Известный художник Мир-Теймур Мамедов создает в Баку уникальный Центр керамики. Он будет находиться в старинном доме художника, который расположен в самом сердце столицы – Ичеришехер. Найти дорогу к нему не сложно: дом-мастерскую на улице Магомаева, 90 можно заметить издалека по фасаду, украшенному керамическими вставками, панно, скульптурами и барельефами. Мир-Теймур Мамедов не только художник, но и скульптор, фотограф, публицист, историк и этнограф, поэтому его разговор с «Москва-Баку» получился многосторонним и интересным.
- Вы живете в старинном квартале в Ичеришехер, у вашего дома есть своя история? В каком поколении вы здесь живете?
- Мои предки появились в Ичеришехер еще в 12 веке, вместе с шахом Ахситаном I, при дворе которого они служили. Они жили в квартале «сейидляр мяхляси», а сеидами называли тех, кто принадлежал к роду пророка Мухаммеда. Позже, в 19 веке, мои предки переехали уже в этом дом, где мы живем в нескольких поколениях.
- У Азербайджана есть свои традиции гончарного искусства?
- Конечно же, есть. И знаете почему? Потому что Азербайджан занимает первое место как по количеству грязевых вулканов, так и по палитре глин. В нашей стране есть 98 из 128 существующих оттенков! Глину использовали повсеместно. В старину шерстяные ковры замачивались в глину, потому что только она помогала убрать запах овчины. Из нее строили дома, добавляли в еду, а самое главное - ею лечили, ведь глина прекрасный антисептик. Я сам всегда использую глину при порезах, ранах, ведь она у меня всегда под рукой. О лечебных свойствах глины знают даже животные, ведь неспроста животные валяются в грязи.
Сегодняшнюю жизнь представить без керамики тоже очень сложно – ее используют почти везде, от космоса до атомной энергетики. Не стоит недооценивать керамику, ведь она обладает необычными свойствами. Если, например, при раскопах обнаруживается керамическая печь, то ни в коем случае нельзя трогать оставшиеся в ней изделия. Ведь в обожженной глине фиксируется геомагнитное поле на момент охлаждения керамики. Если найден гончарный горн с остывшими изделиями, то вызывают специалистов, которые могут многое рассказать о геофизическом состоянии Земли.
- Целебные свойства глины используются в Азербайджане в промышленном масштабе?
- Ко мне как-то обратилась совместная компания, которая занимается созданием косметических средств. Они были в курсе, что я знаю о глине многое, и попросили рассказать, какая глина может быть использована в косметических целях. Мы ездили по Азербайджану, я показывал им места с залежами наиболее подходящей для них глины, они взяли образцы, послали их вначале в Москву, затем в Париж, и, в результате, наша глина получила самую высокую оценку. Сегодня есть эксклюзивная серия косметических средств на основе глины, которые экспортируются из Азербайджана в созданной мной керамической посуде.
- А как давно вы работаете над созданием Центра керамики? Каким он будет?
- Уже десять лет. Первый этаж готов, сейчас завершаю работу над вторым и третьим этажами, думаю, очень скоро мы объявим об открытии уникального, единственного в мире Центра керамики. Я даже не могу точно сказать, сколько здесь экспонатов. Да и такой площади авторских работ нигде больше нет. Сейчас управление заповедника Ичеришехер готовит документы для внесения Центра керамики в книгу рекордов Гиннесса.
Создавая Центр, я объездил весь Азербайджан, фотографировал старинные знаки, элементы народно-прикладного творчества, а затем переводил их в керамику. То, что вы здесь видите, это не просто картинки, это история Азербайджана, ее энциклопедия. Здесь будут показаны наши древние традиции керамики, ведь у нас есть богатый опыт, накоплен свой пласт знаний. Я считаю, что керамика является основой бытия, ею занимаются только автохтонные народы.
- Что означают тюркские знаки на фасаде здания?
- Это родовые знаки, их называют тамги. Во время поездок по Азербайджану я часто встречал их в прикладном искусстве, на коврах, килимах, тканях костюмов, оружии и надгробиях. Тамги связаны с солнцем, землей, мужским и женским началом. Они были настолько красивы и разнообразны, что я не мог остаться к ним равнодушным и поэтому создал образцы керамики с использованием древних рисунков.
- У ваших миниатюр есть характер? Это конкретные персонажи?
- Знаете, как-то зашел ко мне знакомый, долго рассматривал одну работу и говорит, продай мне ее. Спрашиваю, почему именно ее? Говорит, это же мой сосед, хочу купить и подарить ему, и начинает мне рассказывать историю своего соседа, человека которого я не знаю, но образ которого запечатлел. Это стопроцентное попадание тоже неспроста. Вот я прошелся по улице, взгляд зацепился на ком-то, отпечатался в сознании и потом уже под моими руками он принимает образ в работе.
- А что означают вот эти 21 статуи?
- Это «Остракизм», то есть отчуждение от общества. Использовал сакральное число, 21. Остракизм был введен в Древней Греции, когда на голосовании общество выгоняло одного человека. Вот посмотрите, эти 20 человек смотрят в небо, и только один, отторженный смотрит вниз. Эта работа имеет философское значение, ведь в любом нашем обществе есть такой отверженный.
Многие мои работы имеют свою философию. Например, у меня есть серия «Семь грехов», как например, «Сладострастие», «Жадность» и другие, которые показывают человеческие слабости.
- Вы учились в России, более десяти лет провели в Ленинграде. Какие у вас остались впечатления о том времени?
- Впервые я познакомился с Ленинградом по маркам, мне нравилась его архитектура, мосты, каналы. Этот город покорил меня еще до того, как я там побывал. После окончания Художественного училища с дипломом отличника в Баку, на семейном совете, я заявил, что хочу поехать учиться в Ленинград. Родители сомневались, ведь климат этого города не подходит нам, южанам, предлагали поехать в Москву или остаться в Баку. Но я настоял на своем и вскоре оказался в любимом городе. Я проучился в Высшем художественно-промышленном училище имени Веры Мухиной на факультете архитектурное проектирование и отделка, а затем поступил на художественно-постановочный факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кино.
Знаете, я был голоден до знаний, мне все казалось интересным, в художественном училище я параллельно занимался керамикой, живописью, графикой. Мне был всего 21 год, а преподаватели относились ко мне, как к равному, я вел семинары, участвовал в конференциях, ездил на выставки в другие города. В те время я был единственным среди студентов и как аспирант получил доступ к самым закрытым фондам Государственной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина, где я изучал историю миниатюрной живописи и даже держал в руках миниатюры Султана Мухаммеда.
Я благодарен моим преподавателям, которые много вложили в меня. Когда педагоги видели, как студент тянется к знаниям, то они отдавали ему все силы, рекомендовали его, обучали. Был случай, когда я семь раз сдавал чертеж своему преподавателю Алексей Васильевичу Сологубу. Это был сложнейший чертеж по перспективе театральной сцены с набором декораций, мебели, который сейчас уже не дают студентам. Когда я сдал его в первый раз, Сологуб лихо прошелся по нему красным карандашом. Значит, есть так много ошибок, подумал я. Но педагог сказал, давай зачетку, поставлю оценку «три». Я заупрямился, пообещал, что сдам чертеж, и там не будет ни единой красной пометки. Он рассмеялся, сказал, что такого не может быть. И когда я принес ему чертеж уже в седьмой раз, он просмотрел на него и говорит - иди, я тебе завтра дам ответ. На следующий день меня вызвали на кафедру, захожу и вижу, как Сологуб с красным карандашом продолжает внимательно рассматривать чертеж. Увидев меня, он воскликнул, что весь вечер просидел, чтобы найти ошибку и не нашел ее. Пообещал сохранить этот чертеж на кафедре, прикрепив к нему служебную записку о том, как это работа была сделана. Знаете, это всегда было моим принципом – если что-то делать, то надо делать это хорошо.
- Наверное, в те времена люди не торопились как сегодня?
- Знаете, то поколение было особым, немного сумасшедшим. Так, чтобы побывать на спектакле в Театре на Таганке, где выступал Владимир Высоцкий, мы с друзьями ехали на третьей полке, предусмотренной для багажа. Там было всего 30 см высоты, лежишь, голову не поднимешь, и вот в таком состоянии ехали восемь часов. Но какая у нас потом была осанка!
Мы торопились жить, общаться, передавать знания. В те времена жизнь не была насыщена интернетом или телевидением. Сейчас есть мобильная связь, но и тогда все не чувствовали ограничения связи. Написал письмо, а уже через неделю приходил ответ. Нам не казалось это долгим, ведь вся эта неделя была такой насыщенной, что пролетала как миг.
- У вас есть ученики, своя школа?
- Конечно, у меня есть своя школа, и мои ученики отличаются от других, потому что я всегда требователен к ним. Если человек пришел ко мне не за знаниями, то это не мое. Ко мне приезжают учиться из России, Германии, я также часто выезжаю за рубеж, читаю лекции по керамике, провожу мастер-классы. Знаете, керамист - это сложное занятие. Помню, спорил с педагогами, возмущался, зачем нужно изучать теоретическую механику или физику, так как считал, что художнику не нужны эти знания. Но сегодня все эти знания законов оптики, физики, химии мне очень пригодилось.
- Наверное, именно это помогло вам создать необычную, присущую только вам графику?
- Это сложная графика, выполненная стальным пером с использованием 15-20 слоев, каждый слой фиксируется прозрачным лаком, а потом снова делается цветная прокладка. Методом наложения последовательных слоев штрихами стального пера достигается глубина цвета. Используя смешанную технику, я добиваюсь света изнутри, а это можно получить только стальным пером. Штрих дает намного больше ощущение цвета, чем кисть. Это можно сделать, только если хорошо знаешь цветоведение. Кто смотрит на мои картины, то удивляется, сравнивают их эффект с 3D. В принципе, так оно и есть, эти картины можно рассматривать под разным углом в зависимости от света.
- Большинство этих картин связанных с Ичеришехер. Что для вас означает Старый город?
- В последние годы Государственный историко-архитектурный заповедник Ичеришехер преобразился, и это не может не радовать. Ичеришехер для меня это основа всего, это сердце Баку, мои корни, моя генетическая память, источник вдохновения, и в то же время источник сожаления, когда я вижу, что многие не осознают, каким богатством является этот древний город. Очень важно осознавать, что живя в заповеднике, в самом центре истории Баку надо соответственно быть образцом высокой культуры, быть грамотным в вопросах истории, чтобы любому гостю ярко и точно рассказать о жемчужине Хазара. А почерпнуть информацию можно и из моих статей об Ичеришехер, как в журналах, книгах, статьях, так и в интернете.