AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB
Новости дня

Научный сотрудник Института Экономики РАН Александр Караваев: Политэкономия треугольников - итоги визита Ильхама Алиева в Тегеран

Москва-Баку
09.03.2017 20:26



Тема визита, в определенной мере, подведение итогов двустороннего сотрудничества спустя год после снятия международных санкций с Ирана (в марте 2016 года в Тегеране было подписано 11 азербайджано-иранских соглашений в разных областях). Главные практические достижения этого периода - окончательное завершение длительной эпопеи со строительством моста через реку Астару, активизация межбанковских операций, начала нескольких совместных проектов на территории Азербайджана - старт работы фармацевтической фабрики и решение о строительстве сразу нескольких автопредприятий.

be7bfc3c1d8c419385c4a85893a21ff7.jpgО планируемой экспансии иранского автоконцерна Iran Khodro на азербайджанский рынок нужно сказать отдельно. В прошлом году Iran Khodro и Azeurocar подписали соглашение о создании совместного автомобильного завода в Нефтчалинской промышленной зоне. На заводе будут производиться автомобили марок Dena, Rana, Soren и Samand. Проект оценивается в $15 млн., при мощности около 10 000 автомобилей в год. Выпуск первой продукции на автозаводе ожидается в мае 2017 года.

Каковы стратегические планы автоконцерна? В рамках бизнес-форума в иранской Урмии министр экономики Азербайджана Шахин Мустафаев заявил, что Iran Khodro планирует открыть в Азербайджане четыре завода по производству автомобилей. Это очевидно превосходит потребности азербайджанского рынка. Скорее всего, речь идет о попытке через крупноузловую сборку в Азербайджане застолбить свои позиции в Грузии, в ЕАЭС (на рынке Казахстана и Центральной Азии). Кстати, этому направлению автоэкспорта будет способствовать введение согласованных тарифов на транскаспийском маршруте и общее развитие паромных коммуникаций.

Однако главная цель - Россия. На последнем Московском автосалоне, представители Iran Khodro заявляли, что уже завершили процесс сертификации своих моделей в ЕАЭС и поиск дилеров. Продвигать планируют седаны Soren, Dena и Runna, которые будут доступнее, чем машины китайских марок: ориентировочно от 450 тысяч рублей. Пока автомобили не оснащены системой ЭРА-ГЛОНАСС.
Иранские седаны Samand уже продавались в России с 2006 по 2009 год, в те времена они стоили от 11 тысяч долларов, то есть примерно на две-три тысячи дороже, чем Renault Logan и тогдашние «китайцы». За три года Iran Khodro реализовал 12 тысяч машин, но свернул поставки из-за введения норм Евро-4 и экономических санкций против Ирана.

Теперь предпринимается попытка зайти на рынок ЕАЭС через Азербайджан, где будут собирать модель Soren на шасси автомобиля Peugeot 405. Линейка двигателей имеет турбомотор мощностью 148 л.с. разработанный иранцами на основе французского мотора TU5…

От авто перспектив, вернемся к другим экономическим темам.



Торговля

Нефте-ориентированность экономик двух стран вызвала определенный перекос в инвестициях. К 2017 году объем иранских инвестиций в Азербайджан возрос до $1,7 млрд., но почти все - $1,6 вложено в азербайджанские нефтегазовые проекты. Азербайджан в свою очередь один из ключевых инвесторов в приграничный иранский железнодорожный хаб. Однако в товарно-производственном секторе двух стран только $150 млн и стороны пытаются сдвинуть этот показатель различными проектами. Пример подобного, идея организации совместного товарного экспорта через создаваемые в разных странах Торговые дома Азербайджана. В частности, такую возможность в отношении Беларуси обсуждали глава Конфедерации предпринимателей Азербайджана (ASK) Мамед Мусаев и губернатор иранской провинции Западный Азербайджан Гурбанали Гарабаг.

Очередную экспортную миссию Азербайджана с планами открытия Торгового Дома направляют в Казахстан в конце апреле. Азербайджанский бизнес планирует наладить отношения с казахстанскими партнерами в сфере строительства, производства материалов, химической промышленности, машиностроения, производства косметики, фруктов и овощей, алкогольных и безалкогольных напитков, консервированных продовольственных товаров, чая и товаров лёгкой промышленности. Иранский бизнес также планируется подключить к этому проекту.

Объем товарооборота между Азербайджаном и Ираном сейчас колеблется в районе $210 млн, однако в ближайшее время он должен возрасти, разбег прогноза официальных лиц от $300 до $500 млн, такой оптимизм подпитывается темпом роста последнего полугодия - на 70%. На деле, конечно, множество ограничений объективного характера. В частности, на полях бакинской выставки Iran Project 2016 было заключено всего несколько сделок, при этом было представлено около 50 иранских компаний в самых различных сферах.

Дополнительным импульсом взаимной торговли и выводу иранских товаров на рынок ЕАЭС через Азербайджан станут меры по укреплению цифровой торговли. В преддверии визита в Иран Ильхам Алиев издал указ о создании цифрового торгового узла на портале www.azexport.az . В разделе портала будет создан «Азербайджанский цифровой торговый узел» (Digital Trade Hub of Azerbaijan) в рамках которого будет происходить регистрация экспортных контрактов и online сопровождение необходимых документов, отслеживание процесса отправки грузов. Портал позволит снять ряд барьеров и более оперативно совершать экспортные сделки различного характера включая реэкспорт. Интересные перспективы совместного экспорта Азербайджана и Ирана открываются в рамках ЗСТ СНГ. Правительство РФ одобрило ратификацию необходимого протокола, предусматривающего переход на электронный формат госзакупок к 2018 году. Страны СНГ получат взаимный доступ к госзакупкам в рамках единой зоны свободной торговли.



Банковский сектор

Для улучшения контактов на уровне малого бизнеса и туризма требуется сеть банковских офисов. Предполагается эту задачу решит открытие представительств азербайджанских банков в Иране и иранских в Азербайджане. Условную "дорожную карту" финансово-банковского сотрудничества обсудили в феврале главы Центробанков двух стран. Кроме Эльмана Рустамов (главы ЦБ Азербайджана) с азербайджанской стороны в дискуссии принимали участие министр экономики Шахин Мустафаев и председатель совета директоров Палаты надзора над финансовыми рынками Руфат Асланлы.

В результате, один из технических вопросов был решен во время визита Алиева, подписан "Меморандум взаимопонимания в области борьбы с легализацией денежных средств и другого имущества, полученных преступным путем, и финансированием терроризма" между Палатой по контролю за финансовыми рынками Азербайджана и Управлением финансового мониторинга при Минэкономики и финансов Ирана.

Меморандум пока лишь часть необходимого задела по созданию благоприятного правового режима в банковской сфере, который позволит повысить статус действующего в Азербайджане филиала Bank Milli Iran, а также открыть филиалы одного из азербайджанских банков в Иране. Какой азербайджанский банк откроет в Иране филиал, пока составляет предмет обсуждений.

Характерно, это тот случай когда банковские регламенты и правовые режимы уже имеют базу "снизу" - в плоскости расширения познавательного и бизнес туризма в Азербайджан. По оценкам Министерства культуры и туризма Азербайджана, в 2016 году Россия обеспечила 33% въездного туризма в Азербайджан, Грузия – 22,5%, Турция – 13,9%, Иран – 10,9%. Между Азербайджаном и Ираном уже налажено авиасообщение по линиям Баку-Тегеран и Баку-Тебриз, в ближайшее время начнутся авиаперевозки по маршруту Урмия-Габала. Определенную роль в этих контактах играет Нахчыванская автономия - соединяя часть ирано-турецкого бизнес потока.



Перекресток треугольников

Тема переговоров была не лишена политики. В данном случае, экономика дополняет своим содержанием политику, а где -то прокладывает мосты для более плотного политического сближения. На брифинге для прессы иранский президент кратко обрисовал то, как Тегеран мыслит архитектуру развития региона: "На повестке дня стоят трехсторонние форматы сотрудничества – Азербайджан-Иран-Россия, Азербайджан-Иран-Турция и Азербайджан-Иран-Грузия. В рамках трехстороннего формата Азербайджан-Иран-Россия предприняты важные шаги. В связи с этим также проведено заседание на уровне глав государств трех стран. Существенная работа на сегодняшний день проделана также в рамках трехстороннего формата Азербайджан-Иран-Турция, и работа в этой области должна продолжаться. На сегодняшней встрече мы обсудили трехсторонний формат Азербайджан-Иран-Грузия и решили держать этот вопрос в центре внимания"

Получается, что Азербайджан оказывается важнейшим ребром в каждом из этих кейсов-проектов. Что касается, например, отношений Ирана и Грузии, о которых упоминал Роухани, они в большей степени завязаны именно на Азербайджан, учитывая появляющуюся возможность доступа к грузинским портам через азербайджанскую железную дорогу (тестовый состав пересек железнодорожный мост через пограничную Астару в дни визита Алиева). В тоже время, важнейшую роль в развитии железнодорожного транспорта региона играет Россия. На днях объявлено, что Объединенная вагоностроительная компания (ОВК) планирует поставить в Иран 1,1 тыс. грузовых вагонов и детали для сборки еще 4,9 тыс. общая стоимость контракта - несколько сотен миллионов долларов. Контракт ОВК последовал за сделкой Уралвагонзавода, уже отгрузившего Ирану 600 вагонов и планирующего передать в 2017 году еще около тысячи...

Получается что макроэкономические проекты азербайджано-иранского вектора напрямую касаются российских экономических интересов и укрепляют политические позиции Москвы.