AZN = 54.13 RUB
USD = 92.01 RUB
EUR = 98.72 RUB

"Коммерсант" сообщил о конфликте между пилотами рухнувшего в Ростове Boeing

"Москва-Баку"
28.03.2016 10:16
Фото:РИА Новости
Фото:РИА Новости

По данным источника «Коммерсанта», близкого к расследованию крушения лайнера Flydubai в Ростове-на-Дону, причиной катастрофы мог стать конфликт внутри экипажа по поводу того, какие действия необходимо предпринять, чтобы вывести самолёт на второй круг в ручном режиме. Управляющий лётчик и его напарник начали действовать каждый по своему усмотрению, подавая противоречивые сигналы со штурвалов в бортовой компьютер, притом что обычно они синхронизированы. К тому моменту, когда в кабине пилота пришли к согласию, было уже поздно, пишет издание.

Во время попытки зайти на второй круг в кабине пилота самолёта Flydubai возник конфликт, который и послужил причиной крушения Boeing, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, близкий к расследованию. После того как машина была переведена из автопилота в ручной режим, управляющий лётчик, продолжая подъём, попытался набрать скорость и увеличил режим работы двигателей до взлётного. В это время его напарник начал предпринимать действия, направленные на то, чтобы опустить нос лайнера. Несогласованность действий привела к фатальным последствиям.

«При попытке поднять самолёт после неудачного захода на посадку пилотирующий лётчик, видимо, слишком сильно задрал нос машины, обеспечив таким образом потерю скорости и сваливание. В кабине из-за этого возник конфликт. Напарник кричал пилоту: «Куда летишь? Стоять!», однако все его попытки «перетянуть» штурвал лишь усугубили ситуацию», - пишет издание.

По словам близкого к расследованию источника, когда самолёт находился на высоте около 270 м и на расстоянии около 6 км до взлётно-посадочной полосы, один из лётчиков нажал клавишу TOGA (Take off. Go around). Именно это действие даёт команду уходить на второй круг. Далее пилотам нужно было в ручном режиме задать угол наклона носа самолёта, «ориентируясь на так называемые директорные стрелки на приборе».

В данном случае экипаж не учёл специфику перехода Boeing 737 из режима посадки в режим набора высоты. «Дело в том, что при заходе на полосу под автопилотом лайнер находится в довольно сложной конфигурации: его руль высоты отклонён на пикирование, а хвостовой стабилизатор при этом работает в противоположном направлении, задирая нос машины. Если уход на второй круг происходит в автоматическом режиме, положение всех рулей плавно меняет бортовой компьютер.

В случае же совершения этого манёвра руками лётчик инстинктивно тянет штурвал на себя, ставя таким образом в положение набора высоты и руль, и стабилизатор. Кабрирующий момент усиливают убирающиеся после нажатия клавиши TOGA закрылки - в итоге Boeing вместо плавного набора высоты устремляется вверх в режиме истребителя», - поясняет издание.

Пилотам не удалось распознать этот манёвр, и, когда скорость самолёта начала падать, лётчики не смогли договориться, как действовать дальше. Управляющий пилот предпринял попытку набрать скорость, увеличив режим работы двигателей. Его напарник полагал, что следует опустить нос Boeing. Он пытался остановить коллегу криками и одновременно прекратить набор высоты, «отталкивая от себя свой штурвал».

Таким образом, «управление самолётом разорвалось»: в бортовой компьютер Boeing стали поступать «электрические импульсы от всех манипуляций, совершаемых пилотами на обоих штурвалах, которые в штатном режиме работают синхронно», отмечает издание. После того как экипаж почувствовал отрицательные перегрузки, началось согласование в работе, но было уже поздно.

«Распознать по записи переговоров в кабине, кто из лётчиков совершил роковую ошибку, а кто пытался её исправить, специалисты пока не могут. Дело в том, что в своём последнем коротком диалоге пилоты не упоминают должностей или имён друг друга, а тембры и интонации их голосов оказались странным образом похожи», - пишет «Коммерсантъ».

По мнению специалистов, для идентификации голосов придётся привлекать людей, лично знакомых с лётчиками, то есть коллег или родственников.