AZN = 57.62 RUB
USD = 97.96 RUB
EUR = 104.85 RUB
Новости дня

Политолог Александр Караваев: Азербайджанские бренды готовятся к выходу на мировой рынок

Москва-Баку
02.02.2016 19:07


Распоряжение Ильхама Алиева "О дополнительных мерах по стимулированию экспорта ненефтяной продукции" поднимает задачу брендирования национальных производителей на новый уровень ответственности. Характерные особенности азербайджанской госполитики в области брендирования включают в себя следующие моменты: постулируется необходимость межведомственного взаимодействия, необходимость регулярных и оперативных консультаций министерств с субъектами бизнеса, привлечение внешнего консалтингового сопровождения от агентств, которые могут дать наиболее точный анализ перспектив того или иного рынка для конкретно взятого продукта или целого направления азербайджанского экспорта.

Aleksandr-Karavaev.jpgРост экспорта товаров высокой степени переработки - одна из важнейших задач антикризисной программы президента. В ходе недавнего правительственного совещания (18 января) Ильхам Алиев вновь говорил о необходимости исправления внешнеторговых перекосов: рост производства готовой продукции (в частности, в сельском хозяйстве составил почти 7%) слабо отражается на росте экспорта этой же продукции, а главное - заметно не снижает долю нефтегазового сырья во внешнеторговом балансе страны.

Поэтому в нынешних условиях необходимо предпринимать срочные меры для выхода на мировые рынки с отлаженными цепочками производства национальных экспортных товаров.

Кроме поступления доходов в бюджет такая политика позволит снизить внешний компонент сырья в производстве конечной продукции. Качественные, конкурентноспособные товары позволят азербайджанскому бизнесу сосредоточиться на внутреннем рынке, то есть, удовлетворить свои потребности в сырье и в товарах по разным отраслям: от строительства до продовольствия.

Последние годы Азербайджан проводил работу с российскими торговыми сетями, облегчающая "вход" и долговременное присутствие на этих торговых площадках для национальных производителей
Задача брендирования в агропромышленной сфере поставила ряд дополнительных вопросов, которые можно прояснить в процессе масштабного мониторинга, проведенного по всей стране. В частности, необходимо определить какой ассортимент и объем продукции, выращиваемой конкретным фермерским хозяйством может быть поставлен на экспорт; был ли подобный опыт и велись ли переговоры фермером с зарубежными сетями, складами, компаниями переработчиками сырья, какие возникали сложности.

Второй вопрос - определить в чем преимущества зарубежных конкурентов, которые можно минимизировать, усилив качество азербайджанской продукции и отлаженную цепочку доставки - какие барьеры возникают?

Подобного рода мониторинги и консультации в других сферах азербайджанской экономики позволят приступить к созданию разноотраслевых стратегий продвижения экспорта: для агропрома, нефтехимии, постиндустриального сектора, металлургии, отдельно для малого и среднего бизнеса, отдельно с нюансами и задачами для крупных компаний.

Отдельного упоминания требует госполитика поощрения экспорта. Естественно, что Азербайджан с первых лет независимости работал над заключением двусторонних экономических соглашений на разном уровне исполнительной власти в зависимости от конъюнктуры того или иного рынка и возможностями собственного предложения (товарного ассортимента). Последние годы проводилась работа с российскими торговыми сетями, облегчающая "вход" и долговременное присутствие на этих торговых площадках для национальных производителей.

На сегодняшний день требуется внимание к следующему этапу - создание системы экспортного кредитования. Позволяющему производителям получать предварительное финансирование производства и поставок в тех случаях, когда расчет покупателем производится с отложенным по времени графиком. Либо в тех случаях, когда покупатель вынужден брать кредит для погашения закупки партии товара. Система экспортного финансирования прошла обкатку во многих странах и показала свою эффективность на разных масштабах.

Настройка агробрендов

Основываясь на зарубежном опыте можно предложить ряд рекомендаций, которые могли бы придать дополнительный импульс экспортно-ориентированной экономической политике в агросфере.

Во-первых, необходимо госстимулирование брендирования как нового вида бизнеса в Азербайджане. В частности, это даст импульс для сектора услуг и сопряженных с ним видов деятельности. В частности, это выгодно для полиграфии, где штампуется современная финишная упаковка, разрабатывается её дизайн. Дизайн играет огромную роль, и продукция, усиленная уникальным оформлением в стиле современного искусства, может произвести более сильный эффект.

Изменения потребительской ориентации российских горожан, говорят о том, что необходима ставка на целевого покупателя "здоровой продукции"
Второй момент - создание сетей магазинов и продвижение логистических центров в странах-импортерах азербайджанской продукции. Здесь важен не только анализ потенциала крупных масштабов поставок, но и продвижение товара до индивидуальных, "штучных" потребителей. В этом плане нельзя недооценить роль качественного консалтинга, анализа рынков и эффективности отдельных составляющих производства. На основе выводов экспертов организуется поддержка производства конкретно выбранного ассортимента азербайджанской продукции, который может завоевать популярность в своем сегменте.

Отсюда важность анализа всех цепочек производства, доставки и продажи продукции. В частности, изменения потребительской ориентации российских горожан, говорят о том, что необходима ставка на целевого покупателя "здоровой продукции". Есть смысл проработать возможности масштабных поставок азербайджанских дегидрированных фруктов (чипсы и батончики из сухих фруктов и овощей); сформировать различный ассортимент перетертых ореховых паст (урбеч); просчитать создание линий для производства "готовых каш" с добавлением овощей и фруктов и т.д. Особое внимание нужно уделить развитию поставок овечьего и козьего сыра, резкое сокращение которых в среднем диапазоне цен, в связи с санкциями, вызывает огромный дефицит, который, в свою очередь, усиливается подорожанием данной продукции на 150-200% в российских магазинах.

Отдельная тема: выращивание лекарственного сырья и производство из него готовых био-лекарственных препаратов. После введения мер по защите азербайджанского фармацевтического рынка это становится особенно актуальным и в то же время выгодным вложением для инвесторов. Приведу несколько примеров: сок клубней растения цикламен, произрастающего как сорняк в зоне Южного Кавказа, является основой для дорогостоящих препаратов от ЛОР инфекций - "Синуфорте", "Синупрет" и так далее. Наиболее ценные и дорогостоящие зубные пасты делаются из перетертых составов различных растений (пример: продукция индийской компании "Himalaya Herbals" специализирующаяся на подобной продукции известна в 80 странах мира ). Чистые, без примесей, эфирные масла различных растений от сосны до лаванды наиболее популярный товар на рынке косметологии и фармацевтики (ассортимент австрийской компании Styx). Известная индийская фармакологическая компания Dabur, работает на растительным сырье, является четвертой по капитализации компанией в Индии с доходами около $1 млрд…

Подобная переориентация азербайджанской агропереработки на наиболее высокодоходные запросы, естественно потребует определенных инвестиций для закупки оборудования (промышленных дегидраторов, установок перегонки эфиров и масел для фармацевтов и прочих).

Необходимо создание исследовательских лабораторий, закладка новых плантаций. Однако, эти вложения не сопоставимы с госинвестициями в транспортные инфраструктуры и могут быть сделаны за счет привлечения средств бизнеса.

От ларьков к интернет-площадкам

Наиболее эффективным образом азербайджанский бренд может быть продвинут через сеть специализированных магазинов, объединенных смысловым логотипом "товары из Страны огней", "Азербайджанская лавка", "Сделано в Азербайджане" или им подобным. Опыт аналогичного продвижения белорусской продукции говорит о высокой степени комплексного воздействия, формирующего благоприятный образ страны и соответствующих потребительских предпочтений. Еще один пример от казахских парнеров. В крупнейшем оптово-розничном продовольственном центре Москвы «Фуд сити» открылся торгово-выставочный зал «Южный Казахстан» под брэндом «KazFood» при поддержке Торгового представительства и Посольства Казахстана в России. В течение года Торговым представительством Казахстана в России планируется открытие еще 12-14 аналогичных магазинов и торговых площадок в Москве, Московской области и других регионах России.

Реальное положение уличных и временных торговых точек азербайджанского мелкооптового бизнеса должно быть системно трансформировано в качественно иную форму: единый вид типового оформления магазинов на уровне муниципалитетов, районов, областей той или иной страны, выбранной как цель азербайджанского экспорта.

В Азербайджане необходимо создать некую электронную платформу, выполняющую роль товарно-сырьевой биржи с выходом на крупные российские и прочие интернет-площадки в других регионах
Несколько слов, о современных интернет-площадках. Миллионы покупателей во многих странах мира активно пользуются системами интернет коммерции, которая помогает находить производителей и поставщиков со всего мира напрямую, без посредников. Об успехе этого бизнеса говорит стоимость наиболее масштабной площадки подобного рода - капитализация Alibaba достигает $231 млрд. В настоящее время правительство РФ готовит предложения по упорядочению интернет-торговли, которые должны способствовать созданию российского аналога. На уровне Евразийской комиссии обсуждается возможность создания электронной товарно-сырьевой биржи с широким доступом для всех типов покупателей.

В Азербайджане также необходима проработка возможностей создания подобной платформы, выполняющей роль товарно-сырьевой биржи с выходом на крупные российские и прочие интернет-площадки в других регионах. Развитие азербайджанской почтовой службы должно идти в направлении возможности доставки интернет-заказа прямо с предприятия (агрофирмы, или предприятия переработки). Таким образом, к примеру, скажем, заказчик из России получит ореховую пасту или овечий сыр прямо из Нахчывана или чай из Лянкараня. Это создаст совершенно уникальные возможности и новый рисунок товарно-экономических отношений для азербайджанского бизнеса.

Развитие азербайджанского агробизнеса как раз движется в данном направлении. На днях, Еврокомиссия вместе с партнёрами из минсельхоза Азербайджана начали проект технической помощи "Поддержка электронного сельского хозяйства в Азербайджане". Помимо прочих задач, проект призван разработать регистр хозяйств и ассортимент их продукции.

Вскоре, азербайджанское правительство представит государственную инвестиционную программу Азербайджана на 2016 год. Часть из этих простых рекомендаций может быть реализовано уже в этом году.