AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB

The Washington Post: Алиев, по сравнению с Саргсяном, обладает более сильными лидерскими качествами

"Москва-Баку"
01.06.2016 14:28
Фото: Google
Фото: Google


Переговоры по урегулированию карабахской проблемы, которые ведутся вот уже свыше двух десятилетий, не привели ни к какому положительному результату в решении этой проблемы. «Четырехдневная война» в апреле еще больше снизила надежды на то, что конфликт будет решен мирным путем, наоборот, эта война легитимировала применение силы. К такому выводу в своей статье в The Washington Post пришла сотрудница Йоркского университета Великобритании, эксперт в области сепаратизма Нина Касперсен, сообщает Haqqin.az. 

По мнению автора статьи, несмотря на прекращение военных действий в начале апреля, на усилия обеих сторон по недопущению эскалации военных действий, перемирие в Карабахе очень хрупкое и боевые действия могут вспыхнуть в любой момент. 

«Лидеры Азербайджана и Армении готовятся к встрече в июне, к переговорам, которые должны привести к всеобъемлющему решению конфликта, однако сделать будет очень трудно. Переговоры, которые ведутся свыше 20 лет, не дали никакого результата, а апрельская «четырехдневная война» еще более усилила позиции сторонников силового решения конфликта с обеих сторон», — говорится в статье. 

Автор пишет, что неизвестно конкретно, что послужило причиной начала боевых действий в апреле, однако допускает такую мысль, что Азербайджан проверил устойчивость армянской обороны и хотел принудить армянскую сторону к возобновлению переговоров. Потому что Азербайджан глубоко разочарован статус-кво и оккупацией части своей территории. В тоже время Азербайджан сильно недоволен переговорным процессом, отмечает автор статьи. 

«Боевые действия в начале апреля изменили ситуацию на линии фронта в пользу Азербайджана. Это имеет большое значение, так как освобожденные позиции и высоты имеют стратегическое значение. Также освобожденные территории достаточны большие. Азербайджан нанес сильный удар по гордости армян и дал понять им, что их позиции в Нагорном Карабахе не так сильны, как они считали», — пишет автор. 

По мнению автора статьи, мирному урегулированию карабахского конфликта мешают два фактора. 

Первый – это то, что оба народа не готовы к миру. Нина Касперсен считает, что если даже президенты Азербайджана и Армении пойдут на какие-либо компромиссы, то не смогут примирить с ними внутреннюю аудиторию. 

«По мнению экспертов, президент Азербайджана Ильхам Алиев, по сравнению с С.Саргсяном, обладает более сильными лидерскими качествами. После прихода к власти в 2003 году он сильно упрочил свои позиции. Азербайджанская оппозиция очень слаба. В ходе четырехдневной войны чувство национальной гордости азербайджанцев существенно усилилось, и это не обещает ничего хорошего для сложных компромиссов, необходимых для мирного решения проблемы», — говорится в статье. 

Второй фактор – это нежелание армян жить вместе с азербайджанцами. С 2005 года принципы урегулирования конфликта, которые являются предметом переговоров, предполагают отложить решение вопроса об окончательном статусе Нагорного Карабаха. Армяне должны освободить прилегающие к Карабаху районы, Карабаху должен быть предоставлен временный статус, а окончательный статус Карабаха должен быть определен референдумом. Временных рамок для референдума не назначено. Армянская сторона интерпретирует референдум с независимостью Карабаха, а Азербайджан опровергает это. 

В статье говорится, что в Судане, в Папуа-Новая Гвинея, в Сербии и Черногории была применена эта модель. Но при одном важном условии: на сепаратистских территориях не были заранее известны результаты референдума одним из самых привлекательных вариантов был вариант с сохранением территориальной целостности. А в Нагорном Карабахе совсем другая ситуация. Там каждый говорит о независимости. По этой причине, вне зависимости от времени проведения референдума. Его результаты известны уже сейчас. 

«Одним из вариантов проведения референдума было условие, что результаты его будут решены 2/3 голосов, что означает возвращение в Карабах живших там азербайджанцев и предполагает их участие в референдуме. Однако армянская сторона против возвращения азербайджанцев в Карабах. По этой причине вопрос о референдуме зашел в тупик», — говорится в статье. 

Автор пишет, что единственным вариантом решения проблемы референдума об окончательном статусе Карабаха могло бы стать решение отложить его проведение и введение временного статуса региона. Однако, автор полагает, что принятие этого варианта армянской стороной маловероятно.