AZN = 54.13 RUB
USD = 92.01 RUB
EUR = 98.72 RUB

"Акцент с Сергеем Строканем". Ильхам Алиев в Германии: Армения теряет контроль над ситуацией, статус-кво уже не сохранить

"Москва-Баку"
13.06.2016 14:39


Добро пожаловать на аналитическую передачу «Акцент», выходящую на портале «Москва-Баку». С вами я, ее автор и ведущий, Сергей Строкань, обозреватель издательского дома «Коммерсантъ».

Поездка Ильхама Алиева, президента Азербайджанской Республики в Берлин на переговоры на высшем уровне и для участия в Азербайджано-германском экономическом форуме проходила не на самом благоприятном фоне. Тем ценнее и сам визит и конкретные результаты.

Как бы мы ни хотели отделить экономику от политики, нам всякий раз это не удается. Тематика бесед Президента Алиева была обильно приправлена перцем и другими специями под названием Нагорно-Карабахский конфликт, резолюция Бундестага по поводу геноцида армян в Турции в 1915 году, обвинения западной прессы в якобы имеющих место нарушениях прав журналистов в Азербайджане и так далее.

О непростой миссии Президента Алиева и перипетиях взаимоотношений Азербайджана и Европы, а также о том, как складывается диалог Москва-Баку мы беседуем в студии с независимым экспертом, журналистом-международником с 36-летним стажем Владимиром Михеевым. Добро пожаловать, Владимир!

Начну с щекотливого вопроса. Буквально накануне визита депутаты германского парламента одобрили резолюцию, признающую геноцидом преступления против армян в Османской империи в 1915 году. Резолюция была принята практически единогласно. Это случайное совпадение? Или намеренное? Омрачило ли это атмосферу визита?

Ответ: Уверен, что это непреднамеренное действие. У Германии складываются сложные отношения с Турцией на фоне «миграционного кризиса», который спровоцировало как необдуманное приглашение Ангелы Меркель одному миллиону беженцев с Ближнего Востока переселиться под ее крышу на ПМЖ, так и поощрение Анкары такого исхода из турецких лагерей для беженцев, где их скопилось до 2.5 млн. Формула разрешения кризиса не найдена. Обе стороны винят друг друга. Резолюция Бундестага есть форма давления на Турцию, но не на Азербайджан.

Вопрос: Однако Баку полностью солидаризировался с Анкарой.

Ответ: Верно. Более того, Ильхам Алиев отменил запланированные в Бундестаге встречи, в том числе с членами Межпарламентской группы дружбы Германия-Азербайджан. Ранее МИД Азербайджана сделал заявление: «Мы считаем данную резолюцию предвзятой и необъективной. Недопустима фальсификация истории в политических целях». МИД обвинил Германию в политике двойных стандартов, напомнив о Ходжалинском геноциде.

Вопрос: Напомните тем, кто забыл или не знает, о чем речь.

Ответ: Во время войны в Нагорном Карабахе, как указывают азербайджанские источники, в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года армянские вооруженные формирования заняли город. В ходе штурма и после него были ранены, погибли и пропали без вести сотни мирных жителей. По данным расследования, проведенного меджлисом (парламентом) Азербайджана, тогда погибло 485 человек. В Баку это называют «геноцидом».

Вопрос: В речи Президента Алиева в Берлине огромный пласт, несколько жирных пассажей посвящены обострения конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Насколько уместно было поднимать тему, прямо не относящуюся к профильной повестке дня экономического форума?

Ответ: Уместно. Как бы мы ни пытались разъединить как сиамских близнецов политику и экономику, это получается не часто, и нам приходится иметь дело с таким причудливым симбиозом, как «политэкономия», когда геополитика сопрягается с геоэкономикой. По сути, Алиев сделал программное заявление. Какие ключевые моменты?

Во-первых, Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции, требующие вывода армянских войск. Однако они не выполняются, и механизма выполнения не разработано. Во-вторых, Баку призывает решить вопрос не только на основе этих резолюций и Устава ООН, но и на основе Хельсинкского Заключительного акта, подтвердившего незыблемость принципа территориальной целостности.

О необходимости постоянно напоминать как о самой проблеме, о ее природе, истоках, масштабах, так и отсутствии прогресса в ее разрешении дипломатическими методами говорил на съезде азербайджанского народа Президент Алиев.

Действительно, «заморозка» этого конфликта не отвечает задаче нормализации отношений между двумя соседними странами. Остается надеяться, что формат трехсторонних переговоров, в которых Москва выступает в качестве главного посредника, сдвинет процесс с мертвой точки.

Вопрос: Возвращаясь к визиту, насколько германские официальные лица были настроены на серьезный разговор с Азербайджаном по всему спектру взаимоотношений?

Ответ: Серьезные переговоры прошли на самом высоком уровне. Ильхам Алиев встретился с влиятельной фигурой – министром экономики и энергетики Зигмаром Габриэлем, с председателем Мюнхенской конференции по безопасности, с вице-канцлером и под конец провел переговоры с канцлером Германии Ангелой Меркель.

Показательно, что в контексте обсуждения конфликта вокруг Нагорного Карабаха незримо присутствовал и Россия. Бундесканцлерин Меркель заявила: «Россия, конечно,
сыграет решающую роль в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе. Здесь мы будем использовать свои контакты, чтобы поддержать российское правительство, так же как и американское, и французское, как сопредседателей Минской группы, в решении конфликта в Нагорном Карабахе».

В свою очередь Ильхам Алиев заметил: «…тот факт, что Россия продает оружие Армении, не вызывает никакой "аллергии" в Азербайджане». И затем: «Мы рассматриваем Россию в качестве нашего стратегического партнера».

Вопрос: По итогам визита, что в сухом остатке? Что в портфеле, который азербайджанская делегация увезла домой?

Ответ: Нужно начать с того, что в 2015 году более 80 процентов торговли между Германией и странами Южного Кавказа приходилось на долю Азербайджана. Торговый оборот составил 2,9 миллиарда евро. В Азербайджане работают 169 немецких компаний.

По итогам визита подписан, в частности, договор между министерством сельского хозяйства Азербайджана и Франкфуртской школой финансов и менеджмента. Цели: повысить эффективность и продуктивность бюджетного финансирования. Еще одна цель: повышение конкурентоспособности сельского хозяйства Азербайджана, улучшение кредитных и лизинговых продуктов в соответствии с потребностями заемщиков. К слову: разработка новой политики кредитования в агросекторе проводится в рамках совместного со Всемирным банком проекта по усилению конкурентоспособности сельского хозяйства.

Вопрос: Без темы каспийских углеводородов разговор был бы не полным, не так ли?

Ответ: Естественно. В Берлине ожидают, что в 2020 году в страны Европейского Союза по системе трубопроводов TANAP и TAP, входящих в поддерживаемый Европейской Комиссией «Южный газовый коридор», потечет газ с месторождения «Шах Дениз-2» в Каспийском море. В реализации этого проекта участвуют немецкие компании Siemens и Salskitta.

Что касается нефтепроводов, то ряд стран ЕС уже приобретают азербайджанскую нефть, которая составляет до 30 процентов в их энергетическом балансе.

Особое внимание уделено т.н. проекту «Южный газовый коридор», у которого 4 составляющих: добыча газа на одном из крупнейших газовых месторождений мира – «Шах Дениз», строительство трубопровода, соединяющего Азербайджан с Грузией и Турцией, затем – трубопровода от восточной до западной границы Турции, который называется TANAP, и трубопровода от турецко-греческой границы до Италии, именуемого ТАР – Трансадриатический трубопровод.

Вопрос: Как в целом обстоят дела в экономике Азербайджана? Нет ли симптомов «голландской болезни», как называют зависимость от экспорта сырья и минералов?

Ответ: Сразу необходимо подчеркнуть, что доля энергетического сектора составляет чуть более 30 процентов во внутреннем валовом продукте и дает менее половины всех доходов бюджета.

Углеводородный допинг сыграл позитивную роль. С 1995 года в Азербайджан были вложены иностранные инвестиции на сумму порядка 100 миллиардов долларов. С 2004 года экономика в Азербайджане выросла на 300 процентов. За счет доходов от экспорта углеводородов удалось сократить уровень бедности и безработицы: сейчас оба показателя близки к 5 процентам. По подсчетам Давосского всемирного экономического форума экономика Азербайджана находится на 40-м месте в мире по индексу конкурентоспособности.

При этом зависимость от «нефтяной» или «газовой иглы» падает. Развивается сектор высоких технологий – информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). У

Азербайджана появилась своя космическая промышленность: собрано два собственных спутника, выведенных на орбиту

Создается мощная логистическая и транспортная инфраструктура, завязанная, в том числе, на воссоздаваемый Шелковый путь. Из Китая в Европу через территорию Азербайджана уже прошли первые испытательные контейнерные поезда. Это будет кратчайший путь из Азии в Европу и в обратном направлении.

Вопрос: АР и Россия. Как складывается политический диалог и торгово-экономическое взаимодействие, учитывая, что экономики обеих стран переживают не лучшие времена, и как обстоят дела с гуманитарным сотрудничеством?

Ответ: Политический диалог – на уровне. Высоком уровне. Думаю, не требуется доказательств. Экономика. Весь спектр: от взаимных поставок природного газа до потока продукции азербайджанских агрохолдингов на прилавки российских супермаркетов. Расширяется горизонтальное партнерство, на уровне отдельных регионов АР и России.

Свежая новость: в этом году начнется строительство автомобильного моста через реку Самур на границе Азербайджана и России, о чем было в начале июне объявлено в Баку, где проходило 44-е совещание министров Организации сотрудничества железных дорог.

Гуманитарная сфера. Еще одна свежая новость: Россотрудничество при поддержке банка ВТБ Азербайджан запускает проект по поддержке абитуриентов и студентов, желающих получить образование в учебных заведениях России.

Таким образом, слова Президента Алиева, что Россия – «стратегический партнер», наполняются весомым содержанием.

Вопрос: Последний вопрос. Внимание миллионов любителей автогонок будет вскоре приковано к Баку, где впервые пройдут соревнования «Формула-1». Это нельзя не считать «пером в шляпе» для Баку, не так ли?

Ответ: Безусловно. Кстати, трасса для соревнований была подготовлена немецким инженером, при этом уделено особое внимание тому, чтобы телезрители, наблюдающие за соревнованиями – а трасса проходит по городскому кольцу – видели панораму Баку. Если в Баку приедет даже 1 процент тех, кто будет наблюдать за соревнованиями, это будет иметь большое значение для нашей индустрии туризма. Во всех отношениях это выигрышное в плане пиара событие. Баку с точки зрения архитектурных изысков есть чем блеснуть и на солнце и в сумерках, а картинка на телеэкране запоминается.

Сергей Строкань: Спасибо. С нами в студии был Владимир Михеев, журналист, независимый эксперт по международным отношениям.

Это была передача «Акцент» на портале Москва-Баку и я, ее автор и ведущий, Сергей Строкань.

До новых встреч в эфире!