AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB

Пианист Александр Гиндин: Баку - это колоссальный контраст между старым и новым, и в этом контрасте – сила

Нури Гафаров, «Москва – Баку»
06.07.2015 14:53

На VII Международный Габалинский фестиваль в конце июля в числе других всемирно известных музыкантов и коллективов приедет и много гостей из России, в том числе Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» (руководитель – Владимир Спиваков) и выступающий вместе с ними пианист Александр Гиндин.

Окрестности Габалы настолько живописны, что известны как «азербайджанская Швейцария». Фестиваль классической музыки, а также джаза и мугама, проводится здесь с 2009 года - по инициативе Фонда Гейдара Алиева и при поддержке министерства культуры и туризма республики.

Арт-директором фестиваля вновь станет его организатор, дирижер Дмитрий Яблонский, причем его мать – знаменитая пианистка Оксана Яблонская тоже выступит в Габале. Кстати, Габала связана с миром классической музыки не только благодаря фестивалю - здесь построена фабрика по производству пианино известной голландской марки Beltman.

О том, как можно использовать для концертов горный рельеф Габалы, в интервью порталу «Москва – Баку» рассказал Александр Гиндин, заслуженный артист России, лауреат конкурса имени Чайковского, обладатель II премии Международного конкурса имени королевы Елизаветы, победитель Кливлендского международного конкурса пианистов.

- Александр Шефтельевич, на фестивале выступления музыкантов звучат не только в камерных концертных залах города, но и под открытом небом, на фоне гор. Если вам доведется выступать в Габале именно там, на открытой площадке, это отразится на вашем концерте?

- Концерт – не только музыка. Это комплекс всего вместе. Это музыка, исполнитель, публика, зал (в данном случае – все окружение). Это все производит впечатление на публику, это чувства, которые люди уносят с собой с концерта. Поэтому тот факт, что концерт в горах, - это значит, что он как бы ближе к Богу.

- Вы уже выбрали, что будете там играть?

- Да, «русскую программу» - Скрябина и Рахманинова. Я впервые еду на этот фестиваль, хотя очень много о нем слышал. Но я очень уважаю арт-директора фестиваля Диму Яблонского, дружу с ним, и уверен, что там все будет так, как надо.

- А если вас пригласят и через год, еще раз, что бы вы решили сыграть с учетом горного рельефа Габалы?

- В конструкции любой сцены, в том числе и ракушки под открытым небом, как известно, заложен акустический проект. Техническим возможностям сейчас вообще предела нету… А на фоне гор? Наверно, можно попробовать «валторновые штуки». Начиная с 5-метровой длины инструментов, которые исторически были приспособлены для того, чтобы давать сигнал с одной горы на другую. И до сих пор горцы кое-где ими пользуются - там, где нету ни телефона, ни интернета. Для альпийского рога, для разновидностей валторны очень много написано всяких произведений. Что можно попробовать? Прежде всего, «Альпийская симфония» Рихарда Штрауса. Почему бы и нет?

- Вы считаетесь классическим пианистом, но однажды вышли за пределы своего образа и сыграли фортепьянный дуэт с джазовым пианистом Даниилом Крамером. Теоретически вы смогли бы выступить в жанре мугама? Или это слишком экзотично?

- Это прекрасный жанр, который выражает всю национальную душу. Но это, прежде всего, особые инструменты, особая манера исполнения и особый репертуар. На рояле играть это трудно.

Хотя… На самом деле, у рояля возможности безграничны. Все зависит от таланта композитора. Если его фантазии хватит на это, - он может и этот жанр приспособить для симфонического оркестра, для рояля. В теории, если кто-то напишет мне произведение с элементами мугама, мне будет очень интересно попробовать. Я человек всеядный, открыт для новых музыкальных опытов.

- Как часто вам уже доводилось бывать в Азербайджане?

- Я играл, по-моему, уже дважды на фестивале имени Гаджибекова (Гаджибейли). В Баку совершенно замечательная филармония. Очень красивый город, достойный и очень сильный по энергетике. Когда приезжаешь в город, то сразу ощущается его лицо. Или не ощущается. Так вот в Баку оно яркое, энергетика просто в воздухе висит.
Впечатление на меня производил и старый город, и новостройки – небоскребы. Одно поражает своей аутентичностью, а другое – напоминает по впечатлениям Шанхай. Это колоссальный контраст между одним и другим, и в этом контрасте – сила.