AZN = 54.13 RUB
USD = 92.01 RUB
EUR = 98.72 RUB

Худрук Габалинского фестиваля Фархад Бадалбейли: Моцарт под открытым небом... Это впечатляет!

Юрий Югов, "Москва-Баку"
02.08.2015 02:09

Как уже писал «Москва – Баку», в пятницу в Габале завершился VII Международный музыкальный фестиваль. По мнению музыкальных критиков, фестиваль подтвердил, что Азербайджан является уникальной страной, способной одинаково удачно сочетать культурные ценности и Запада, и Востока.



Выступая на церемонии закрытия, художественный руководитель фестиваля Фархад Бадалбейли отметил, что этот праздник музыки состоялся благодаря помощи Фонда Гейдара Алиева. От имени участников фестиваля он поблагодарил президента Фонда Мехрибан ханум Алиеву.



Финальный концерт фестиваля завершился бурными рукоплесканиями более чем тысячи зрителей и грандиозным фейерверком. В интервью порталу «Москва – Баку» художественный руководитель фестиваля, ректор Бакинской музыкальной академии, народный артист Азербайджана и Советского Союза, пианист Фархад Бадалбейли рассказал о том, как можно прививать массовой аудитории вкус к классической музыке.



- Фархад Шамси оглы, фестиваль состоялся уже в седьмой раз. Чем он отличался от предыдущих? Не опасаетесь, что у постоянных слушателей возникнет ощущение рутины?

- Мы стараемся каждый раз приглашать новые коллективы. Вот в этом году играли «Виртуозы Москвы», был из Испании «Барселона и Фламенко» - потрясающий танцевальный коллектив! Из Италии были замечательные тенор и симфонический оркестр. Как всегда, традиционно был вечер мугама. Приехали солисты, - Андрюша Гаврилов, победитель конкурса Чайковского, дал прекрасный сольный концерт. Вот ребята с Украины сыграли с пианисткой Оксаной Яблонской трио Чайковского.

Каждый раз новые люди! Нельзя сказать, что каждый раз одни и те же. Программа разнообразная. Много вокальной музыки, инструментальной, симфонической, камерной. Вот потрясающий был кларнетист Поль Мейер из Франции. Он и дирижировал виртуозно, и играл Моцарта. Зрители встретили на ура. Не отпускали их со сцены, пока они на бис не сыграли.

- Вот вы сами сыграли сонату Гара Гараева со скрипачкой Жанной Гандельман из Израиля. И зрителям так понравилось, что аплодировали стоя. Это редкость для фестиваля?

- Да, это редкость... Но дело в том, что перед каждым концертом профессор нашей академии Джейран Махмудова коротко так рассказывала, в популярной форме о композиторе, давала какой-то посыл. Здесь ведь люди неискушенные, они в больших концертных залах не бывают. Это все-таки глубинка. Для них непросто прослушать 45 минут трио Чайковского, и надо разъяснить, кому посвящено. Просветительский момент тоже играет большую роль.

- На фестивале играли и в зале, и на открытой площадке. Есть ли при этом отличия в акустике или в стиле?

- Вы сидите на фоне потрясающей природы. Звучат божественные звуки Моцарта. Конечно, это впечатляет очень сильно! С другой стороны, трио – это интимная, камерная форма. Поэтому их исполняют в зале.

- Ваш коллега, второй худрук фестиваля Дмитрий Яблонский когда-то делился своей мечтой о том, чтобы в Габале проходил еще и фестиваль джаза…

- Такого пока нет. У нас обычно один вечер посвящается джазу. В этот раз приехал знаменитый грузинский джаз-банд, 40 человек. Они только что гастролировали в Финляндии, потом в Прибалтике. Вот они дали такой полуночный концерт.

- В министерстве культуры республики недавно призвали в «мягкой», ненавязчивой форме популяризировать классическую музыку и среди массовой аудитории, среди обычных жителей республики. Несколько лет назад звучали предложения превратить Старый город Баку в культурный центр. Например, в крепости регулярно давать концерты камерной музыки или концерты под открытым небом…

- Пока, к сожалению, не удалось. Там нет хорошего камерного помещения для классической музыки. Там старинные здания, которые больше подходят для мугама. Надо что-то придумать, конечно. Может, на открытом воздухе…

- Насколько в целом выросла за последние годы школа классической музыки в республике?

- В Азербайджане она, в общем, всегда была на высоком уровне. У ее истоков стоял еще Дмитрий Дмитриевич Шостакович, был педагогом у Гараева. Наша композиторская школа всегда была очень сильная. Ростропович, профессора ленинградской консерватории сюда приезжали, вели мастер-классы.

Скрипач у нас вырос замечательный Эмин Ганиев, он сейчас живет и учится в Турции. Он играл феноменально!

У нас есть чудный камерный оркестр из студентов, которым руководит Фуад Ибрагимов, он учился в Германии. Очень талантливый молодой дирижер. Оркестр вот побывал в Греции, сейчас едет во Францию на гастроли. Я очень надеюсь, что этот оркестр станет «базой» для струнников, и чтобы попасть туда будет большой конкурс.

- Кто такие для вас идеальные слушатели?

- Идеальные слушатели? Хм… Это были старушки в малом зале московской консерватории. Они сидели в первом ряду. Мы, студенты выходили, играли, а они потом нам говорили: а вот Скрябин эту прелюдию так играл. А вот Рахманинов – так. Они слышали любой нюанс. Они были очень благодарными слушателями.

Кстати, не могу сказать, что этот класс ушел. Конкурс Чайковского доказал, что Москва и Петербург по-прежнему очень любят классическую музыку. Разговоры о кончине классической музыки несправедливы. Просто мы ее мало популяризируем. На экране мелькают одни и те же «попсовые» лица. Это неправильно. Пусть больше мелькают лица Дениса Мацуева, Бориса Березовского, Валерия Гергиева!

- Вы часто порицаете попсу…

- И безрезультатно, кстати.

- … А может ли быть попса в классической музыке?

- Попсой я бы это не назвал, но вот формой заигрывания с публикой… Ничего в этом плохого нет. Популярно, в шутливой форме рассказать об оперных сценах, о «Кармен», скажем, о Шотландской симфонии Мендельсона и про «Сон в летнюю ночь». Вот Жанна Дозорцева замечательно это делает в московской консерватории. Не надо быть пуританином, снобом.