AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB

Минская группа ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту вышла в тираж

Москва-Баку
15.04.2015 16:10
Официальной структурой для урегулирования нагорно-карабахского конфликта вот уже два десятилетия является Минская группа ОБСЕ. Однако с учетом того, что за это время она показала свою неэффективность в плане достижения конкретного прогресса в решении проблемы, похоже, время ее прошло. Ясно, что старый метод разрешения кризисов уже не работает. И тому есть несколько основных причин.

Нехватка интереса

Существующая модель структуры по урегулированию вопроса Нагорного Карабаха оказалась неудачной и не принесла ни единого положительного результата...
Во-первых, двое из участников переговорного процесса, США и Франция, совсем не горят желанием решить проблему. Возможно, это либо следствие воздействия сильного проармянского лобби, активного в обеих странах, либо (а может быть, тут работают и две причины сразу) это происходит потому, что они вообще не заинтересованы урегулировать конфликт.

США:
США извлекают геополитические выгоды из своей политики на Кавказе по принципу «разделяй и властвуй» - они предпочитают распространять свое военное влияние (и, как следствие, экономическое и политическое влияние) на территориях, охваченных конфликтом, под прикрытием образа как бы нейтрального «посредника». В предыдущей статье ("Стоит ли Азербайджану опасаться Виктории Нуланд") мы уже описывали, как США продолжают получать бонусы из провоцирования длительной войны в Нагорном Карабахе. Причем даже в отсутствие явного военного противостояния заметно, как Вашингтон манипулирует региональными «холодными войнами» в свою пользу: отличным примером этого может послужить конфликт между Саудовской Аравией и Ираном на Ближнем Востоке. С другой стороны, если взять Южную Америку (кроме Колумбии), то там у США возможность прямого военного влияния минимальна – так как в этом регионе отсутствуют «замороженные» конфликты между соседними государствами или «холодные войны» регионального значения - таким образом, Соединенным Штатам там попросту негде развернуться со своим «посредничеством».

Франция:
Что касается Франции, то эта страна больше заинтересована в инвестировании в энергосистему Азербайджана, чем в его межгосударственные отношения – потому она и не заняла активной позиции в дипломатическом урегулировании конфликта. До тех пор, пока природные ресурсы Азербайджана текут рекой на Запад по линии ЕС, и французский концерн Total делает на них деньги, официальному Парижу неважно, урегулирована война в Нагорном Карабахе или нет. На самом деле, можно даже оспорить тот факт, что у Франции когда-либо имелся иной кавказский/каспийский вектор в ее внешней политике, помимо извлечения прибыли из торговли энергоносителями. Это соображение выводит Францию из состава адекватных участников процесса мирного урегулирования в Нагорном Карабахе.

Нехватка стимула

У Азербайджана есть два важнейших козыря, который он может разыграть в отношениях с зарубежными партнерами - это его природные ресурсы и геополитическое положение. И оба они уже использованы его западными партнерами по Минской Группе. С тех пор, как США и Франция сделали солидные инвестиции в энергетику Азербайджана, а Вашингтон получил заверения в том, что газовый транзит в Европу пройдет вне территории России по трубопроводам системы TANAP и компании «Бритиш Петролеум», у Баку, собственно, мало, что осталось предложить Западу в этом плане. Поэтому для Соединенных Штатов вполне логично теперь начинать требовать от Азербайджана геополитических уступок в обмен на легковесные «заверения» Минской Группы по Нагорному Карабаху (заметим, Франция подвержена этой тенденции меньше, поскольку, как мы уже писали выше, у нее, по сути, нет четко выраженного кавказского/каспийского направления во внешней политике).

Азербайджану вовсе не нужно идти на подобные уступки, поскольку в обмен он не получает (и, собственно, и не получал) от Соединенных Штатов ничего конкретного, и нынешний новый раунд игры «дай-и-возьми» вряд ли преподнесет какие-либо сюрпризы. А вот в чем в самом деле кроется неожиданность, так это в ставках и опасностях такой игры - поскольку любое дальнейшее внедрение США в Азербайджан несет с собой не только угрозу этой стране (как уже было в случае с подрывной деятельностью, осуществлявшейся в Азербайджане через радиостанцию «Свободная Европа/Свобода»), но и может задеть геополитические интересы России и Ирана – двух ключевых государств, с которыми Азербайджану придется иметь дело в XXI веке. И для Баку нет никакого смысла провоцировать их гнев непонятно ради чего – ведь это привело бы лишь к росту взаимного недоверия к Азербайджану со стороны обеих стран, не говоря уже об ухудшении межгосударственных отношений, а в перспективе – к еще большей нестабильности в регионе (в чем, собственно, так заинтересованы США).

Зато с избытком - соперничества между Востоком и Западом

С самого начала работа Минской Группы была обречена на провал явным геополитическим соперничеством между США и Россией, которое в настоящее время обострилось до предела из-за украинского кризиса. То есть до тех пор, пока в условиях так называемой «новой холодной войны» между Востоком и Западом остается напряженность (а пока признаков ее уменьшения не наблюдается), Минская Группа ОБСЕ останется замороженным «говорильным» ресурсом, сильным на риторику, но слабым в плане практических действий.

Даже еще до возникновения недавнего витка напряженности между США и Россией у каждой из сторон имелись свои соответствующие, но различные интересы, которые препятствовали какому бы то ни было оптимальному урегулированию нагорно-карабахского кризиса. США не желают разрешения конфликта по причинам, которые мы указали выше, в то время как Россия кажется не уверенной в том, какое решение ее устроит больше. С одной стороны, у России был заметен перекос в сторону союзничества с Арменией (если оценить, на каком невысоком уровне были ее отношения с Азербайджаном вскоре после прекращения огня в зоне конфликта). Однако, происходившая примерно в то же время российская интервенция в Чечне заставила ее поколебаться в поддержке каких-либо сепаратистских действий на Кавказе. Этот политический парадокс завершился дипломатической псевдобеспомощностью со стороны Российской Федерации; а в сочетании с американской намеренной бездеятельностью в Минской Группе имеющая место патовая ситуация в Нагорном Карабахе так и не была полностью разрешена.

Мысли вдогонку

В свете текущей геополитической конфронтации между Западом и Востоком для Минской Группы ОБСЕ нет возможности предпринимать какие-либо конструктивные шаги в сторону разрешения нагорно-карабахского конфликта. Свои собственные соображения относительно конфликта интересов мешали западным участникам Группы хоть как-то продвинуться вперед в решении вопроса раньше, да и теперь на пути мирного урегулирования остаются те же препятствия.

Нужно признать, что существующая модель структуры по урегулированию вопроса Нагорного Карабаха оказалась неудачной и не принесла ни единого положительного результата – если, конечно, можно читать таковым продолжение конфликта уже в новом, 21-м веке.

Соответственно, новое столетие дает новые возможности. И необходимо оставить прежний переговорный процесс со всей его устаревшей структурой в прошлом и двигаться к новым горизонтам. В то время, как Минская группа ОБСЕ, возможно, была инструментом прошлого века, пусть и неудачным, для решения нагорно-карабахского конфликта, Шанхайская Организация сотрудничества (ШОС) может оказаться верным ключом к политическим удачам нового века. Ее сильные стороны как международной структуры будут исследованы более детально в нашей следующей статье.