AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB

Сергей Марков: Для возврата 7 районов Азербайджана созданы объективные предпосылки

Ольга Вандышева, "Москва-Баку"
04.03.2015 16:59
Член общественной палаты РФ, авторитетный российский политолог считает, что российско-азербайджанские отношения имеют отличную перспективу для сотрудничества. А Москва может стать хорошим арбитром между Баку и Ереваном по нагорно-карабахскому конфликту. Об этом он рассказал в интервью корреспонденту «Москва-Баку».

- Сергей Александрович, на днях, будучи в Баку, Вы заявили, что сегодня ведутся переговоры по возвращению Азербайджану 7 районов, прилегающих к Нагорному Карабаху. На какой стадии эти переговоры? Кто участники этого процесса?
Вся азербайджанская элита учит своих детей на русском языке, который преподают также и в школах...

- Хочу подчеркнуть, что это заявление я сделал на основе анализа существующей ситуации. Я знаю, что переговоры продолжаются уже давно. В последнее время они ведутся более интенсивно. Конечно, не на уровне глав государств, а так сказать, подпольно. Но рядом экспертов-политологов они рассматриваются как имеющие очень хорошие перспективы. Я также считаю, что сегодня созданы хорошие объективные предпосылки для исторического компромисса.

- Какие именно предпосылки Вы имеете в виду?

- Во-первых, есть очевидная усталость Армении от блокады со стороны Азербайджана и Турции, которая сдерживает экономическое развитие этой страны. Во-вторых, Азербайджан за последние 25 лет в огромной степени усилился. В стране отмечается большой экономический рост, в основе которого - огромные инвестиции и политическая стабильность. Сохраняя традиционные ценности, Азербайджан показывает потрясающие темпы просвещенного развития, которое я бы сравнил с китайским чудом. Сегодня эта страна стала лидером Южного Кавказа с экономической, гуманитарной и социальной точки зрения. А положение Нагорного Карабаха фиксирует положение, которое было четверть века назад. Поэтому Нагорно-Карабахская конфигурация должна прийти в соответствие с изменившимся соотношением сил. Правда, Азербайджан здесь оказывается в сложной ситуации, так как для разрешения конфликта есть два пути: мирный и военный. Военный путь закрыт, потому что если начнется война, не будет ни политической стабильности, ни инвестиций. А мирная возможность блокирована тем, что в Минской Группе ОБСЕ председательствуют страны, где очень сильны позиции армянских диаспор. Баку сейчас начал искать третий путь – мирные переговоры в обход Минской Группы. И это еще одна политическая предпосылка.

- Вы имеете в виду усилившуюся роль Москвы?

- Безусловно. Думаю, здесь свою роль играют и Франция, и Турция. Но у России, конечно, ключевая, роль.

- То есть, на Ваш взгляд, сегодня у всех сторон конфликта есть понимание, что возврат территорий неизбежен?

- Да. Но пока они только торгуются. Армения хотела бы обменять эти 7 районов, конечно, без Лачинского коридора, на признание Нагорного Карабаха. Но это невозможно. Этого не будет никогда. Ни одно азербайджанское руководство не пойдет на такой шаг.

- Как же тогда может состояться обмен, если не будут приняты условия Армении?

- Это вполне может состояться не на условии признания Нагорного Карабаха за Арменией, а в обмен на ее полное деблокирование. Формат обмена территорий очевиден. Эти 7 разоренных районов создают для Армении только проблемы. Содержать их очень накладно, а выгоды никакой. Поэтому, если состоится их обмен, то от него выиграет и Азербайджан, и Армения, которая в отличие от процветающего соседа, находится в депрессивном положении.

- А в какой временной перспективе это может произойти?

- Оценить это сегодня пока невозможно. Я считаю, что очень многое будет зависеть от взаимоотношений России и США. Когда Москве удастся отбиться от американской атаки в украинском кризисе, произойдет серьезное изменение в расстановке геополитических сил в европейском пространстве. Россия усилится, и этот факт будет способствовать тому, что она более жестко выступит в качестве арбитра по данному вопросу. Кто-то должен извне чуть-чуть надавить. Фактически сделать это может только Россия.

- Следует ли из этого, что Россия, которая до сих пор занимала нейтральную позицию по данному вопросу, склоняется в сторону Азербайджана?

- Я скажу так. У нас с одной стороны налажено стратегическое партнерство с Арменией. В частности, по ОДКБ. С другой стороны, очень серьезно развивается сотрудничество с Азербайджаном. То есть, на сегодня с отношения ближе с Ереваном, но динамика развития отношений лучше с Баку.

- Как бы Вы оценили перспективы развития российско-азербайджанских отношений?

- Наши отношения очень хорошие и сейчас, и в будущем, думаю, тоже. Отличную базу для этого заложил исторический визит Владимира Путина в Азербайджан в августе 2013 года накануне президентских выборов. Тогда Владимир Путин поддержал Ильхама Алиева, и они заключили целый ряд соглашений. Во-первых, по энергетическому сотрудничеству. И тем самым наши страны вышли из логики соперничества, которая возникла после того как Азербайджан начал реализовывать транзитные маршруты для своих энергоносителей в обход России. Сегодня большие перспективы у совместных проектов по сотрудничеству в нефтедобыче на шельфе Каспийского моря, где Москва и Баку занимают все более сближающиеся позиции, близкие к идентичности. Второе направление – возобновление в полном масштабе военно-технического сотрудничества. Это и поставки вооружений, и обучение азербайджанских офицеров, и так далее. В-третьих, сотрудничество в рамках международных организаций. Например, в ПАСЕ азербайджанская делегация голосовала против лишения российской делегации права голоса, а глава делегации Самед Сеидов так великолепно выступил, что председатель Госдумы России Сергей Нарышкин отметил это в различных интервью. Прекрасные перспективы в увеличение объемов торговли сельхозпродуктами. Плюс - мощнейшие диаспоры, которые находятся в очень комфортном положении. Хочу также отметить, что вся азербайджанская элита учит своих детей на русском языке, который преподают также и в школах. У наших народов множество связей, чему свидетельствует и увеличение количества авиарейсов между Баку и Москвой.