AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB
Новости дня

Политолог Лейла Алиева: Не хотелось бы, чтобы Минская группа ОБСЕ следующие 10 лет посвятила разработке различных механизмов

Лейла Мурад, "Москва-Баку"
18.05.2016 12:45


Президенты Азербайджана и Армении впервые встретились в Вене после апрельского обострения ситуации в Карабахе. В интервью «Москва-Баку» азербайджанский политолог Лейла Алиева рассуждает о прошедшей венской встрече и последствиях, каоторые она может иметь для переговорного процесса по урегулированию карабахского конфликта.

- Лейла ханум, как вы оцениваете прошедшие переговоры в Вене?

leyla aliyeva.jpg- Эти переговоры рано или поздно должны были иметь место, потому что последние нарушения на линии огня привели всех в состояние тревоги. На самом высоком уровне были сделаны заявления по поводу эскалации конфликта, в частности, представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини заявила об опасности сохранения статуса-кво, который может привести к еще большему насилию в регионе. Встреча президентов Азербайджана и Армении была в данной ситуации неизбежна, хотя до этого армянская сторона и активно утверждала, что выходит из переговорного процесса. На самом деле, апрельские события показали сложность и опасность карабахского конфликта, то, какие геополитические последствия он может иметь для всего региона. Именно потому было решено продолжить обсуждение за столом переговоров. Нарушение огня должно стать серьезным сигналом для международного сообщества, ведь оно указывает на две важные вещи: первое - это опасность сохранения нынешнего статуса-кво и то, что нельзя откладывать на неопределенный срок принятие политического решения. Второе, - должны произойти серьезные изменения в переговорном процессе, которые дадут ему толчок и приведут к позитивным изменениям. Это может быть изменение формата переговоров, оказание давления на стороны конфликта, принятие нормативных документов и многое другое.

Пока венская встреча не дала ощутимых результатов. Нас информируют только о том, что эскалация конфликта опасна и вызывает тревогу у международного сообщества. На данном этапе не заметно, чтобы нарушение огня позволило посредникам сделать правильные выводы. Ведь, по сути, они призывают нас к возвращению соблюдения соглашения о прекращении огня от 1994-95 годов, а это, в свою очередь, не является шагом вперед для переговорного процесса.

- В заявлении Минской группы ОБСЕ говорится, что стороны договорились в кратчайшие сроки завершить работу над механизмом ОБСЕ по мониторингу нарушения огня, а также о расширении полномочий существующего офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ. Что подразумевается под этими механизмами и полномочиями?

- Минская группа решила усилить наблюдение за мониторингом ситуации на линии соприкосновения войск, что говорит о том, что в данном случае международное сообщество больше озабоченно только фактом нарушения огня. Они собираются разработать механизм по мониторингу нарушения огня, однако, как это будет работать, неизвестно. Мы помним, что в соседней Грузии в свое время ОБСЕ создала мониторинговую группу на линии прекращения огня, а в Абхазии и Осетии были открыты представительства этой международной организации. Вполне вероятно, что армяне потребуют такого же механизма, однако Азербайджану это не выгодно.

- Заявление Минской группы полностью посвящено текущей ситуации в карабахском конфликте, ОБСЕ говорит о механизмах и полномочиях, в то время как принципы мирного урегулирования самого конфликта не были вынесены на стол переговоров. Можно ли считать это шагом назад в переговорном процессе? Замедлит ли это решение конфликта?

- Несмотря на то, что после апрельских событий международные организации выражали свою озабоченность нарушением огня на линии соприкосновения войск и не раз говорили об опасности сохранения статуса-кво, тем не менее, приходится констатировать, что никаких продвижений по урегулированию самого карабахского конфликта не произошло. К сожалению, пока Минская группа ОБСЕ призывает нас вернуться к старому перемирию и усилить мониторинговый процесс над нарушением огня. Понятно, что международных посредников на данном этапе больше волнует приостановление боевых действий в Карабахе. Пока они сделали только один вывод - это то, что «кто-то нарушил перемирие, и мы ни в коем случае не должны этого допускать». Не хотелось бы, чтобы Минская группа ОБСЕ завязла на этом этапе, ведь следующие 10 лет они могут посвятить разработке различных механизмов, что совершено недопустимо.

- Если в заявлении Минской группы говорится о том, что стороны согласились на возобновление переговоров, то пресс-служба президента Армении сегодня уже успела сделать ремарку о «возможном» возобновлении переговорного процесса. Стоит ли ожидать от армянской стороны действительного участия в переговорном процессе?

- Действия армянской стороны были ожидаемы. Посмотрите, за 22 года в переговорном процессе не произошло никаких изменений, конфликт по сути находится в замороженном состоянии, из-за чего Азербайджан не может восстановить контроль над своей территорией в рамках международно признанных границ. Благодаря военной поддержке извне Армения не идет на компромисс, к тому же она чувствует определенную политическую поддержку благодаря своей диаспоре в мире. Все это происходит из-за того, что международное сообщество в нормативном плане не поставило точки над «i». Например, они не говорят однозначно карабахским армянам, что вы не можете требовать независимости, потому что есть территориальная целостность Азербайджана и мы выступаем за ее сохранение. До тех пор, пока этого не произойдет, переговорный процесс будет еще долго длиться.

В карабахском вопросе Азербайджан опирается на международные правовые документы, в то время как Армения занимается шантажом военной силы. В Минском процессе ее военные завоевания являются разменной картой. Для Армении это захваченные территории, с помощью которых она торгуется в переговорном процессе. Хотя по идее это противоречит международному
праву и четырем резолюциям Совета безопасности ООН, которые призывают немедленно освободить оккупированные территории. Это противоречие должно быть разрешено на следующих этапах переговоров, однако, судя по всему, посредники с этим вовсе не торопятся.

- В переговорах помимо сопредседателей участвовали глава МИД РФ Сергей Лавров, госсекретарь США Джон Керри и многие другие. Встреча на столь высоком уровне происходила впервые за долгие годы…

- Они понимают, что возможность эскалации карабахского конфликта все еще существует. У конфликтующих стран накоплено много оружия, которое в любой момент может быть использовано. Только лишь серьезная работа по приближению политического решения в мирном урегулировании карабахского конфликта может заставить стороны сесть за стол переговоров.