AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB

Музей «Живопись Азербайджана ХХ-ХХI веков» знакомит с ярким миром азербайджанского изобразительного искусства (фото)

Лейла Мурад, фото Тофика Бабаева
22.09.2016 15:40


Музей «Живопись Азербайджана ХХ-ХХI веков», - очередной проект Фонда Гейдара Алиева, открылся в Баку в прошлом году. В нем собрана обширная коллекция картин выдающихся мастеров азербайджанского изобразительного искусства.

110 произведений 41 художника представлены на двух этажах здания, где когда-то находился завод по ремонту морских судов. Помещение отреставрировали, и теперь вместо кораблей здесь хранятся картины художников, без которых невозможно представить азербайджанскую живопись. Их работы известны не только в Азербайджане, но и за рубежом: картины Таира Салахова, Тогрула Нариманбекова, Саттара Бахлулзаде, Беюкаги Мирзазаде и других находятся в музеях и частных коллекциях по всему миру.


  

Собранные в бакинском музее полотна созданы в совершенно разных направлениях. Это работы как первых азербайджанских художников, заложивших основу станковой живописи, так и картины забытых мастеров. И, если первый этаж, - это соцреализм и фольклорные мотивы, то второй этаж предоставлен современным художникам.

Самая старая работа в экспозиции музея была написана в 1915 году – это картина Бахруза Кенгерли «Портрет» (1915). А самая последняя - картина вице-президента Фонда Гейдара Алиева - Лейлы Алиевой, которая называется «Пейзаж» (2015). Две картины разделяют ровно сто лет, за это время изобразительное искусство страны пережило свое возрождение и заслуженное признание.

Первая картина, встречающая посетителей у входа в музей - огромный натюрморт Тогрула Нариманбекова. Она передает всю красоту и атмосферу азербайджанского сада. В музее собраны и другие знаковые работы Нариманбекова, который последние годы жизни жил и творил во Франции. Его полотна называют декоративно-праздничными, они построены на цветовом ритме и возвращают к истокам национальной культуры.

Яркие краски создают вихрь эмоций в «Портрете Ростроповича». Картина «Влюбленные» посвящена любимой супруге Нариманбекова, она рассказывает историю их знакомства. Художник заметил Севиль ханум на своей московской выставке, - юная азербайджанка часто доставала из сумочки маленькое зеркало и заглядывала в него, поправляя прическу. Это привлекло внимание мастера, который набравшись решимости, познакомился с ней, а затем сделал предложение руки и сердца.

В музее хранятся две картины Таира Салахова - крупнейшего мастера искусства ХХ века, одного из основоположников так называемого «сурового стиля» в живописи. Художник уже долгие годы живет и работает в Москве, тем не менее, часто приезжает в Баку, где творит в своей мастерской, расположенной в рыбацком поселке Нардаран. Именно этому абшеронскому поселку он чаще всего посвящал свои работы. Для экспозиции бакинского музея были выбраны картины «Восточный город» и «Нардаран. Ожидание».

На первой изображен Старый город с его узкими улочками, старинными домами, над которыми возвышается минарет мечети. Штормящий Каспий и женщины, с беспокойством ожидающие рыбаков у берега моря – это сюжет второй картины, который заставляет волноваться и сопереживать его героям.

Абшерон вдохновляет не только Таира Салахова, но и других художников. К этой тематике обращался русский художник Геннадий Брижатюк, чья картина «Спокойствие» полностью отражает тишину и умиротворение рыбацкого поселка. Исторические мардакянские башни, сады с яркими плодами гранатов – в музее представлены шесть картин Саттара Бахлулзаде, считающегося основоположником лирического пейзажа в изобразительном искусстве Азербайджана. Он ушел из жизни неожиданно, осенью 1974 года, находясь в Москве и рисуя последние в своей жизни плоды граната.

Следуя реалиям времени, художники прошлого века создавали работы в стиле соцреализма, основными принципами которого были: «народность», «идейность» и «конкретность». Наибольшее отражение они получили в картинах Октая Садыхзаде «Портрет колхозников», Беюкаги Мирзазаде «Девушки, собирающие чай», Алтая Садыхзаде «Портрет матери» и многих других.

Написанная в 1971 году картина Расима Бабаева «Семья» также относится к социреализму, однако эта работа была незаслуженно забыта в свое время. Как оказалось, ее даже убрали из экспозиции во время одной из московских выставок. Об этом распорядилась министр культуры Екатерина Фурцева, которая сочла неуместным изображение апшеронского дачника босоногим и с голым торсом. Со временем Расим Бабаев отошел от соцреализма и нашел выход в народной фантастике. Его называли «новым диким» сказочником, который писал о дивах-чудовищах, появляющихся из-под пропитанной нефтью земли.

На втором этаже, где собраны работы современных художников, с полотен смотрят известные личности ХХ века - Махмуд Тагиев посвятил картину Муслиму Магомаеву, Ашраф Мурад представил необычный образ космонавтки Валентины Терешковой, а работа Мусеиба Амирова так и называется - «Посвящение Фриде». Нияз Наджафов, Бутунай Ахвердиев, Зернишан Юсиф и многие другие художники представляют сегодня тот самый contemporary art, показывая посетителям привычные всем явления совершенно с другой стороны. В их работах присутствует бунтарство, необычное видении мира, которое, несомненно, оставит свой след в азербайджанской живописи.