AZN = 54.97 RUB
USD = 93.44 RUB
EUR = 99.58 RUB
Новости дня

Эксперты: Возможность встречи в верхах Азербайджана и Армении сохраняется

Нури Гафаров, Юрий Югов, «Москва – Баку»
04.09.2015 10:06

Хотя визит Сергея Лаврова заранее не анонсировался и о нем стало известно лишь в конце прошлой недели, трудно назвать его неожиданным, поскольку обмен мнениями между двумя столицами происходит регулярно – в том числе и по вопросам урегулирования нагорно-карабахского конфликта, считают эксперты.

«В начале лета появились надежды на проведение новой встречи президентов Азербайджана и Армении осенью – например, в сентябре в рамках Генассамблеи ООН, однако теперь уже очевидно, что встречи не будет, - признал политолог, главный редактор сайта kavkazoved.info Андрей Арешев. - Позиции сторон остаются диаметрально противоположными, посредникам не удается достичь сближения ни по одному из пунктов переговоров. В таких условиях проведение саммита было бы, скорее всего, бессмысленным». Как посетовал эксперт, теперь уже ясно, что конфликт вокруг Нагорного Карабаха еще долго не закончится.

«Этим летом заметно активизировалась и работа дипломатов из Минской группы ОБСЕ, в том числе и российских дипломатов», - сказал Арешев порталу «Москва – Баку», добавив, что атмосфера вокруг работы посредников не всегда была благоприятной. Так, один из азербайджанских ресурсов прямо обвинил посредников в том, что они транслируют точку зрения Еревана, хотя очевидно, что посредники пытаются занимать в этом конфликте подчеркнуто нейтральную позицию, создавая условия для взаимоприемлемых решений.

Как сообщал портал «Москва – Баку», министр иностранных дел России Сергей Лавров накануне совершил рабочий визит в Азербайджан. На встрече с российским гостем президент республики Ильхам Алиев объявил, что Азербайджан настроен на продолжение эффективного и успешного развития двусторонних отношений с Россией. Президент отметил, что в Баку очень высоко оценили то, что российский лидер Владимир Путин посетил Азербайджан для участия в церемонии открытия первых Европейских Игр в День России. «Это дорогого стоит, — подчеркнул Алиев. — Это яркий показатель высокого уровня наших отношений». В свою очередь Лавров передал Алиеву самый теплый привет от Путина.

Накануне визита в азербайджанском МИДе предупредили, что одной из ключевых тем переговоров будет «роль России в переговорном процессе по урегулированию карабахской проблемы».

В мае на встрече со своим азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедьяровым министр Лавров отмечал: «Есть реальная база для достижения договоренностей. С этим все согласны. Сейчас нужно, чтобы это понимание было переведено на язык конкретных формулировок». Затем министры встретились 17 июля, и именно тогда, по данным депутата парламента Азербайджана Расима Мусабекова, российская сторона могла передать Баку некие новые конкретные предложения по Карабаху. «Можно предположить, что они не вызвали позитивной реакции у высшего азербайджанского руководства, и Лавров прибывает в Баку с тем, чтобы лично дать необходимые разъяснения и убедить в целесообразности их принятия»,— цитирует депутата газета «Коммерсантъ». Депутат напомнил, что накануне министр Мамедьяров совершил краткосрочный визит в Турцию — возможно, для проведения консультаций со стратегическим союзником Баку по поводу инициативы РФ. Но азербайджанский политолог Орхан Гафарлы в разговоре с «Ъ» связал проблему Нагорного Карабаха с двусторонним сотрудничеством в военной сфере.

Как ранее сообщал советник генерального директора «Рособоронэкспорта» Эсен Топоев, в 2017 году Москва завершит поставку Баку крупной партии вооружений и военной техники по пакету соглашений 2010 года. В пользу «оружейной» версии подоплеки визита указывает тот факт, что Лавров поблагодарил азербайджанскую сторону за обещанное участие азербайджанской делегации в предстоящей на днях выставке вооружений в Нижнем Тагиле. Не случайно также Лавров обявил, что следом за ним в Баку приедет вскоре его коллега - Денис Мантуров, глава Минпромторга, - ведомства, которое, в числе прочего, курирует и российский ВПК.

«Слабое звено системы российского влияния в регионе»

По мнению бакинских экспертов, прежде всего, в центре переговоров могли быть усилия по сохранению стабильности на Южном Кавказе. «Очевидно, что Вашингтон наращивает меры по ослаблению позиций Москвы в этом регионе. Достаточно обратить внимание на то, что Североатлантический альянс пытается укрепить свои позиции в Украине и Грузии, - заявила порталу «Москва – Баку» Гюльнара Мамедзаде, главный редактор Sputnik Азербайджан. - Слабое звено системы российского влияния в регионе – неурегулированные конфликты, включая карабахский».

Однако Гюльнара Мамедзаде пока не видит оснований надеяться, что визит содержал какие-то судьбоносные решения в плане карабахского урегулирования. «Хотя в кулуарах и на уровне экспертного сообщества давно обсуждается вопрос возвращения семи оккупированных Арменией районов Азербайджана, - сказала она. - Но, вероятно, еще не согласован пакет соотношения интересов всех задействованных сторон, включая попытки Еревана удержать статус-кво, прячась за спиной Москвы. Тогда как в результате этого шага могут быть открыты коммуникационные пути с Арменией, которая, отказавшись от оккупационной политики, может стать участником крупных региональных проектов, что, в свою очередь, способно повлиять на социально-экономический фон в этой стране и уменьшить масштабы миграции армян, прежде всего, в Россию».

Визит проходил в сжатом формате, в том числе в медийном плане, посетовала она, поэтому некоторые нюансы можно обсуждать на уровне предположений.

«Это касается и консультаций на уровне МИД по подготовке встречи президентов Азербайджана и Армении на полях Генассамблеи ООН. Вероятность такой встречи исключать не стоит, но надеяться на какой-то поворотный результат – вряд ли, поскольку нет ощущения, что принято базовое политическое решение на уровне Москвы и Вашингтона, или Ереван готов пойти на разумные компромиссы. Что касается Баку, то он сохраняет надежду на урегулирование конфликта дипломатическим путем, даже при наличии уже достаточно серьезного военного потенциала, и предлагает Армении экономические, а не военные альтернативы бесплодной дипломатии».

По мнению бакинского эксперта, Москве невыгодно жертвовать интересами Баку в угоду Еревану. «Отнюдь не случайно Россия работает на углубление военно-технического сотрудничества с Азербайджаном – этот вопрос в интересах обеих сторон, с учетом осложняющейся ситуации в мире и регионе, и недовольство Еревана по этому поводу ни на что не влияет. Более того, ранее в СМИ была проброшена информация о возможности возвращения российской базы в Габалу. Как и ожидалось, была встречена негативно на локальном уровне, но с точки зрения глобальных угроз безопасности, не исключено, что этот вопрос может обсуждаться далее», - не исключила Гюльнара Мамедзаде.

«Кроме того, Россия и Азербайджан имеют прочные интересы на Каспии, в том числе в плане безопасности и предотвращения вмешательства третьих игроков в этот регион, формируют энергетическую ось с Турцией, Азербайджан стал партнером по диалогу в ШОС, что говорит о возможности реализации важных коммуникационных проектов, в том числе, с подключением Ирана. Что касается ИРИ, то после снятия санкций с Тегерана многим странам региона предстоит детально проанализировать для себя плюсы и минусы этой ситуации». Вероятно, эти вопросы тоже нашли отражение в ходе бесед главы МИД РФ в Баку, полагает эксперт.

Нефтяные качели – цены то вверх, то вниз

Впрочем, есть и «нефтяная» версия причины блиц-визита. Напомним, в конце прошлой недели эксперт Надана Фридрихсон (аналитический центр КУБ) предположила в интервью порталу «Москва – Баку», что одной из задач визита Лаврова станет «прощупывание почвы» на предмет перемен во внешнеполитической позиции Баку. Поскольку цены на нефть демонстрируют неутешительную динамику, что беспокоит и Россию, и Азербайджан, и другие страны постсоветского пространства, то аналитик не исключала, что в новых условиях Баку скорректирует свой курс.

Разумеется, обсуждались вопросы торгово-экономического сотрудничества сторон, уверена Гульнара Мамедзаде. «Вопросы экономического порядка, риски, связанные с падением цен на нефть, колебания на валютном рынке, непосредственно влияют на страны, экономика которых зависит от углеводородной стратегии, к числу которых относятся Россия, Азербайджан и другие постсоветские страны. Эти вопросы, не в меньшей степени, чем ИГ, несут угрозу национальной безопасности и внутренней стабильности, если не будут откорректированы государственные подходы с точки зрения давно необходимых реформ и интересов населения своих стран», - прогнозирует она.

На самом деле, причиной срочности визита мог быть комплекс вопросов, считает Андрей Арешев. «В том числе и нынешняя волатительность цен на энергоносители, которые, как мы видим, в течение буквально нескольких дней резко движутся то вверх, то вниз. Эта сфера имеет огромное значение для обеих стран, однако власти не во всем могут оказать влияние на динамику цен», - отметил эксперт.

Предполагается, напомнил он, вывести на качественно новый уровень взаимодействие двух стран в энергетике, где Азербайджан и Россию зачастую рассматриваются внешними игроками в качестве конкурентов.

«Планы строительства трубопроводов в обход России усиливают прямую конкуренцию между РФ и Азербайджаном, который позиционирует себя в качестве не только производителя, но и транзитера энергоресурсов. В последнее время, например, активизировалось обсуждение проектов в рамках так называемого «Южного газового коридора». Запад пытается усилить эти противоречия между Москвой и Баку, но в ходе диалога, стороны могут попытаться найти варианты, предполагающие смягчение прямой конкуренции», - сказал Арешев.

Как известно, азербайджанское руководство стремится сохранить и тесные связи с Западом, в том числе в области энергетики и внешней политики. Но у него есть и серьезная озабоченность по поводу американских манипулятивных технологий, направленных на дестабилизацию страны, отметил Арешев. Впрочем, эта проблема касается всех стран постсоветского пространства.

В целом считается, что Баку проводит в отношении Москвы взвешенную политику, исходящую из интересов добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества, стремясь, по крайней мере на официальном уровне, не распространять русофобские настроения, свойственные некоторым постсоветским странам. «Хотя, заметим, некоторые публикации местной прессы создают порой иное впечатление, - к примеру, усиленные поиски за сложностями в реализации проекта TAP «руки Кремля», - сыронизировал Арешев.

По его словам, у Москвы и Баку много и других тем для обсуждения: региональные конфликты, а также на Ближнем Востоке, противодействие трансграничному терроризму, особенно в связи с деятельностью «Исламского государства», которая является потенциально весьма серьезным вызовом и для Азербайджана, и для российского Северного Кавказа.

«Кроме того, на повестку дня выдвигается диверсификация торгово-экономического сотрудничества. Постоянной темой диалога остается не только упомянутое уже согласование взаимных интересов в энергетической сфере, но и достижение договоренностей о совместных действиях на внешних рынках», - сказал эксперт.

«В прошлом году объем двустороннего товарооборота достиг 4 млрд долларов США, показав 12-процентный рост в сравнении с 2013 годом. В первом квартале этого года двусторонняя торговля составила 707 млн долл. Это тоже рост на 5,8 %, – напомнил эксперт. - Ведутся переговоры о взаимном признании результатов таможенного контроля овощей и фруктов, и в случае их успеха Азербайджан станет первой страной, с которой у России будет действовать подобный таможенный режим».