AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB
Новости дня

Эксперты: Для создания Транскаспийского транспортного маршрута понадобится несколько миллиардов долларов

Юрий Югов, "Москва-Баку"
22.01.2016 13:50


Экономисты продолжают обсуждать перспективы Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), торжественно открытого в конце прошлой недели в Пекине. На церемонии присутствовали представители 57 стран-учредителей, а председатель Китая Си Цзиньпин заявил, что банк - это шаг к реформе системы глобального экономического управления, который сделает ее более справедливой. Предполагается, что уставной капитал организации составит 100 млрд долларов, львиную долю из которых внесет Китай. Кроме того, Си Цзиньпин объявил, что выделит 50 млн долларов для создания специального фонда, который будет помогать менее развитым странам-участницам банка в разработке инфраструктурных проектов.

От России в церемонии участвовал замминистра финансов России, заместитель управляющего в АБИИ Сергей Сторчак. По его словам, запуск нового глобального финансового института, который сопоставим по значимости с такими «столпами» мировой финансовой архитектуры как Всемирный банк и МВФ, говорит о том, что Китай стал не только очень крупной, но действительно авторитетной державой на мировом рынке.

Как известно, Россия стала третьим крупнейшим участником в этом банке, получив 5,92% долю в капитале. Вторым стала Индия. Китай и Индия владеют 26,06% и 7,5% в капитале АБИИ соответственно. «С этого момента можно считать, что инициатива, которую выдвинуло руководство КНР, стала реальностью. А эта реальность, по моим ощущениям, очень сопоставима с той реальностью, которая состоялась в 1944 году в Бреттон-Вудсе, когда группа стран приняла решение об учреждении МВФ и Всемирного банка», — сказал Сторчак.

Он отметил, что банк начал работу, несмотря на серьезное обострение геополитических интересов в мире. «И в условиях этого конкретного обострения страны, преследующие разные цели, имеющие совершенно разные интересы, договорились об учреждении глобального финансового института», — сказал он.

Заявленный капитал АБИИ составляет 100 млрд долларов, оплаченный — 20 млрд. Выплаты стран-участниц будут осуществлены в течение пяти лет.

Кредитные линии для среднего и малого бизнеса


Обычно МВФ занимается финансированием только крупных проектов или проектов развитых стран, то Всемирный банк финансировал небольшие инициативы, объемами примерно от 10 млн долларов. Например, такие кредитные линии он предоставил Украине, в основном, - для малого и среднего бизнеса. Такого рода инструментов в регионе очевидно не хватает. К тому же, Всемирный банк считается политизированной организацией.

По мнению экспертов, АБИИ попытается охватить своими услугами весь сегмент бизнеса в странах. На всем пространстве будущего нового «Шелкового пути», то есть от китайской границы до западной Европы, в том числе и в Средней Азии и Закавказье, крупные компании теперь могут получить поддержку в рамках АБИИ, а небольшие компании - в специальном фонде, о котором упомянул председатель Си.

«Пекин занимается целенаправленным выстраиванием финансовой системы. Если этот банк инфраструктурных инвестиций занимается крупными проектами, уровня «Шелкового пути», то основной задачей специального фонда должна стать поддержка небольших проектов», - пояснил порталу «Москва – Баку» президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

«До сих пор Китай этим и занимался. Возьмите Узбекистан, Таджикистан, Туркмению. Шло небольшое финансирование, но оно шло по линии госбанков. Теперь эту функцию могут взять на себя и международные институты», - уточняет экономист.

Рукава «Шелкового пути»

По мнению экспертов, новый банк, в первую очередь, будет кредитовать проекты в рамках «Шелкового пути», то есть транспортные коридоры, поставки сырья и товаров, поскольку Пекин в этом заинтересован в первую очередь. В свою очередь, Азербайджан, Казахстан, Грузия и Украина тоже заинтересованы развивать Транскаспийский международный транспортный маршрут, который укладывается в рамки «Шелкового пути». Представители этих четырех стран подписали ранее в Баку протокол об установлении конкурентоспособных льготных тарифов на грузоперевозки.



Транскаспийский маршрут многие зарубежные политики подают как геополитический вызов России, поскольку он проложен в обход российских границ. Однако эксперты в Москве призывают не беспокоиться по этому поводу, поскольку заказов хватит всем.

«Шелковый путь, точнее его северо-западный рукав, по базовой схеме, все равно заходит на российскую территорию. АТранскаспийский маршрут единственной заменой российскому Транссибу для Китая все равно не станет, - это большой крюк. Придется пересадки большие делать, все время перегружать товар на разные виды транспорта. Заменой морскому пути в Китай через Малаккский пролив он тоже не станет», - пояснил Абзалов.



Кроме того, основную часть перевозок в Средней Азии составляют подгруппы ТЭК, но при нынешних ценах на нефть возить их становится все менее выгодно.

«Заменой морскому пути в Китай через Малаккский пролив этот маршрут, правда, пока не станет, - ведь придется делать большие пересадки. Страны будут нацелены на то, чтобы обеспечить продажу, в первую очередь, собственного сырья. Например, Азербайджан стремится, в первую очередь, продать свое сырье, а не помогать транзиту из Казахстана», - пояснил Абзалов.

«В принципе, проект вполне можно осуществить, - соглашается экономист. - Но надо доурегулировать ситуацию вокруг Каспийского моря, обеспечить там безопасность. Объем любых грузоперевозок во время кризиса падает, поэтому сперва нужно: восстановление Китая, восстановление цен на углеводороды и серьезный инвестиционный капитал, ведь надо вложить несколько миллиардов долларов просто в инфраструктуру».