AZN = 54.01 RUB
USD = 91.82 RUB
EUR = 98.95 RUB

Мистика древностей бакинского Музея каменной летописи привлекла внимание посетителей (фото)

Лейла Мурад, фото Тофика Бабаева
26.08.2016 14:10


Волнующую энергетику древних камней, запечатлевших историю Азербайджана, можно ощутить в одном из новых музеев, созданных на территории Площади Государственного флага. Быт и верования, обычаи и традиции народа, начиная с древних веков – все это можно увидеть в Музее каменной летописи в Баку.

Музей каменной летописи хранит информацию не только о своих экспонатах, но и о событиях, происходивших здесь в начале 20 века. У этого здания есть своя богатая история.

Оно было построено в 1901 году братьями Сименс и имело важное для того времени значение. Здесь находилась первая бакинская гидроэлектростанция, снабжавшая электричеством судостроительный завод, нефтяные вышки и жилые дома. Здание оказалось свидетелем важных политических событий, изменивших ход истории России и соседних государств. Именно здесь помощник директора электростанции, тайный член РСДРП, большевик Леонид Красин подпольно издавал газету «Искру», которая разлеталась по всей российской империи. Происходило все в условиях строжайшей секретности - типографию прятали в помещениях электростанции, куда редко заглядывали жандармы.

В 2015 году старинную постройку отреставрировали и разместили в ней Музей каменной летописи. В его стенах ощущается веяние времени, а главными экспонатами являются образцы каменной пластики, обнаруженные в различных уголках страны. О них посетителям рассказывает экскурсовод музея Фарида Амирова. Несмотря на свой молодой возраст, Фарида ханум до мельчайших подробностей раскрывает посетителям секреты каждой эпиграфической надписи и считает, что их содержание позволяет нам проследить историческое развитие Азербайджана.

Так, на первом этаже в полумраке разместились экспонаты, доставленные из заповедников «Гобустан» и «Гала». На камне, установленном у входа в зал, изображены две женщины и мужчина - скрестив руки на груди, они поклоняются небесным светилам – солнцу и луне.

Часть старинных экспонатов составляют предметы быта периода мезолита и неолита: с помощью кремния добывали огонь, а речные камни использовали вместо молотка или ножа.

По соседству с древними экспонатами установлена современная композиция скульптора Гусейна Хагверди под названием «Артерия». Своей работой скульптор хотел подчеркнуть, что искусство - это кровеносная система эпохи, по которой течет весь мировой опыт.



 

Второй этаж музея - просторное светлое помещение с высокими потолками и широкими окнами. Здесь в основном собраны надгробные камни средник веков, найденные в Ширван-Абшеронской зоне. Примечательно, что по надгробию можно было определить: если захоронена женщина, то на горизонтальной плите изображали зеркало, а если мужчина, то стрелы. А еще по нанесенным рисункам определяли профессию усопшего: если изображались башмаки, то надгробие принадлежало сапожнику, а если весы – то купцу. Кстати, чем богаче был человек, тем красивее и интенсивнее наносились орнаменты на камень.

Еще один интересный исторический факт: в древние времена существовал обычай устанавливать рядом с могилой тотемную фигуру. Некоторые из них удалось собрать в музее: конь был найден на кладбище в Товузе, в старину считалось, что если поставить эту скульптуру рядом с надгробным камнем, то она доставит душу усопшего в рай. Фигуру овна привезли из Лерика, его считали символом мужественности и смелости. А высеченная из камня статуя женщины символизировала женское начало - именно такой каменной Венере древние люди поклонялись в эпоху матриархата.


  

Еще одна находка для музея – это относящийся к первому тысячелетию до нашей эры времени камень-календарь, в центре которого изображено солнце, а по краям звезды.

На этом же этаже хранятся элементы архитектурных украшений, сталактиты, а еще экспонаты, которые раньше использовали в быту. Так, плоская каменная скалка использовалась для раскатывания теста, а ручная мельница применялась для помола зерен. Казалось бы, что все эти экспонаты неподъемны для нашего поколения, однако тогда хозяйки явно не испытывали трудности, используя их ежедневно в быту.

Эпиграфические памятники являются самым ценным источником при изучении истории родной страны. В этом и заключается образовательная и просветительская функция Музея каменной летописи.