AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB

Эксперт Константин Симонов: Запад вынужден снимать все санкции с Ирана, позорно прикрываясь фиговым листком

Юрий Югов, "Москва-Баку"
15.09.2015 11:24

Одной из мишеней для боевиков в Турции в августе оказалась сеть трубопроводов, по которым через ее территорию на Запад течет газ из Азербайджана и Ирана. Директор Фонда национальной энергетической безопасности, проректор Финансового университета при правительстве России Константин Симонов рассказал порталу «Москва – Баку» о том, можно ли минимизировать риск терактов, а также о том, открывает ли «разблокировка» Ирана возможности для строительства новых газопроводов в регионе.

- Константин Васильевич, Анкара уже пообещала усилить охрану газопроводов, в том числе используя «современные технологии». Наблюдатели полагают, что речь идет не только об усилении обычных патрулей, но и запуск беспилотников. Как, по-вашему, это поможет?

- С одной стороны, да. В нефтегазовом комплексе беспилотники уже используются достаточно активно для наблюдения за трубопроводами. Но надо сразу понимать, что и средства нападения не стоят на месте. Когда сложная инфраструктура пролегает на сотни и тысячи километров, невозможно гарантировать безопасность ни от террора, ни от врезок, хотя в данном случае речи об этом не идет. Увы, трубопроводы останутся в фокусе внимания террористов - особенно в регионах повышенной военной активности.

- Еврокомиссар Марош Шефчович недавно возобновил дебаты о строительстве Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан. С этой целью он даже приезжал в Ашхабад. В Москве уже много лет протестуют по этому поводу, утверждают, такое строительство без согласия других прикаспийских стран стало бы нарушением международного права. Однако прозападные аналитики утверждают, что никто Ашхабаду не может в этом помешать…

- Существует конвенция по морскому праву и другие документы. Известно, что правового статуса Каспия пока нет. Каспий остается внутренним озером пяти государств, которые так и не нашли решения о совместном его использовании. Это и налагает ограничение на строительство транскаспийской инфраструктуры.

Можно это отрицать, конечно. Но одно дело, когда об этом говорит аналитик, а другое – если речь пойдет о решении одного государства, которое может вызвать резкую реакцию другого государства. Поскольку в международном праве это есть, то Москва будет свои интересы отстаивать.

Глупо рассчитывать на то, что Туркмения начнет тихой сапой строить газопровод, а Россия ничего не сделает. Это будет слишком вызывающе! Думаю, Ашхабад прекрасно понимает, к каким последствиям это приведет. Много раз его провоцировали на начало строительства, - тема не нова, ей больше 10 лет.

- Может ли Туркмения построить трубопровод через Иран теперь, после отмены санкций? По суше, а не по морю?

- Санкции строить не мешали. Теоретическая возможность была и раньше. Санкции накладывались, во-первых, на инвестиции в нефтегазовый сектор Ирана. Во-вторых, западные страны отказались от закупок иранской нефти. Но никакого запрета на прокладку труб не было.

Другое дело, что Ашхабад на самом деле боится такого проекта, ведь Иран – довольно крупная страна. Неизвестно, на каких условиях транзит газа будет осуществляться. В этом смысле идея Транскаспийского газопровода Туркмении более понятна, потому что там есть только Азербайджан и Турция, и все. А Иран – очень серьезный региональный игрок, со своими амбициями, как транзитная страна она для Туркмении казалась довольно опасной.

Не исключаю, что Ашхабад нас теперь снова будет этим пугать: с Ирана сняли санкции – ура, найдена замена России. Многим кажется, что Иран поменялся, но на самом деле это не так. Наоборот, Иран считает, что это он «прогнул» Запад, выдержав все санкции. Запад вынужден снимать все санкции, позорно прикрываясь фиговым листком соглашения, уверяя, что Тегеран якобы пошел на уступки, а все знают, что он на самом деле ни на какие уступки не пошел. Это всего лишь попытка изобразить, будто вся эта атомная программа будет мирной. Все это «надует» амбиции Ирана. На этом фоне встает вопрос, готова ли Туркмения играть в такую игру. Сейчас резко обострятся отношения Ирана с Саудовской Аравией. Саудиты и так очень обижены на Штаты за то, что те так резко поменяли свое отношение к Ирану. В общем, это очень непростой момент.

Обратите внимание, что Туркмения и так делает большой акцент на пиар проекта ТАПИ – газопровода в Индию (газопровод ТАПИ — проектируемый магистральный газопровод протяжённостью 1,735 км из Туркмении в Афганистан, Пакистан и Индию. Проектная мощность — 33 млрд кубометров газа в год. Предполагаемая стоимость проекта — $7,9 млрд. Сроки запуска проекта планируются на 2017 год- ред.). Думаю, пока ни один серьезный инвестор ни цента не даст на газопровод, который должен пройти через Афганистан и Пакистан. Тем не менее, Ашхабад даже больше о нем говорит, чем об идее трубопровода через Иран. Поэтому игра здесь, возможно, и будет и такая. Но она вряд ли выдержит проверку временем.

- Летом алма-атинское телевидение сообщало, что китайские эксперты уже обсуждают проект строительства моста между Казахстаном и Азербайджаном, что такое грандиозное сооружение станет этапом нового «Шелкового пути» из Китая в западную Европу. Как вам кажется, это фантастика или современные технологии уже скоро позволят сделать такую мечту реальностью? Известно, что ширина Каспийского моря в самом узком месте достигает 200 километров.

- Вопрос просто в том, нужен ли этот проект, целесообразен ли он экономически, или есть более простые способы доставки грузов. Есть варианты строительства сухопутной инфраструктуры – особенно с учетом разблокировки Ирана. То, что логистические проекты в этом направлении будут реализовываться, понятно. Китай, конечно, если он подключится к этой теме, способен удивлять, с точки зрения инфраструктуры и технических новинок. Гипотетически, в перспективе, думаю, и на 200 километров мосты можно будет строить.