AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB

Александр Проханов: Я благодарен Азербайджану за то, что он дал приют моим предкам

Юлия Ткачева, "Москва-Баку"
22.03.2015 15:31
Известный российский писатель и журналист рассказал корреспонденту «Москва-Баку» о своей привязанности к Азербайджану, о встречах с его национальным лидером Гейдаром Алиевым.

-Александр Андреевич, правда ли, что ваши предки из Азербайджана?

-Вы сразу коснулись важного эпизода в моей жизни. Мой род восходит к молоканам. Это русские еретики, которые уехали от преследования на Кавказ, в Азербайджан. Мои предки из азербайджанской деревни Ивановка. Я давно хотел там побывать в русских поселениях, и мой друг, Варенников Валентин Иванович, тогда заместитель министра обороны СССР, выделил для моей поездки вертолет. На военном вертолете я прилетел в деревню, правда, изрядно напугав этим местных жителей. Моя мечта сбылась. Я увидел молокан. Там же я отведал знаменитую молоканскую лапшу, которой меня угощала бабушка. Русская колония жила среди азербайджанского населения мирно и спокойно. Сеяли пшеницу. И я хочу сказать, что очень благодарен Азербайджану за то, что он дал приют моим предкам.

-А были ещё поездки в Азербайджан?

-Так случилось, что у меня появился азербайджанский друг, живущий в Москве. Он был уникальным человеком. Это - Фуат Новрузов. Он приоткрыл мне глаза на многие новые для меня явления. Коренной бакинец, со всеми чертами восточного азербайджанского человека, он при этом был удивительным русофилом. Будучи азербайджанцем, он обожал Россию. Русский мир был для него таинственно прекрасным. У него была жена русская. После 1991 года Фуат стал очень богатым человеком, занимался предпринимательством, буржуазная экономика сделала его независимым и лихим. Однако при этом он оставался социалистом и преклонялся перед советским периодом, в котором он натерпелся, так как за ним шла охота, его преследовали. Что удивительно, Фуат был вольнолюбцем и одновременно сталинистом. Он считал, что Сталин величайший вождь, который сделал страну грандиозной и одержал победу в войне. Мой друг весь состоял из противоречий, и эти противоречия играли в нем как грани бриллианта… Он мне казался тогда типичным азербайджанцем, умел быстро и пластично перестраиваться на различные регистры, не противореча себе самому, создавая из противоречий поразительное и целостное единство. Я его просто обожал... Благодаря моему другу я быстро сблизился с азербайджанской действительностью.

Я побывал в Азербайджане в достаточно драматичный период, когда разгорался армяно-азербайджанский конфликт. Начинались боевые действия. Эмоционально я был на стороне Азербайджана. Тогда вторым секретарём ЦК Коммунистической партии Азербайджана был Виктор Петрович Поляничко. Русский человек, с которым я познакомился в Афганистане, где он был вторым, а может даже и первым лицом в Афганистане, через него шли все военные, экономические и политические операции. Затем он переселился в Баку. Во время конфликта он мужественно не покидал Карабах и был контужен. Тогда я видел эти трагические события его глазами. Всё, что я описывал в газетах, многое взято из рассуждений Поляничко и его опыта, в том числе и военного. К слову, он, как чуткий политик, уже тогда предчувствовал близкую беду с СССР.

-Вы тогда понимали, что происходит со страной?

-Вернувшись с поле брани из Карабаха, мы отправились на одну из государственных дач на берегу моря. Помню раскаленную пустыню пепельно-каменного цвета. А рядом цвели райские сады, где зеленая сочная зелень спускалась к воде, мраморные ступени, пели птицы. Предчувствуя скорые потрясения с Советским Союзом, люди давно покинули дачи. Вместе с Поляничко мы сидели на берегу моря, набросив на себя белые простыни, буквально как два патриция перед концом Рима, пили вино, ели фрукты. Вспоминали наши боевые походы в Афганистане, думали о СССР, который как Атлантида погружался на дно, горевали и как бы прощались друг с другом… Кончина Советского Союза очень остро ощущалась в Азербайджане… я готов был тогда разрыдаться… я был советским человеком.

-Расскажите о своих встречах с Гейдаром Алиевым.

-Когда рухнул СССР, и Гейдар Алиев вернулся из своей опалы, из ссылки, время этого кризиса мятежный полковник Сурет Гусейнов на танках двигался в сторону Баку, но только Гейдар Алиев смог его остановить. Был заключен союз. Гусейнова назначили премьер – министром. Благодаря моему другу Новрузову я оказался в эпицентре событий в Баку. Мне удалось встретиться дважды с Гейдаром Алиевым, было два больших интервью. Мы тогда обсуждали с ним возможности российско-азербайджанских отношений, путь, который избирает Азербайджан, где русский фактор присутствует как очень сильный и значительный, проблему Карабаха, тему российских добровольцев, которые участвовали в конфликте.

-Каким вам запомнился Гейдар Алиев?

-Началась эра постсоветского Азербайджана. Гейдар Алиев был очень опытным и искушенным политиком, понимавшим как устроено государство. Видел сильные и слабые стороны. Азербайджан получил мощного лидера, который перепорхнул из советской эры в постсоветскую. При нем произошла трансформация экономики, нефть стала служить национальным интересам страны. Бум и рассвет в развитии были заложены Гейдаром Алиевым. У меня сложились впечатления о Гейдаре, как о человеке умудренного, утомленного множеством прошедших через его жизнь интриг, испытаний. В его облике было что-то античное, может быть римское. Это почему-то врезалось в память…

-У вас были встречи не только с азербайджанскими политиками?

-Однажды я повёз в Азербайджан писателей, чтобы показать им трагедию той войны, это были последние дни до распада СССР. Везде уже шли перестрелки. Когда наш самолет садился, мимо летели красные трассеры, нас обстреливали. Писатели встречались с военными по линии фронта. Возвращаясь из Баку, нам помогли сесть на самолет, заполненный советскими офицерами. В самолете моё внимание привлёк человек, читавший книгу «Воспоминания Деникина». Когда он обернулся, я понял - это был генерал Лебедь. Он возвращался в Москву. Ему суждено было сыграть в событиях 1991 года особую роль в переходе армии на сторону Ельцина.

СПРАВКА: Молокане – разновидность духовного христианства, выделенная в этнографическую группу русских. Село Ивановка – крупнейшее поселение молокан на территории Азербайджана, составляющее более 3000 человек.