Сортировать по
12+

Международные усилия России, Турции и других ключевых игроков, направленные на долгосрочное урегулирование на Южном Кавказе, анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»

Годовщина второй Карабахской войны не только продолжила спор об ее итогах и тех переменах, которые произошли на Южном Кавказе в первый послевоенный год, но и вызвала новый всплеск международной активности вокруг карабахского урегулирования. Эта тема стала одной из главных на переговорах президентов России и Турции в Сочи, в ходе которых Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган подтвердили готовность Москвы и Анкары прилагать совместные усилия для примирения сторон и оставаться гарантами стабильности в регионе. Свою роль в карабахском урегулировании в эти дни пытаются активно обозначить и ведущие державы Запада, выступающие с собственными инициативами по дальнейшему продвижению мирного процесса и определению его ключевых условий. О Карабахе на этой неделе говорили не только лидеры России и Турции в Сочи и президент Азербайджана Ильхам Алиев, сделавший ряд важных заявлений в своем обращении к нации и в нескольких интервью мировым СМИ. США и Франция, которые вместе с Россией входят в Минскую группу ОБСЕ, не оставались сторонними наблюдателями и делали свои шаги. Вместе с ними свою роль в карабахском урегулировании обозначили Евросоюз и Парламентская Ассамблея Совета Европы. Не ставя под сомнение тот очевидный факт, что решающую роль в примирении сторон в ноябре прошлого года сыграла Россия, через год после начала второй карабахской войны страны Запада пытаются перехватить дипломатическую инициативу. Это заставляет экспертов и СМИ снова и снова спорить о том, кто же в дальнейшем карабахском урегулировании будет играть первую скрипку.

Новая встреча президентов России и Турции в Сочи стала еще одним подтверждением того, что Москва и Анкара полны решимости и дальше оставаться теми главными внешними игроками, на плечах которых через год после начала 44-дневной войны лежит нелегкая ноша карабахского мира. Общаясь со своим турецким коллегой, Владимир Путин напомнил о том, что в регионе активно действует российско-турецкий центр по контролю за прекращением огня на границе между Азербайджаном и Арменией. В связи с этим российский лидер назвал сотрудничество Москвы и Анкары серьезной гарантией стабильности в регионе и ключевым условием согласования позиций сторон по дальнейшим шагам, направленным на примирение. Подробности переговоров в Сочи раскрыл пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, по словам которого на встрече с турецким коллегой Владимир Путин подчеркнул необходимость компромиссных решений по урегулированию в Нагорном Карабахе. «С российской стороны было подчеркнуто, что стороны должны искать компромиссное решение по делимитации границы и по развитию транспортной инфраструктуры», - заявил Дмитрий Песков.

В свою очередь, обращает на себя внимание, что уже после возвращения из Сочи Реджеп Тайип Эрдоган заявил о том, что Владимир Путин поддерживает создание шестисторонней платформы для обеспечения стабильности в Нагорном Карабахе. Напомним, что это предложение впервые прозвучало на Параде Победы в Баку, состоявшемся 10 декабря прошлого года, причем озвучили его и Реджеп Тайип Эрдоган, и Ильхам Алиев.

Идея состоит в том, чтобы создать шестисторонний механизм с участием России, Турции, Азербайджана, Ирана, Грузии и Армении для обеспечения долгосрочного мира, стабильности и сотрудничества в регионе.

Несмотря на то, что идея, казалось бы, выглядит вполне прагматичной и может примирить и найти одно общее большое дело для всех, через год после начала второй карабахской войны предложение так и не получило развития и зависло в воздухе. Прежде всего, остается неясным, готова ли будет Армения в определенный момент стать одним из вагонов шестистороннего регионального экспресса и если да, то когда и на каких условиях.

Пытаясь личным примером стимулировать интерес соседей к налаживанию сообщения на Южном Кавказе и оживлению региональных связей, президент Турции намерен принять участие в церемонии открытия Международного аэропорта в Физули в Карабахе, дата которой пока уточняется, однако, судя по всему, уже не за горами. Напомним, что Физули в Карабахе перешел под контроль Азербайджана 17 октября прошлого года, а церемония закладки фундамента аэропорта состоялась 14 января.

О том, что заявление лидеров России, Азербайджана и Армении о полном прекращении военных действий в зоне конфликта в Карабахе, подписанное 9 ноября 2020 года, создает основу для дальнейшего урегулирования заявила на этой неделе и проходящая в Страсбурге Парламентская ассамблея Совета Европы. «Ассамблея отмечает, что трехстороннее заявление президента России Владимира Путина, лидера Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна положило конец 6-недельной войне. ПАСЕ считает, что трехстороннее заявление содержит основные условия для соблюдения режима прекращения огня и создает основу для преодоления многочисленных последствий в гуманитарной области», - говорится в резолюции ПАСЕ, обнародованной в канун годовщины начала второй карабахской войны. В связи с этим ПАСЕ призвала стороны к дальнейшей деэскалации и соблюдению позиций, согласованных в ноябрьском документе.

Кроме того, обращает на себя внимание, что карабахское урегулирование на этой неделе обсуждалось в Вашингтоне, где встретились сопредседатели Минской группы ОБСЕ Игорь Ховаев (Россия), Эндрю Шофер (США), Стефан Висконти (Франция). Встреча проходила в расширенном формате с участием нескольких высокопоставленных сотрудников Госдепа США.

Главным итогом встречи в Вашингтоне стал призыв к Еревану и Баку не ограничиваться малыми шагами, полумерами, а добиваться всеобъемлющего урегулирования, снимающего все вопросы и не оставляющего почву для будущего противостояния.

При этом в американском внешнеполитическом ведомстве на этой неделе заявили о готовности Вашингтона продолжать работу с целью «помочь Азербайджану и Армении урегулировать все нерешенные вопросы, связанные с нагорно-карабахским конфликтом или являющиеся его результатом».

Наконец, со своим заявлением на этой неделе выступил и Европейский союз, заявивший от готовности налаживанию контактов между Арменией и Азербайджаном.

Таким образом, как видим, круг внешних игроков, желающих запрыгнуть в дипломатический экспресс на Южном Кавказе, а не просто стоять на платформе в качестве стороннего наблюдателя, через год после карабахской войны расширяется.

Минская группа ОБСЕ, которая, казалось, уже уходила в историю, внезапно ожила, у нее открылось второе дыхание и она может стать платформой для будущей встречи лидеров Азербайджана и Армении, возможность которой подтверждают в Баку. Оживились США и Франция как сопредседатели Минской группы ОБСЕ, при этом Вашингтон зондирует почву для того, чтобы попытаться застолбить за собой самостоятельную роль. Кроме того, на такую роль претендует и Евросоюз.

Казалось бы, это можно только приветствовать: чем больше авторитетных посредников, тем лучше. Почему бы не объединить потенциал ведущих мировых игроков, почему бы им не навалиться на проблему карабахского урегулирования всем миром и довести тот процесс, контуры которого были обозначены в трехстороннем заявлении ноября прошлого года, до логического конца?

Увы, все не так просто, дьявол по прежнему в деталях, а именно, в условиях будущее урегулирования, и здесь возникает ситуация, когда растущее число международных посредников вовсе не гарантирует новое качество переговорного процесса.

Скажем больше.

Есть такая русская поговорка: «У семи нянек дитя без глаза», и она может оказаться вполне уместной применительно к международному посредничеству в будущем карабахском урегулировании через год после начала второй карабахской войны. Когда этими няньками остаются страны, имеющие собственные амбиции, тянущие одеяло на себя, по своему интерпретирующие вопросы Зангезурского коридора, статуса Карабаха и другие камни преткновения в переговорном процессе, то возможен не просто тупик. Возможен и откат и даже срыв, потому что в такой ситуации международные посредники, сами того не желая, превращаются в лебедя, рака и щуку из знаменитой басни Крылова. Неплохо бы ее перевести, если она еще не переведена на английский, французский и другие европейские языки. Переводы на азербайджанский и армянский, понятное дело имеются -- их просто не может не быть.

На этой неделе президент Азербайджана Ильхам Алиев сделал несколько важных заявлений - и в обращении к нации, и в интервью французскому France 24, и в ответах на вопросы турецких журналистов. Выделим лишь одно из его высказываний, которое не только подводит итоги второй карабахской войны, но и обозначает болевые точки будущего урегулирования на Южном Кавказе, которое рано или поздно будет достигнуто.

В своем обращении к народу по случаю Дня памяти Ильхам Алиев напомнил о том, что Азербайджан восстановил свою территориальную целостность, урегулировав конфликт военно-политическим путем, после чего война осталась позади, а нагорно-карабахский конфликт остался в истории.

В своем обращении Ильхам Алиев сказал то, что считает самым главным: «В Азербайджане нет административной территории под названием «Нагорный Карабах» и если кому-то хочется оживить покойника по имени «Нагорный Карабах», то пусть сделает это на своей территории, создаст на своей территории образование, республику, общество под названием «Нагорный Карабах», и мы признаем его. Но только не в Азербайджане! Этот вопрос решен».

В свою очередь, МИД Азербайджана заявил о том, что Баку готов к нормализации отношений с Ереваном на основе строгого соблюдения принципов международного права, суверенитета, территориальной целостности и нерушимости международных границ.

Через год после начала второй карабахской войны это и четкий недвусмысленный сигнал международным посредникам, включившимся в новую гонку за урегулирование в регионе. Пока посредники, вольно или невольно, выясняют между собой, кто из них в Карабахе главный, Баку призывает думать не только о том, кто здесь главный, но и что здесь сегодня самое главное.

Самое же главное для него состоит в том, что Нагорного Карабаха больше нет, потому что, как напомнил президент Алиев, покойника оживить невозможно. Конечно, звучит жестко, но эту новую реальность еще предстоит понять и принять всем мировым игрокам, каждый из которых ведет на Южном Кавказе свою игру.