные силы, определенные люди забеспокоились, потому что карабахский фактор играет большую роль во внутренней политике Армении, возможно, решили приструнить какие-то силы, которые, может быть, действительно хотят нормализации отношений с Азербайджаном, захотели поспекулировать. Здесь я увидел больше даже не нападки на азербайджанцев со стороны Минобороны Армении, а какую-то внутриполитическую армянскую интригу. Они борются друг с другом, используя карабахскую карту. В Армении сегодня нет такой стабильности, как в Азербайджане, соответственно, и нет такого позитивного развития. Происходят постоянные бурления, какие-то революции, что-то еще. Но разве можно развивать свою страну, свое государство, когда у вас нет элементарного порядка и уважения к государству, которое должно обеспечивать этот порядок.

-Встреча глав МИД Азербайджана и Армении при посредничестве министра иностранных дел России Сергея Лаврова пройдет 15 апреля в Москве. Что Россия сегодня может предложить сторонам конфликта в качестве посредника?

-Сейчас не вижу здесь возможности каких-то новых инициатив. Возможно только выступать гарантом того, что конфликт не скатится в зону какого-то ожесточенного насилия, массового применения тяжелых вооружений, что, конечно, было бы нежелательно для всего региона Южного Кавказа. Решить эту проблему, перекладывая на плечи Москвы, мне кажется, нельзя. За длительный срок сложились определенные отношения между народами Азербайджана и Армении. И в урегулировании нельзя ответственность перекладывать на кого-то еще, кроме самих себя, оно и не получится. При это все же Москва обязана по своей периферии границ, в зоне своей ответственности – на постсоветском пространстве делать все возможное, чтобы не допустить эскалацию конфликта и развертывания широкомасштабных военных действий. В этом заинтересованы все. Должна работать дипломатия непосредственно двух стран.

-При этом министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров отметил, что Россия в переговорах по Карабаху является эдакой «тяжелой артиллерией». В целом, значит, Москва может и той, и другой стороне дать какие-то рекомендации, которые могут действительно «услышать»?

-Я думаю, что поддержка Москвы – это очень важный козырь в переговорах. И если у какой-то из сторон получается ее обеспечить, достигнуть в той или иной мере, то эта сторона, конечно, укрепляет свои позиции, становится доминирующей в переговорах.

-Как вы считаете, можно ли сказать, что за последний год отношения России и Азербайджана как-то кардинально качественно изменились в лучшую сторону, что в России, может быть, стали больше понимать Азербайджанскую Республику?

-Абсолютно согласен с вами, причем такие выводы можно сделать сразу из двух источников. Из официальных сводов: сегодня проходят взаимные визиты, подписываются соглашения, проходят мероприятия, идет взаимодействие государственных структур, они постоянно работают, чтобы находить общий язык; из сферы народной дипломатии. Россияне открывают для себя Баку, Азербайджан с новой стороны. Я сейчас все больше и больше общаюсь с людьми, которые хотели бы съездить посмотреть Баку, отдохнуть там. 10-15 лет назад я такой тенденции не наблюдал. Все тогда стремились в Соединенные Штаты, на Кипр, Мальту, вот такие были фетиши. Сейчас люди хотят в Баку, Тбилиси. И это тоже говорит о некотором сдвиге сознания, о том, что азербайджанской стороной была проведена очень серьезная работа, чтобы создать для россиян такой позитивный имидж Азербайджана. Я вижу эту работу, она реально идет в СМИ, вижу на примере диалоге правительств. Результаты этой работы действительно доходят до сознания простых россиян, которые уже воспринимают Азербайджан как место, где можно действительно прикоснуться к культурным ценностям, к уникальной истории.

-Ну хорошо, а в политических, экономических моментах?

-С политической точки зрения я тоже вижу здесь позитивное развитие. На самом деле, то было всегда. Общий язык руководств наших стран – всегда были тесные хорошие взаимоотношения. Это вытекает из того, что жизнь Ильхама Алиева была тесно связана с Россией. Недавно я перечитывал речь Ильхама Алиева перед молодежью, где он рассказывает про свою жизнь, судьбу, как он учился здесь в МГИМО, затем как он там преподавал. Он с молодости был вписан в нашу общую советскую систему. Он ее знал изнутри очень хорошо. Он здесь не чужой человек, здесь есть общие истоки, общие корни, общее понимание, общий язык. Поэтому в политическом смысле проблем и не было. Экономически – чем сильнее становится Азербайджан, тем больше диверсифицируется его экономика, тем больше появляется каналов взаимодействия с экономикой России, из которых можно извлекать обоюдную пользу.

России и Азербайджану без стратегического партнерства друг с другом никак. Мы находимся рядом и связаны многими нитями - исторической дружбой, общей судьбы. Недавний визит министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова в Баку показал, что и в области промышленности, и в области торговли у Азербайджана и России активные контакты, которые только нарастают. Наши связи постоянно укрепляются, идет взаимодействие во благо наших стран.

-А в чем залог позитивных отношений России и Азербайджана сегодня?

-Думаю, в согласованности принципиальных позиций во внешней политике. Не секрет, что сегодня России в противостоянии с Западом приходится нелегко. Причем многие говорят, что все это началось с крымских событий, а я скажу, что это обострение пошло еще со времен событий в Ливии. Мы видели, что Каддафи постоянно делал реверансы в сторону западных лидеров, давал им деньги, имел с ними дружбу, впоследствии он был беспощадно убит, его режим свергнут. До сих пор Ливию обуревают совершенно ужасные кровавые конфликты, страны практически нет. Это заставило задуматься очень многих мировых лидеров над вопросом – насколько мы можем доверять Западу? Дружба с ним не убережет вас от того, что однажды он может просто расчленить вашу страну. И Крым в истории отношений с Западом был только последствием. Сейчас России не так легко проводить свою политику. И в этой ситуации мы нуждаемся в поддержке наших друзей, наших соседей, в том числе Азербайджана. Вместе с тем мы стараемся оказывать поддержку и Азербайджану. И это не какие-то надуманные вещи, это объективно наша общая, можно сказать, евразийская судьба - когда мы взаимозависимы, когда наши интересы взаимопроникнуты, мы нуждаемся в таком добрососедстве.

-Действительно, Азербайджан часто и в разных международных организациях поддерживал и поддерживает Россию, как, впрочем, и наоборот. И Москва часто рассматривает Баку в качестве площадки, на которой Россия проводит очень серьезные встречи со своими, например, американскими партнерами…

-Это подчеркивает Баку как уникальное пространство, площадку для такой высокой дипломатии. Азербайджан в данном случае выступает образцом сбалансированной внешней политики, площадкой, на которой комфортно себя чувствуют военные лидеры двух государств, кроме того, государств не всегда видящих друг в друге друзей, а скорее наоборот.

-Получается, Баку доверяют…

-Да, две сверхдержавы таким образом обозначают свое присутствие.

-Многие высказывают мысль, что Азербайджан сегодня для России даже не стратегический партнер, а единственный стратегический союзник России на Южном Кавказе. Cогласны ли вы с такой мыслью?

-Я положительно к этому мнению отношусь. За счет контактов, за счет совместных проектов, понимания общих интересов мы переходим постепенно на тот уровень, который вы обозначили как стратегическое союзничество.