Сортировать по
12+

Итоги первого месяца реализации мирных договоренностей по Карабаху, достигнутых 9 ноября лидерами России, Азербайджана и Армении, анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала "Москва-Баку"

Через месяц после подписания лидерами России, Азербайджана и Армении соглашения об условиях прекращения боевых действий в Нагорном Карабахе, конвертировавшего военные победы Азербайджана в политические договоренности о возвращении Баку значительной части оккупированных территорий, включая Шушу и Гадрут, в Ереване и Баку царят противоположные настроения. В Ереване ищут виновных в поражении и требуют отставки Никола Пашиняна. А в Баку впервые в истории независимого азербайджанского государства отмечают начавшееся возвращение Карабаха всеобщим ликованием и военным парадом по случаю окончания войны.

Карабахский перелом уже изменил многое в Закавказье, разделив его постсоветскую историю на «до» и «после». При этом главные перемены, призванные изменить жизнь этого многострадального региона до неузнаваемости, судя по всему, еще впереди.

О том, почему история замороженного карабахского конфликта получила столь стремительную и драматичную развязку будут спорить еще очень долго. И все же, нельзя не признать главного и очевидного: ситуация зрела годами, если не сказать десятилетиями, и то что произошло, увы, не могло не произойти.

Почему? Потому что имитация переговорного процесса на финальном этапе сменилась и вовсе откровенно вызывающими жестами со стороны армянского премьера, который устраивал танцы в Шуше, требовал для Карабаха независимости, которую не признала сама Армения, что и стало последней каплей. Как гласит русская поговорка, «Сколько веревочке ни виться, а конец будет».

И вот карабахский перелом наступил.

Глядя на показанную на параде в Баку трофейную армянскую технику, нельзя не вспомнить российских экспертов, которые в первые дни конфликта рассказывали по телевизору про «азербайджанское поражение».

Где они сейчас?

Кто-то замолчал, кто-то, быстренько переобувшись в воздухе, изменил свою позицию на противоположную.

Учитывая парад Победы в Баку, уместно сослаться на мнение заместителя директора российского Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, который в своей статье в газете «Ведомости» дал четкий, беспристрастный и объективный анализ того, почему, вопреки ожиданиям многих, война закончилась тяжелым поражением армянской стороны.

«Если рассматривать вторую карабахскую войну как внешнеполитическую и военную операцию, предположу, что это самая красивая операция в XXI веке, быть может, после крымского экспромта Владимира Путина. Более того, даже с узкой военно-технической точки зрения мы были свидетелями если не переворота, то, по крайней мере, протореволюции. Суть ее в совершенно новой роли беспилотных летательных аппаратов барражирующих боеприпасов (дроны-«камикадзе»). Главный фактор эффектных успехов азербайджанской армии – это бесспорное господство в воздухе», -- пишет Константин Макиенко.

«Именно в тот момент, когда ощущение безнадежности, порожденное тотальным беспилотным господством противника в воздухе, охватило армянские силы, фронт и начал сыпаться», -- признает эксперт, который не был замечен в ангажированности или какой-то особой симпатии к Азербайджану и Турции.

По его словам, «беспилотная операция, проведенная азербайджанцами, – это, наверное, еще не 7 декабря 1941 года в Перл-Харборе, но уже точно 12 ноября 1940 года в Таранто».

Здесь необходимо пояснить, о чем идет речь.

Ровно 80 лет назад, в ноябре 1940 года, в годы Второй мировой войны британская палубная авиация совершила стремительный и неожиданный рейд на итальянскую военно-морскую базу в Таранто, находящуюся в Средиземном море. В результате операции, вошедшей в учебники военной науки, итальянский флот понес тяжелые потери, а инициатива в Средиземноморье перешла к британскому флоту.

И вот сегодня, свое новое слово в мировой военной науке побеждать сказал в Карабахе Азербайджан, как это сделала в Таранто владычица морей Британия.

Вторым главным итогом карабахского перелома, помимо возвращения Азербайджану Кельбаджарского, Агдамского, Лачинского районов, а также Шуши и Гадрута, стало то, что после этой победы рассуждения о некоем особом статусе Карабаха окончательно потеряли смысл и стали постепенно уходить даже из риторики официальных лиц в Ереване.

Напомним, что вплоть до последнего момента, пока боевые действия в Карабахе не завершились, в своих многочисленных интервью премьер Пашинян всячески педалировал вопрос об особом статусе Карабаха, говорил о том, что единственным спасением для него может стать независимость.

Однако обращает на себя внимание, что в трехстороннем заявлении лидеров России, Азербайджана и Армении, которое фактически стало дорожной картой урегулирования, о необходимости какого-то особого статуса Карабаха нет ни слова. В связи с этим в Азербайджане стала крылатой фраза президента страны Ильхама Алиева, который в своем эмоциональном

обращении к нации после военного поражения Армении заявил: «Ну что, Пашинян? Где твой статус?».

В свою очередь, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос, не изменилась ли позиция России по статусу Нагорного Карабаха после подписания заявления лидеров России, Азербайджана и Армении, указал на то, что позиция Москвы осталась неизменной, напомнив о «о соответствующих резолюциях Совета безопасности, достаточно давних». «Россия ничего не меняла, собственно, ни одна страна не меняла. Собственно, и президент Путин говорил, что сам по себе Карабах не признавался, он не был признан даже самой Арменией», -- пояснил Дмитрий Песков.

Напомним, что принятая в апреле 1993 года резолюция №853 Совета Безопасности ООН «подтверждает суверенитет и территориальную целостность Азербайджана».

На этой неделе новый глава МИД Армении Ара Айвазян, назначенный на свою должность всего три недели назад, после неожиданной отставки Зограба Мнацаканяна, совершил свой первый визит в Россию, главной темой которого стала реализация все тех же мирных договоренностей по Нагорному Карабаху.

Оценивая ситуацию в зоне конфликта, российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил: «Мы едины в том, что подписание заявления от 9 ноября создает все необходимые условия для долгосрочного урегулирования нагорно-карабахского конфликта на справедливой основе в интересах армянского и азербайджанского народов, в интересах стабилизации ситуации на Южном Кавказе».

Те, кто внимательно следил за ходом переговоров, не могли не заметить, что на итоговой пресс-конференции двух министров, обсуждавших обмен пленными и телами погибших, а также многочисленные гуманитарные вопросы, включая условия для возвращения беженцев и восстановления объектов инфраструктуры, не прозвучало ни одного слова о статусе Нагорного Карабаха. Получается, что все условия «для долгосрочного урегулирования на справедливой основе в интересах армянского и азербайджанского народов», о котором говорил Сергей Лавров существуют и без пресловутой карабахской независимости, которая все больше выглядит опасным политическим миражом. Потом что сейчас главная задача -- залечить раны войны, вернуть людей домой, накормить, обогреть, избавить их от страха, восстановить добрососедские отношения.

Конечно, далеко не все те, кто сегодня отравлен ядом ненависти и национализма поверят в то, что этой возможно. Тем не менее, Баку отвоевывал свои территории и терял жизни своих солдат шехидов не ради самих территорий, а ради людей, причем не только азербайджанцев. Вот что заявил по этому поводу на недавнем заседании глав МИД стран ОБСЕ азербайджанский министр иностранных дел Джейхун Байрамов: «Азербайджан решительно настроен на реинтеграцию армянских жителей нагорно-карабахского региона в наше политическое, социальное и экономическое пространство, гарантируя им все те права и свободы, которыми обладают все граждане Азербайджана, независимо от этнического происхождения».

Работа в этом направлении набирает темп. На этой неделе о готовности участвовать в восстановлении районов, пострадавших от карабахского конфликта, заявили соседние Турция и Иран, а также компании из Италии.

А вот неожиданное заявления, прозвучавшее на этой неделе в охваченном политическими страстями Ереване.

Оно принадлежит депутату армянского парламента от правящей фракции «Мой шаг», главе комиссии по вопросам обороны и безопасности Андранику Кочаряну.

Приведем его словам целиком:

«Мы проиграли как на поле боя, так и нравственно и психологически. Понятно, что факт поражения приведет к дополнительной закомплексованности, но нужно по возможности быстро выйти из деморализованного состояния. В конце концов, надо попытаться начать диалог с победившей стороной, как бы тяжело это ни было. Почти все страны, восстановившиеся после крупномасштабных войн, пошли по этому пути. Установление двусторонних дипломатических отношений может изменить ожидающиеся перспективы».

Подобное признание, которое, возможно, когда-то будет услышано в Ереване, стало еще одним признаком произошедшего карабахского перелома. Впрочем, сегодня в армянской столице, где многие всерьез рассчитывают однажды добиться военного реванша за поражение во второй карабахской войне, звучат совсем другие речи.