AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB

«Окно в прошлое» - оригинальный фотопроект Кямала Багирли

Михаил Некрасин, "Москва-Баку"
16.09.2016 13:45


Кямал Багирли - известный человек на азербайджанском медиапространстве: был автором и ведущим популярной русскоязычной передачи «Русские звезды», а затем - заместителем главного редактора информационного агентства 1news.az. 

Хотя разработанный им фотопроект изначально и не имел отношения к журналистике, некоторые его аспекты перекликаются с профессиональной деятельностью репортера. Недавно арабский журнал Alcoun опубликовал 10 фоторабот Багирли. А до этого Кямалу удалось привлечь внимание европейской прессы. Париж, Мадрид, Барселона, Рим, Неаполь, Амальфи – далеко не весь перечень городов, попавших в объектив его камеры. В интервью порталу «Москва-Баку» Кямал Багирли рассказал о своем фотопроекте «Окно в прошлое». 

- Я называю этот проект «Окно в прошлое». Он одновременно уносит нас в давно забытые дни, напоминает об исторических событиях, показывает, насколько изменился мир за это время. А началось все 6 лет назад с того, что я разбирал семейный фотоальбом и нашел фотографию тети, на которой она была запечатлена перед Дворцом Гейдара Алиева (тогда - Дворец имени В.И. Ленина). На фотографии было все, что отражает эпоху: типичная архитектура того времени, лица людей того периода. Посидел-подумал и решил фотографию «освежить». Позвонил другу-фотографу, поделился идеей, и он мне выдал буквально пошаговую инструкцию. 



Для меня в «Окне в прошлое» очень важно, чтобы в кадре были как раз две составляющие – здания и люди, что составляло бы своего рода «пазл», когда должны сойтись абсолютно все линии – в моем случае, на старом и новом фото. Сейчас, когда я смотрю на тот, первый кадр, то понимаю, насколько непрофессионально тогда его сделал: из всех возможных линий попал всего в одну. Но все в жизни получается методом проб и ошибок. И работа над этим проектом подтвердила: то, что получалось легко, было, на самом деле, провалом. 

Например, в Париже я снимал «Танцующие под мостом».

Сделал быстро этот кадр и, довольный собой, пошел в гостиницу. Загружаю на компьютер фото и вижу, что слева не совпадают линии на кадре: на старой фотографии мост Pont au Change («Мост менял») оказался чуть меньше, чем на новой. Сначала я подумал, что его реконструировали. Начал искать в Интернете описание этого моста и выяснилось что Pont au Change является двойником моста Александра III, который находится совсем в другой части Парижа. Утром, по дороге в аэропорт, съездил и отснял эту достопримечательность – получилось неплохо. 



Проект «Окно в прошлое» запечатлевает не только эстетическую красоту изображения. Фотографии в рамках проекта показывают, насколько власти того или иного города заботятся об архитектуре, об исторических зданиях. В Мадриде, например, к этому вопросу относятся очень щепетильно. Центр города остается в таком же виде, каким выглядел много десятилетий назад. Делают, конечно, какие-то освежающие работы, но внешний облик зданий не меняют. Это видно и на моих фотографиях. На фотографии «Девушки Мадрида», опубликованной в газете El Mundo, видно, что дома на снимке сходятся камень к камню. 



Вообще каждая фоторабота - это отдельная история. Очень люблю исторические фотографии, связанные с какими-то конкретными событиями. Так мне на глаза случайно попалась фотография, на которой 22 июня 1941 года в Баку люди слушают по репродуктору сводку советского информбюро о нападении Германии на СССР. Кадр был очень сложным. Место, где фотография была сделана, надо было найти по изображению всего двух окон. Ровно две недели вместе с подключенными к поискам друзьями я искал это место. В конце концов, один из моих приятелей высказал предположение, что снимок сделан в центре города, возле памятника Натаван. Это было ночью. Поехал на место, убедился в правильности локации и стал ждать наступления утра, чтоб приступить к работе. Задание усложнял факт того, что здание было с огромным количеством линий и надо было попадать по каждой. То есть, пока ты не найдешь точное место, откуда снимал фотограф в 1941-м, то снимок не получится. Снимал с утра до позднего вечера, отснял более тысячи кадров и все ради одного. 



Очень интересно относятся к процессу фотосъемки прохожие. Как-то, делая кадр в Испании, я вдруг обернулся и увидел, что за мной стоит целая толпа, не решающаяся пройти, дабы не помешать съемке. Уважение, с которым испанцы относятся к фотографам, запредельное: одна женщина мне сказала, что не пройдет, пока я не закончу работу. 



Вначале много времени уходит на выбор фотографий. Из тысячи снимков в итоге остается десяток. Потом обязательно нужно провести информационное расследование по данной фотографии, в этом что-то есть от журналистики. Если не получить достаточно сведений о фото, то в итоге можно оконфузиться. Так в Италии я хотел сделать кадр, на котором дети на ходу запрыгивают в трамвай. Но оказалось, что рядом стоит здание местной тюрьмы. Карабинеры объяснили мне, что за попытку неправомерного действия, коим является фотографирование тюрьмы, меня ждет депортация и крупный штраф. 



Об «Окне в прошлое» уже писали и в Баку, и за рубежом. Из известных СМИ - это испанская газета El Mundo. Журналистам газеты было интересно узнать об Азербайджане, а мне рассказывать о Родине. Luxair (Национальный авиаперевозчик Люксембурга) разместила одну из фотографий на обложке своего бортового журнала. Последней стала работа с арабским журналом Alcoun, в котором было опубликовано около 10 моих работ. 



Постоянно приходят какие-то новые идеи. Очень хотелось бы сделать кадр в Токио, датированный 1945 годом, на котором запечатлена обстановка после капитуляции Японии во Второй мировой войне. Также планирую сделать кадр в Пекине на основе известной фотографией, на которой изображен студент, преграждающий путь танкам на площади Тяньаньмэнь. Помимо этого, хотелось бы сделать серию снимков, показывающих взаимоотношения взрослых и детей.