AZN = 53.99 RUB
USD = 91.78 RUB
EUR = 98.03 RUB

Режиссёр сериала «Тени исчезают в полдень» Валерий Усков: Весь мой опыт общения с бакинцами, убедил меня, что это очень отзывчивые люди

Наталья Саляхова, "Москва-Баку"
08.06.2016 15:12

Фото: Google
Фото: Google

Фото: Google
Фото: Google

Имя советского и российского кинорежиссера, сценариста Валерия Ускова известно всем любителям популярных сериалов времен СССР. Он и его брат, режиссер Владимир Краснопольский - авторы многосерийных фильмов «Вечный зов», «Тени исчезают в полночь», «Ермак» и многих других. Сегодня Валерий Усков вспоминает о своих встречах с известными людьми – уроженцами Азербайджана, произошедшими в разные периоды его жизни.

 

- В апреле 1974 года в Баку состоялся Всесоюзный кинофестиваль. В это время в СССР один за другим проходили фестивали кино: столицы союзных республик по очереди их принимали. Помню, что тогда фильм Василия Шукшина «Калина красная» получил главный приз. Я возглавлял фестиваль. Меня поразило насколько хорошо он был организован принимающей стороной - каждая деталь продумана. Все прошло чудесно.

Мне посчастливилось достаточно близко познакомиться с Гейдаром Алиевым. Я наблюдал за его выступлениями. Он помнил наизусть имена, фамилии, какие-то мелкие детали. Выступая с трибуны без всяких бумажек, произносил речь очень горячо и страстно.

На прощальном банкете наши места оказались рядом. Мы душевно поговорили. Он подарил мне книгу, сейчас уже не вспомню ее название. Это были его размышления о политике.

Гейдар Алиевич живо всем интересовался. Во время кинофестиваля бывал на просмотрах, участвовал в обсуждениях. Приглашал наше жюри к себе в кабинет, вел беседы об искусстве и жизни. От этой встречи остались самые светлые воспоминания.

Со стороны телевидения на фестивале присутствовал первый заместитель председателя Гостелерадио Лапина Энвер Мамедов. Моя съемочная группа его очень любила. В свое время он спас картину «Тени исчезают в полдень». Дело было так. Редакторы «накидали» нам столько поправок, что, начни мы все вырезать – от фильма бы ничего не осталось. Он посмотрел фильм, все семь серий, вызвал нас на ковер и спросил: «Вы согласны с замечаниями? Собираетесь что-то менять»? Мы ответили: «Нет». Тогда на наших глазах он порвал бумагу с редакторскими правками и выбросил ее в корзину.

Фото: Google
Фото: Google

Фото: Google
Фото: Google

Мамедов принимал «Вечный зов». Он внимательно посмотрел наш большой сериал и сделал дельное замечание: «У вас в кадре на стене висит портрет Сталина, в кадр попадает лишь одна звезда на его груди». В те времена у Брежнева было уже пять или шесть звезд. Могли подумать, что мы сделали так нарочно. Поэтому и посоветовал убрать этот кадр.

Энвер Назимович помог выехать за границу главному герою «Теней» Петру Вельяминову. Мы везли фильм в Париж, на премьерном показе должны были присутствовать все актеры. Вельяминова не выпускали, поскольку он десять лет провел в лагерях.

Фото: Google
Фото: Google

Пострадал за отца – царского генерала, между прочим, принявшего революцию и воевавшего на стороне красных. И, хотя, актер был полностью реабилитирован, его из страны не выпускали. Группа с картиной выехала в Париж. А Вельяминова он нам прислал чуть позже.

Весь мой опыт общения с бакинцами, убедил меня, что это очень отзывчивые люди. Такими я знаю Юлия Гусмана и Рустама Ибрагимбекова. Нас связывают давние хорошие отношения.

Меня часто спрашивают, чем я сейчас занят. Могу ответить, что недавно снял очередной сериал - восьмисерийную комедию «Объект по имени Пушкин». Снимали мы ее как всегда в дуэте с Владимиром Краснопольским. Это фильм о девушке из обеспеченной семьи, которая, вопреки желанию своих родителей, не хочет выходить замуж за богатого парня. Ему на замену она находит филолога-пушкиниста. Но что это - любовь или игра избалованной барышни? Все тайны раскрывать не буду. Картина скоро выйдет на экраны.