Народный артист России, ведущий актер Театра на Таганке Тимур Бадалбейли рассказал корреспонденту «Москва-Баку» об опыте работы в кино, дедушке-театроведе, любимых ролях и азербайджанских корнях.
- Тимур, вы родились и выросли в Москве, но корни у вас из Азербайджана. Расскажите о вашей семье.
- С Москвой связана вся моя жизнь: здесь прошли детство и юность. Учился во французской спецшколе на Новослободской улице. Отец, азербайджанский поэт и переводчик Ильхам Бадалбейли, родом из Сальян. Он привез в Москву мою маму, "пустил здесь корни". Я первый москвич в семье.
Мой дед по материнской линии, Борис Исаакович Зингерман, был выдающимся театроведом. После него остались замечательные книги. По его учебникам учатся в театральных вузах.
- Получается, вы учились в Щукинском училище по книгам дедушки?
- Не только учился, но и воспитывался под чутким руководством. У нас были очень теплые, доверительные отношения. Дедушка сыграл большую роль в выборе моей профессии. Необыкновенно рад, что при нем поступил и окончил театральное училище (Тимур учился в ВТУ им. Б. В. Щукина на курсе Ю. П. Любимова – прим. ред). Впервые в жизни Юрий Петрович Любимов набирал собственный курс, ему был тогда 71 год. И я оказался среди его учеников!
Дед видел мои первые театральные работы в Театре на Таганке. Для меня было очень важно услышать его мнение, получить оценку игры на сцене. Думаю о том, как быстро идет время: сегодня я уже и сам мог бы выступить как наставник для начинающих актеров – опыт позволяет.
- Расскажите, как сегодня чувствует себя знаменитый Театр на Таганке?
- Театр переживает непростой период. Он находится в «эксперементально-лабораторных» поисках. При новом директоре, Ирине Апексимовой, каждый месяц молодые режиссеры ставят какой-нибудь спектакль. Я в них тоже иногда участвую. Что будет дальше – не знаю. После ухода Юрия Петровича Любимова мы себя потеряли. Наш театр полвека развивался в одном ключе. Ушел учитель, но спектакли его идут. Школа Любимова – актерская и театральная жива в его учениках.
- В ваших словах чувствуется скептический настрой, возможно, растерянность...
- Скепсиса как такового нет. Посмотрим, как дальше сложится жизнь театра. Я 25 лет в нем служу и мне небезразлична его судьба.
- Какие работы вам особенно запомнились?
- В театре у меня за последнее время ничего яркого, к сожалению, не было. В кино - это фильмы «Интимные места» и «Московские сумерки». Режиссёры-дебютанты Наташа Меркулова и Алексей Чупов сняли замечательную работу «Интимные места». Ироничная картина с яркой фестивальной судьбой. «Московские сумерки» Алены Званцовой тоже не остались незамеченными. Она же сняла два сериала «Небесный суд» и «Прощай, любимая», очень выгодно отличающиеся от кино подобного жанра.
- Какая роль может вас заинтересовать?
- Большое значение играет произведение, по которому снимается кино или ставится спектакль. Должен быть интересный характер: чем необычнее, тем интереснее.
- Вы даете эксплуатировать свой образ: вашу яркую внешность?
- Бывает, что сталкиваюсь с интересом к себе, основанном на желании использовать мои внешние данные. Я заворачиваю предложения сыграть "разбойника с Востока", потому что это поверхностный подход, примитивный. За этим ничего не стоит.
- Вы часто бываете в Азербайджане?
- Все последние поездки связаны со съемками фильмов. Картина «Не бойся я с тобой! 1919» - третий мой фильм, снятый на исторической Родине. Первым был получивший много наград «Прощай южный город», затем – «Глазами призрака». В «Не бояся, я с тобой 1919» Юлия Гусмана моего персонажа зовут Чони. Это такой супермен, который «в огне не горит и в воде не тонет». Его бросали в тюрьму, закапывали живым в землю, пугали волками. Готовился серьезно к этой роли, практиковал восточные единоборства. Мне в фильме предстояло много и эффектно драться. И, по-моему, с задачей я справился.