AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB

Худрук ансамбля Игоря Моисеева Елена Щербакова: В репертуаре нашего коллектива есть азербайджанский мужской танец

Наталья Саляхова, "Москва-Баку"
21.04.2017 16:51

Фото: Евгения Масалкова
Фото: Евгения Масалкова



Если перечислить все бренды, которыми славится Россия, то в один ряд с космосом, балетом и многими другими, обязательно попадет Государственный ансамбль народного танца им. И. Моисеева. Его искусство зрители всего мира встречают с неизменным восторгом уже 80 лет. Именно столько исполнилось в этом году первому и единственному профессиональному коллективу народного танца, созданному легендарным хореографом и педагогом Игорем Моисеевым.

Художественный руководитель и директор ансамбля, народная артистка России Елена Щербакова в интервью «Москва-Баку» рассказала как прошли юбилейные торжества и связанные с ними гастроли ансамбля. Она поделилась воспоминаниями о давней, но незабываемой поездке в Азербайджан, куда моисеевцы приезжали по приглашению Гейдара Алиева.

- Елена Александровна, в феврале 2017 года ансамбль отпраздновал свое 80-летие. На каких площадках состоялись торжества?

- День рождения коллектива 10 февраля 1937 года, именно тогда прошла первая репетиция. По старой доброй традиции в этот день мы всегда даем концерт, неукоснительно придерживаемся этого правила на протяжении всей истории нашего существования.

В этом году день рождения отметили на своей родной сцене - в Концертном зале им. П. И. Чайковского, а затем, в марте, провели юбилейный вечер на исторической сцене Большого театра. Все свои последние большие юбилеи отмечаем именно там.

- Игорь Александрович Моисеев начал свой творческий путь со сцены Большого театра как солист и балетмейстер…

- Да, и в этом тоже есть своеобразная традиция. Моисееву первому пришла в голову идея сделать народный танец профессиональным видом искусства, таким, что он стал не менее популярным, чем классический балет. Игорь Александрович объехал все республики СССР, собрал самородков, начал с ними работать.


Фото: gazeta.ru
Фото: gazeta.ru

Ансамбль Игоря Моисеева – это уникальный памятник, который он поставил себе еще при жизни. Но это живой памятник, который вот уже 80 лет дарит людям всего мира исключительно позитив: мир, любовь и добро.

- Где начался ваш юбилейный тур?

- Мы начали его концертом в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. В этом зале находилось больше половины чиновников, людей, казалось бы, не самых эмоциональных. Так вот - весь этот зал стоя аплодировал 20 минут.


Фото: Евгения Масалкова
Фото: Евгения Масалкова


Фото: Евгения Масалкова
Фото: Евгения Масалкова


Фото: Евгения Масалкова
Фото: Евгения Масалкова



- Сколько лет вашей жизни связаны с ансамблем?

- Я пришла в коллектив в 1969 году после окончания балетного училища при Большом театре. У меня была мечта танцевать в ансамбле Моисеева. Она появилась после того, как я побывала на концерте, где моисеевцы исполняли рок-н-ролл. В те годы этот танец был запрещен, а в репертуаре коллектива он появился так.

В 1958 году ансамбль Моисеева приехал на гастроли в США. Кстати, это были первые артисты из СССР, которым довелось увидеть Америку. Балет Большого театра оказался там после моисеевцев. В те времена вся Америка танцевала рок-н-ролл. Это было так красиво - необычные движения, стильная одежда. Моисеев придумал, как привезти этот танец в СССР. Он поставил пародию на рок-н-ролл и назвал ее «Назад к обезьяне». Там была даже какая-то маска обезьяны, в которой выходил артист. Когда я увидела, как труппа Моисеева исполняет рок-н-ролл, буквально открыла рот.

Я решила, что я буду танцевать или здесь, или мне нужно сразу идти на педагогическое отделение. Повезло - я попала в ансамбль. 23 года протанцевала, стала ведущей солисткой, а потом Игорь Александрович предложил мне преподавать в школе при коллективе. На должности директора ансамбля я с 1994 года. Я не думала, что у меня получится из актрисы стать директором, но все произошло именно так.


 



- Коллектив много гастролирует, к гастрольным поездкам ему не привыкать – за их рекордное количество ансамбль даже занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Как давно вы были в Азербайджане?

- Давно. Наш последний визит состоялся еще по приглашению Гейдара Алиева.

- Общались лично с Гейдаром Алиевичем?

- К сожалению, не так много, как хотелось бы. Помню, он приехал усталый, - проводил большое собрание, из-за этого концерт задержали на час. После выступления мы пили чай, познакомились со всей семьей Гейдара Алиевича. У меня остались воспоминания о нем как об интеллигентном, очень умном человеке. Мне так понравилось, как он говорил о культуре: будучи руководителем страны, великолепно разбирался в делах культуры. Я увидела, что Алиев в курсе всего, чем живет наш ансамбль. Он высоко ценил талант Моисеева, то, как из народного танца ему удалось создать театр.

Это были последние гастроли, когда мы побывали в Азербайджане. Я до сих пор вспоминаю теплоту и гостеприимство этой страны.

На 75-летие нашего ансамбля я с огромным удовольствием пригласила группу артистов из ансамбля танцев Азербайджана, они приехали, выступили. Мы подготовили три концерта: «Нас поздравляет Россия», «Нас поздравляет мир» и дали юбилейный концерт в Большом театре. В концерте «Нас поздравляет мир» приняли участие артисты из Азербайджана.

- Какие азербайджанские танцы исполняют в ансамбле?

- Это традиционный мужской шуточный танец азербайджанских пастухов «Чабаны». Он очень трудный, трюковой и всегда присутствует в репертуаре.

- Что стало «визитной карточкой» ансамбля?

- Есть постановки еще 1937 года, они являются золотым фондом не только российской, но и мировой культуры.

Наши знаменитые танцы: русский «Лето», молдавский «Жок», «Старинная городская кадриль», «Партизаны», «Яблочко», «Сиртаки»… Хочется привезти зрителям что-то новое, а нас обязательно просят показать то, что видели и любят несколько поколений зрителей.

Концерты ансамбля длятся не более полутора часов. Человек не может больше высидеть, потом наступает усталость. Так считал Игорь Александрович.  Мы сохранили его школу. Самое сложное – найти хороших педагогов. Для того, чтобы ими стать, нужно пройти все "на себе". Люди должны быть воспитаны на этой культуре.

В каждом произведении Моисеева есть юмор, а современные хореографы  часто не понимают как этого можно достичь. У них в основном все сводится к первой части танца, затем все встают в полукруг и начинают делать немыслимые трюки. А трюки хороши лишь там, где они уместны. Например, у нас в «Партизанах» они есть. Актеры демонстрируют бой,  борьбу с врагом, эмоции. Каждая хореография Моисеева – это законченное произведение.


Фото: Евгения Масалкова
Фото: Евгения Масалкова


Фото: Евгения Масалкова
Фото: Евгения Масалкова


Фото: Евгения Масалкова
Фото: Евгения Масалкова


Фото: Евгения Масалкова
Фото: Евгения Масалкова

 

Фото: Евгения Масалкова
Фото: Евгения Масалкова


Фото: Евгения Масалкова
Фото: Евгения Масалкова