AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB
Новости дня

Фантасты, прославившие Баку

Владимир Пучков, "Москва-Баку"
21.04.2015 18:18
Они навсегда вошли в историю мировой фантастики. Братья-писатели родом из Баку – Евгений Войскунский и Исай Лукодьянов.



…Великая Отечественная война принесла с собой не только горе и разрушения. Как и все потрясения всемирного масштаба, она толкнула человеческую цивилизацию на путь мощного научно-технического прогресса. Уже тогда заговорили о наступлении эры НТР – научно-технической революции.

Появились новые автомобили, сверхскоростные самолеты, сам космос покорился человеку. В 1957 году на орбиту Земли вышел первый спутник. И это было только началом!

На этом фоне необычайно ярко расцвела научная фантастика. Это был благородный порыв человечества к небу, к вечной мечте – познать все тайны мира и природы.

Пожалуй, первой ласточкой в этом жанре, основателем которого стал Жюль Верн, явился роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». Потом последовали книги братьев Стругацких. Они быстро завоевали невероятную популярность и любовь читателей.

…Как раз в это время вышел в свет роман «Экипаж «Меконга». Молодых авторов-бакинцев еще никто не знал. Но буквально на следующий день после выхода книги их уже знал весь читающий СССР! Во всей огромной стране не было такого уголка, где бы с любовью и благодарностью не произносили имена Войскунского и Лукодьянова!



Уже одной этой книгой Азербайджан внес свою весомую лепту в мировое развитие жанра научной фантастики! Книга мгновенно стала классикой.

…Исай Лукодьянов и Евгений Войскунский родились в солнечном Баку и всю жизнь прожили в родном городе. Их всемирно знаменитая книга «Экипаж Меконга» - по сути, гимн любви, родному городу. Но важнее всего то, что авторам удалось передать атмосферу праздника и творчества, так свойственного Баку.

Сюжет книги прост и одновременно загадочен.

Несколько закадычных друзей, молодых сотрудников бакинского НИИ физики моря, бороздят Каспий на яхте «Меконг». Попав в непогоду, они укрываются на небольшом островке, где находят таинственные предметы, среди которых — чудесный нож, обладающий свойством «проницаемости». Нож был привезён из Индии в XVIII веке, и его история помогает ввести в роман приключения флотского поручика петровских времён Фёдора Матвеева.

Но главное в романе – люди. Те рядовые бакинцы, с которыми их сталкивала судьба. Это веселые, озорные, талантливые и сердечные жители Баку. Тут и старый матрос Мехти, и академик Гуссейнов, и восторженно преданный науке – Бенедиктов, и молодой инженер Потапов.

Как же возник этот удивительный творческий союз, столько талантливых книг давший мировой литературе?

Ну, конечно, нужно сказать, что Войскунский и Лукодьянов – двоюродные братья. И, если Войскунский с самого начала увлекался литературным творчеством и даже учился в Литературном институте, то Лукодьянов всю жизнь занимался только наукой.

Но вот однажды, возвращаясь из Бакинского цирка, они увидели автомобильную аварию. На их глазах человек вынырнул из-под колес грузовика и невредимым пошел дальше. У братьев создалось ощущение, что он, как бестелесный призрак, прошел сквозь машину.

На следующий день они сели писать свой знаменитый роман. И образ солнечного Баку вошел в сердца миллионов.

Между тем, судьба писателей, начавшаяся так счастливо осложнилась отношением власть предержащих к фантастике как к жанру.

Дело в том, что в 1970-х советская фантастика попала под пристальное внимание партийных идеологов, посчитавших, что взращённое «оттепелью» поколение писателей развивается «не туда».

Руководить изданием фантастики, которая числилась по ведомству литературы для молодёжи, для подрастающего поколения «строителей коммунизма», назначили проверенных партийцев, после чего цензура серьёзно ужесточилась. И, как это частенько бывает, наступило раздолье для идиотов, готовых видеть крамолу за каждым кустом.

Под подозрительное око «бдящих» товарищей попал и новый роман Войскунского и Лукодьянова «Ур, сын Шама». Авторов обвинили... в пропаганде национализма! Дескать, что за безобразие — какой-то, понимаешь, подозрительный Ур поучает советскую молодёжь и даже членов партии! Явная идеологическая диверсия!



В те времена достаточно было абсолютно нелепого обвинения, чтобы на человека наклеили ярлык «антисоветчика».

Правда, если при товарище Сталине даже такая явная бредятина гарантированно обернулась бы бесплатной путёвкой в ГУЛАГ, то в более мягкую брежневскую эпоху власть имущие ограничивались мелкими пакостями. Пакостями, впрочем, достаточно неприятными и болезненными... Книги Войскунского и Лукодьянова на несколько лет стали «неиздаваемыми» — только в 1980-м вышел их роман «Незаконная планета».

Эта история не прошла для соавторов бесследно. Лукодьянов вовсе отошёл от художественной литературы, да и здоровье его сильно пошатнулось, — а 14 мая 1984 года Исая Борисовича не стало... Войскунский же тяжёлые времена пережил, однако фантастику писать перестал.

Но навсегда в мировой фантастической литературе остался образ их любимого Баку - города, устремленного в будущее, где живут самые счастливые люди!