Эксперты: В чём выгода и риски для Баку от сближения с Пекином
Надана Фридрихсон, "Москва-Баку"
27.05.2016 00:53
Президент Азербайджана Ильхам Алиев принял в воскресенье делегацию из Китая, которую возглавлял специальный посланник Председателя КНР, секретарь Политико-юридической комиссии Центрального комитета – секретарь Совета безопасности Мэн Цзяньчжу.
Как сообщает пресс-служба главы Азербайджана во время встречи г-н Цзяньчжу отметил заинтересованность Поднебесной в расширении сотрудничества с Азербайджаном в сферах безопасности, борьбы с терроризмом и транснациональной экономической преступностью. Визитер также подчеркнул важность проекта Шелкового пути, который, как полагают эксперты, будет запущен на полную мощность со сдачей строительства железнодорожного сообщения Баку – Тбилиси – Карс.
В свою очередь президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил, что Китай – дружественная и даже братская страна для Азербайджана, ввиду чего развитие отношений с Поднебесной является для официального Баку основным направлением во внешней политике.
В Баку заинтересованы также в участии китайских компаний в экономике страны, которая нуждается в новых проектах, ввиду кризиса, связанного с падением цен на «черное золото». Кроме того возлагаются большие надежды на проект грузоперевозок по маршруту Шелкового пути.
Что даст Азербайджану углубленное сотрудничество с Китаем? И можно ли считать расширение азербайджано-китайского сотрудничества вызовом для интересов России на Южном Кавказе?
Давний взаимный интерес
Китай давно проявляет интерес к региону Южного Кавказа, и особенно к сотрудничеству с Азербайджаном в сфере экономики и логистики. Азербайджан также заинтересован в широком формате сотрудничества с Поднебесной.
«Мы привержены политике сотрудничества с Китайской Народной Республикой по всем направлениям. Мы хотим развивать, углублять это сотрудничество и в этом направлении готовы предпринимать конкретные шаги», – заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев председателю КНР Си Цзинпиню в ходе своего визита в Китай в мае 2014 года.
{NEWS_1}С началом 2015 года Азербайджан существенно нарастил экономическое сотрудничество с КНР – прежде всего в транспортной сфере и финансовом секторе. В этот же период в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута (TRACECA) был запущен проект контейнерных перевозок, что позволило Баку претендовать на роль нового международного коридора между Европой и Азией.
«За последние годы КНР вложил большие инвестиции в экономику Азербайджана. Речь идет о совместных проектах в сфере нефтедобычи. В 2003 году Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР) и китайской Shengli Оil был подписан контракт по совместному освоению месторождения Пирсаат и прилегающих площадей. Есть другие действующие контракты с участием Китайской национальной нефтяной компании. Далее Китай обеспечил реконструкцию ряда крупных азербайджанских предприятий – цементных заводов, завода по электролизу алюминия. Компанией China National Electric Equipment Corp была осуществлена модернизация Мингячевирской и Варваринской ГЭС. Это те самые проекты, которые олицетворяют более чем позитивный фон двусторонних экономических отношений, имеющих к тому же предпосылки роста на будущее» - напоминает политолог Тофик Аббасов.
Но активная фаза сотрудничества между странами началась после визита президента Азербайджана в Пекин в начале декабря 2015 года. Тогда было подписано порядка 10 документов, затрагивающих ключевые аспекты экономического сотрудничества.
Плюсы и минусы от сближения с Китаем
Комментируя выгоду для Азербайджана от запуска Шелкового пути, Аббасов подчеркивает, что данный проект является сугубо экономическим, главная цель которого диверсифицировать возможности экспорта китайских товаров на европейский рынок. При этом эксперт отмечает, что запуск Шелкового пути открывает для транзитных стран большие возможности.
«Азербайджан вложил многомиллиардные инвестиции в развитие коммуникационной инфраструктуры, и они гарантируют приток прибыли за счет перевалки зарубежных товаров, в том числе и китайских, на межконтинентальном траверсе» - отметил Аббасов.
Эксперт оптимистично смотрит на развитие этого проекта в перспективе, предрекая Азербайджану значительный приток финансов.
«Западный Китай только начинает экономически раскрываться. Для развития его инфраструктуры, промышленности требуются товары, технологии, сырьевые ресурсы, наконец, пассажиропоток. Поэтому в будущем, когда заработает этот маршрут, Поднебесная будет заинтересована в растущем импорте, что опять же гарантирует Азербайджану приток финансов от транзитных поставок в восточном направлении».
В свою очередь Эксперт в области внешней политики, обороны и безопасности Григорий Трофимчук напоминает, что все, кто начинал или начинает сотрудничать с Китаем возлагает большие надежды на партнерство. «Однако на деле» - предупреждает эксперт – «Пекин никому просто так ничего не раздает».
«У представителей КНР – везде практически одна и та же схема работы, и она не связана, как многим кажется, с благотворительностью. В Азербайджане Китай интересуют абсолютно конкретные вещи, начиная с традиционной энергетики и торговли и заканчивая развитием транспортных маршрутов. Плюс Китай пытается укрепиться на новых, для себя, площадках с учётом того, что во многих других местах (Африка, Южная Америка и т.п.) могут возникнуть, и уже возникают, проблемы.
Азербайджан, в свою очередь, надеется на инвестиции, оживление экономики, которая теперь находится под серьёзной долгосрочной нагрузкой, в связи с «размораживанием» Карабаха» - отмечает Трофимчук.
Как и Аббасов, Трофимчук согласен с тем, что одной из главных статей дохода для Азербайджана от запуска Шелкового пути - станет плата за транзит. Но в тоже время - предупреждает и о рисках от такого партнерства.
«Для того, чтобы это гигантское евразийское «коромысло» заработало на полную мощность, и сам Азербайджан должен производить какую-то группу товаров, имеющую важность для китайцев.
Пока что идёт тестовая прогонка контейнеров по ТМТМ, и некоторые аспекты настораживают, так как постсоветские страны не во всём соответствуют ожиданиям и размаху самого Китая. На каких-то внутренних границах этого пути контейнеры начинают простаивать.
В целом, Баку надеется на регулярные валютные поступления от этого проекта. Но есть опасность, что все страны, кроме самого Китая, превратятся в простых, механических транзитёров грузов. Не потому что Китай «плохой», а потому что здесь – бессрочный кризис. Поэтому Китаю как минимум нужен надёжный путь из Азии в Европу, так как Китай с ЕС ссориться не собирается. Из-за этого возникают проблемы и с прокладкой аналогичной скоростной линии по территории РФ».
Говоря о сотрудничестве с Китаем, ряд экспертов не раз высказывали опасения, что сотрудничество с Поднебесной может закончиться «экономической оккупацией» со стороны Китая.
«Все, кто начинает работать с Китаем, сразу же задумываются о потенциальной «оккупации», о том, что уже завтра сюда приедут «миллионы китайцев». Но здесь есть очень простой совет: если вы всего этого боитесь, вам просто не надо сотрудничать с Китаем…» - уверенно парирует Трофимчук.
«Само собой, китайские компании хотят, чтобы на возводимых здесь производствах работали и китайские специалисты в том числе. Но это условие китайская сторона выдвигает вполне обоснованно, так как реально оценивает уровень коррупции в партнёрских постсоветских странах.
В Китае, не будем этого забывать, за коррупцию расстреливают, а здесь – нет. Поэтому Китай абсолютно прав в том, что не хочет кормить чужих потенциальных преступников. Напомним также, что Китай в существенной степени проник во все экономики мира, включая США. Однако не поднял пока ещё над Капитолием свой красный флаг» - резюмирует эксперт.
Не конкуренция России, но есть над чем подумать
Запуск Шелкового пути сопровождался информационным фоном, что проект пойдет в обход России, что по мнению ряда экспертов, может вызвать недовольство Москвы. С этим не согласен Тофик Аббасов, подчеркивая, что рынок диктует условия. И несмотря на то, что Россия планирует переформатировать структуру экономической конфигурации в рамках ЕАЭС и ШОС, пока дискуссий об этом больше, чем реальных дел.
«Партнеры не могут себе позволить сидеть и ждать – когда, наконец, зашевелятся российские коллеги, чтобы выработать веские и, самое главное, заслуживающие внимание проекты. В рыночном действии это нормальное явление, когда каждый субъект ищет и находит точку для приложения сил. Как говорится, пространство не терпит пустоты.
Азербайджан – суверенная страна, которая решает свои проблемы, проповедует наступательный стиль в интеграционной политике. Наконец, не для того Баку вкладывал огромные инвестиции в ненефтяной сектор, чтобы сидеть и ждать у моря погоды. Настало время с максимальной пользой использовать преимущества национальной транспортно-коммуникационной инфраструктуры» - заявил Аббасов.
В тоже время эксперт подчеркнул, что Баку развивает проекты и с Москвой, в частности на повестке запуск на полную мощность проекта Север – Юг.
«Проект ТМТМ не является конкурентом для так называемого «сопряжения ЕАЭС-ЭПШП», так как в итоге, как я уже не раз говорил, должно появиться несколько параллельных «лент» этого огромного транспортного конвейера. Включая, ещё выше по карте, и реанимированный Северный морской путь» - размышляет Григорий Трофимчук.
Рассматривая проблему конкуренции Москвы и Пекина в регионе, эксперт однозначно считает, что об этом практически не может быть речи.
«Китай настолько огромен в экономическом плане, что на этом направлении практически не может быть конкуренции, тем более между Россией и Азербайджаном. Не надо забывать также, что РФ, КНР и АР фактически входят в одну и ту же организацию, ШОС (Азербайджан пока ещё в качестве партнёра по диалогу, но это не важно), которая уже сама по себе должна развиваться.
Что касается альтернативного для Азербайджана предложения со стороны Москвы, Трофимчук полагает, что Россия может многое предложить, в т.ч. сотрудничество в рамках евразийской интеграции, однако этому препятствует нерешенный карабахский вопрос. Эксперт также отмечает проблему доминирования теории в российских проектах над практической реализацией. В частности, проект Север-Юг, который свяжет Иран и Россию через Азербайджан, по-прежнему больше существует в теории, поскольку в практической плоскости Россия выражает недовольство политикой Ирана в этом направлении.
«В результате, Азербайджану намного легче общаться с китайцами, которые пока что не претендуют на политические союзы и ведут речь только об экономике, об элементарной прибыли. Хотя если Китай активно войдёт в экономическую ткань Каспийско-Черноморской дуги, он рано или поздно будет вынужден отстаивать здесь свои интересы, и, не исключено, даже военным путём. Так как Каспий – это вам не Бразилия, здесь уже и до самого Китая недалеко».
Проблема Карабаха
Анализируя развитие азербайджано-китайского сотрудничества в регионе Григорий Трофимчук однозначно выводит формулу успеха: система сможет работать только в условиях отсутствия в регионе политического напряжения и военных конфликтов, что на данном этапе не представляется возможным.
«Карабахский конфликт представляет главную опасность для азербайджано-китайского сотрудничества. Китаю все эти проблемы не нужны, тем более с яркой национальной окраской. Китай желал бы работать и с Арменией, и Азербайджаном, – а в идеальном виде, включить все страны Кавказа в свои проекты.
Китай, входя в азербайджанскую экономику, конечно рискует. Однако другого пути у него, видимо, нет, так как главным для этой страны является диверсификация энергетических источников и маршрутов. В этом плане Россия может как раз быть недовольной, так как, имея под боком массу таких сырьевых баз как Азербайджан, Туркмения и т.п., Пекин может спокойно, и бесконечно, сбивать цену на российские нефть и газ».
При этом эксперт отмечает, что развивая сотрудничество с Баку, Пекин безусловно держит в уме карабахский вопрос, военная фаза которого может нарушить все планы Поднебесной. «Возможно, и по этой причине тоже во время визита китайской делегации в Баку подписаны соглашения о сотрудничестве между спецслужбами двух стран» - предположил Трофимчук.
С Григорием Трофимчуком не вполне согласен Тофик Аббасов, который однозначно полагает, что нет никаких предпосылок для того, чтобы нерешенный карабахский конфликт мог разрушить проекты Азербайжана и Китая.
«Азербайджан в одиночку в состоянии предотвратить любую агрессию и разбой в отношении мирных инициатив национальной элиты и дружественных стран» - констатировал он.
Борьба с коррупционерами «класса А»
Пункт о борьбе с терроризмом второй по значимости среди достигнутых соглашений после экономических проектов – считает Трофимчук, отмечая, что угроза терроризма и религиозного фанатизма – важнейшая тема для Азербайджана, и Китай может поделиться с Баку своим опытом в этой сфере. Но помимо этого эксперт дает еще один немаловажный совет.
«Было бы интересно, если бы Китай поделился со своим азербайджанским партнёром не только технологией отлова коррупционеров «класса А», но и их наказания. Этот аспект, вне всяких сомнений, вдохновил бы всё азербайджанское общество, запитав его новой, невиданной энергетикой. На это я бы рекомендовал обратить особое внимание».