AZN = 54.13 RUB
USD = 92.01 RUB
EUR = 98.72 RUB

Эксперт: За желание Еревана не решать нагорно-карабахский конфликт, сохраняя статус-кво – мы заплатим слишком высокую цену

Нана Хоштария, "Москва-Баку"
13.07.2016 12:51
Фото: Google
Фото: Google


Апрельская эскалация на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе заставила международные организации обратить внимание на те риски, которые сулит данный конфликт в случае его неурегулированности. 

В последние месяцы при посредничестве Москвы и сопредседателей МГ ОБСЕ были проведены уже две встречи президентов Азербайджана и Армении – в Вене, а затем при участии президента России – в Санкт-Петербурге. Россия сегодня принимает активное участие в урегулировании конфликта на всех уровнях – в качестве сопредседателя МГ ОБСЕ, на министерском уровне, на уровне правительства, наконец, на президентском уровне. Заявления по вопросу нагорно-карабахского урегулирования в последние месяцы звучат и со стороны международных организаций. Регулярные телефонные переговоры идут со сторонами конфликта на совершенно разных уровнях. 

dmitriy_verkhoturov.jpg
В связи с чрезвычайной активностью как стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, так и международных структур в отношении нагорно-карабахского конфликта портал «Москва-Баку» побеседовал с экспертом Общественного фонда «Центрально-азиатский институт развития» Дмитрием Верхотуровым. 

Эксперт оценил сегодняшнюю стадию нагорно-карабахского урегулирования и насколько высок процент того, что мы наблюдает не «переговоры ради переговоров», а запущенный механизм движения к всеобъемлющему соглашению сторон по решению конфликта.

По мнению Верхотурова, переговорный процесс и явная активизация деятельности по вопросу урегулирования нагорно-карабахского конфликта не являются фикцией и «переговорами ради переговоров».  

«Конфликт должен быть решен, и тому есть серьезные стратегические причины, выходящие за рамки желаний Азербайджана, Армении или какой-то третьей стороны, - отмечает Верхотуров. - Это не вопрос желания Азербайджана или Армении, или еще каких-то сторон. Вопрос нерешенности нагорно-карабахского конфликта – это вопрос большой стратегической политики, в которой есть и баллистические ракеты, и ядерное оружие. Если проблему не разрешить, возможно очень резкое и одномоментное ухудшение стратегической позиции России в этом секторе, что повлечет за собой очень серьезные последствия для всей обороноспособности не только России, но и всего ОДКБ. За желание Еревана не решать конфликт, сохраняя статус-кво – мы заплатим слишком высокую цену. И по тому, что мы сегодня видим, думаю, можно говорить о движении конфликта к разрешению». 

Политолог уверен, что решение армяно-азербайджанского конфликта будет найдено в реализации формулы, согласно которой оккупированные районы будут переданы Азербайджану, после чего черед наступит за определением статуса Нагорного Карабаха. 

По мнению эксперта, оставить вопрос статуса Нагорного Карабаха нерешенным будет невозможно. Включить его в состав Азербайджана в качестве района также не видится возможным, поскольку с этим категорически не согласится Армения, которой тоже в чем-то должны пойти на уступки. 

Верхотуров считает, что одной из возможных схем, к которой стороны могут прибегнуть при определении статуса – это вариант, когда Нагорный Карабах получает статус автономной республики. 

Согласно Конституции Азербайджана, отмечает Верхотуров, у автономии широкие полномочия – свой меджлис, кабинет министров, бюджет, конституция. В этом случае, говорит эксперт, Азербайджан должен будет внести в свою Конституцию главу о статусе Карабаха и утвердить поправки на референдуме. 

В Нагорном Карабахе может пройти референдум об утверждении Конституции автономии. Причем, участие в нем могут принять исключительно жители НКАО - азербайджанцы, армяне и представители других народов, проживавшие в ней на момент начала 1992 года, то есть до вооруженного конфликта, или их законные наследники. 

Касаясь заявления президента Армении Сержа Саргсяна на Саммите НАТО в Варшаве, вызвавшее недоумение в экспертном сообществе, о том, что статус-кво нагорно-карабахского конфликта изменится после того, как жителям Нагорного Карабаха будет предоставлена возможность самоопределения, Верхотуров подчеркнул, что такое «дружественное» заявление ухудшит положение Еревана в глазах Москвы. 

«Делать такие заявления в НАТО президент страны-члена ОДКБ не может. И то, что сказал Саргсян - очень недальновидный шаг с его стороны. С другой стороны, Армению можно понять, поскольку в карабахском урегулировании ей приходится идти на колоссальные уступки. Армении не выгоден тот расклад, который выходит по нагорно-карабахскому вопросу. Ереван старается не соглашаться, но Москва принуждает. Понятно, что на Саргсяна со всех сторон давят, его подбивают переместиться в сторону других игроков, быть ближе к НАТО. Именно поэтому время от времени армянский лидер делает такие странные заявления», - заключил Верхотуров.- Нужно понимать и то, что Саргсян – не просто президент Армении, который идет на уступки, он – лидер карабахских боевиков и возглавляет партию, воевавшую за Карабах. Передача оккупированных территорий Азербайджану означает полное крушение политической карьеры Саргсяна. И он будет вынужден пойти на урегулирование конфликта, потому что более никаких вариантов у него нет. Все прекрасно знают, что Армения не в состоянии содержать Карабах. И после апрельской эскалации конфликта в Москве, наверняка сказали Еревану: «Все, мол, хватит, мы больше не будем играть в эти игры. Вот проект решения и вы его должны исполнить». Саргсяну в этой ситуации ничего не остается делать, как тянуть резину и делать заявления, чтобы скрасить свое политическое поражение».  

Комментируя итоговое коммюнике Саммита НАТО, в которое был включен пункт по нагорно-карабахскому конфликту, Верхотуров отметил, что формулировка, которую выбрал альянс, а именно «уважение к территориальной целостности Азербайджана и Армении», является самой компромиссной из всех возможных. 

«В данном случае в коммюнике НАТО приняла самую компромиссную формулировку, которую только можно придумать. Когда говорят о территориальной целостности Азербайджана – понятно, о чем идет речь, а заявление о территориальной целостности Армении в принципе выглядит бессмысленным. НАТО сделала дипломатический реверанс в сторону Армении, как, впрочем, обычно и делается при составлении подобных документов – всем нужно что-нибудь хорошее сказать. И вот альянс и прописывает, что уважает территориальную целостность Армении». 

Внезапную активизацию НАТО в связи с карабахским вопросом Верхотуров расценивает как своего рода «акт на публику». 

«НАТО никогда не участвовала в решении нагорно-карабахского конфликта ни с какой позиции, а здесь как-то случай подвернулся. Дело в том, что Североатлантический альянс и США в последнее время в своей политике относительно ряда стран стали отставать от России, и теперь делают попытки запрыгнуть в уходящий поезд разрешения региональных конфликтов. Хотя проблему ни НАТО, ни США не решат, но сделав публичное заявление, как бы обозначат свое участие в урегулировании. Можно считать, что это просто демонстративный акт на публику», - поясняет Верхотуров. 

В связи с сегодняшними разговорами в экспертной среде относительно карабахского конфликта как одной из причин восстановления отношений Москвы с Анкарой, Верхотуров заявил, что не видит оснований для такого мнения.  

«Не думаю, что Турция участвует в карабахской эпопее, хотя безусловно Анкара всегда заявляла о поддержке Азербайджана, и эта позиция никак не менялась. На ситуацию между Россией и Турцией скорее повлиял сирийский вопрос - Россия показала, что она не поддастся на требования Турции снизить свою активность в Сирии. И в какой-то момент Анкаре стало понятно, что в Москве говорят правду». 

Также Верхотуров подчеркнул, что нагорно-карабахское урегулирование, безусловно, может повлиять на армяно-турецкие отношения. 

«Теоретически отношения Турции и Армении могут восстановиться после урегулирования нагорно-карабахского конфликта, почему нет. Если Армения сделает большой шаг в нагорно-карабахском вопросе, Турция теоретически может открыть для нее границы. Но фактически это может произойти только после референдума по Нагорному Карабаху и по закреплению статуса».