ШОС - новая структура для разрешения нагорно-карабахского конфликта
Эндрю Корыбко
17.04.2015 11:49
Публикуем очередной материал из серии аналитических статей американского эксперта, политического обозревателя «Спутника» Эндрю Корыбко по проблеме Нагорного Карабаха, подготовленного специально для "Москва-Баку".
Азербайджан и Армения собираются присоединиться к Шанхайской Организации сотрудничества в качестве членов-наблюдателей на встрече Группы в июле этого года, заявил Генеральный секретарь ШОС Дмитрий Мезенцев. Это удачный шанс для Баку, наконец, заменить отжившую структуру Минской Группы ОБСЕ новым форматом и вдохнуть новую жизнь в застывший процесс мирного урегулирования.
Убрав из числа посредников по Нагорному Карабаху таких «действующих лиц», как бесполезную Францию и США, которые себе на уме, и заменив их сверхпрагматичным Китаем, можно ожидать ускорения разрешения нагорно-карабахского конфликта в недалеком будущем – но, конечно, все будет зависеть от того, удастся ли воспрепятствовать попыткам США и их европейских союзников саботировать этот революционный шаг.
Три причины, почему ШОС является лучшим решением
В пользу дипломатического потенциала ШОС в процессе мирного урегулирования в Нагорном Карабахе есть много доводов – вот три из них, наиболее очевидных.
Творческий подход
ШОС планирует расширить зону своего влияния в мире - на будущей июльской сессии в Уфе будет одобрено вступление в организацию сразу трех пар государств-соперников: это Индия и Пакистан (в качестве официальных членов); Сирия и Турция (первая - как страна-наблюдатель, вторая, соответственно, как партнер по диалогу) и Азербайджан и Армения – как страны-наблюдатели. Это не простое совпадение - оно показывает продуманный, творческий подход, который проявляют два государства-лидера ШОС – Россия и Китай – чтобы не допустить начала официальных войн на территории этих трех самых драматических региональных евразийских конфликтов.
Сверхидея здесь заключается в том, что ШОС, под руководством интенсивной и продуманной дипломатии со стороны Москвы и Пекина, будет стараться конструктивно участвовать во всех трех затянувшихся конфликтах, чтобы способствовать их мирному разрешению – при этом Нагорный Карабах является лишь частью более обширной проблемы. Если все пойдет по плану, то ожидается, что Баку в итоге получит политические дивиденды от дипломатического вмешательства России и Китая в процесс мирного урегулирования в регионе – и в основном благодаря эффективному характеру российско-китайского стратегического партнерства.
Российско-китайское стратегическое партнерство
Москва и Пекин занимаются такой «дополнительной» дипломатией с момента оформления их стратегического партнерства в 1996-м году, и за последнее десятилетие мы не раз были свидетелями далеко идущих результатов этих взаимных усилий. Обе страны стремятся ликвидировать все проявления нестабильности в Евразии и прокладывают путь для панконтинентальной экономической интеграции, которая выгодна всем ее участникам, однако прямо противоречит целям влиятельных американских внешнеполитических лоббистов типа Збигнева Бжезинского, который выступает за дальнейшее наращивание вооружений в зоне «контролируемого хаоса» - чтобы вбить клин между двумя гигантами – Россией и Китаем.
Главная интрига 21-го века заключается в противостоянии между Россией и Китаем, с одной стороны, и, с другой стороны, - с США и некоторыми их европейскими и неевропейскими союзниками. В то время, как первые поддерживают стабильность и интеграцию на евразийском пространстве, последние проводят политику «разделяй и властвуй», направленную на достижение своей собственной выгоды. Если посмотреть на проблему сквозь эту геополитическую «линзу», становится ясно, что у России и Китая имеется неотъемлемая и искренняя заинтересованность в том, чтобы предотвратить превращение всех трех упомянутых выше конфликтов в полномасштабные войны – ведь такое развитие событий неизбежно дестабилизировало бы Россию и Китай, а также разрушило бы их планы панконтинентальной интеграции. Напротив, США и их союзники заинтересованы в обострении этих конфликтов и провоцировании «управляемых» (разумеется ими же) региональных войн. И активность, которую они все более явно проявляют на Кавказе, нацелена на осуществление именно такого сценария в Нагорном Карабахе.
Выигрывают все
Если Шанхайская Организация сотрудничества (ШОС) придет на смену отжившей свой век Минской группе ОБСЕ как инструменту решения конфликта в Нагорном Карабахе и станет инициатором перезагрузки переговоров по мирному урегулированию в регионе, все четыре «игрока», вовлеченные в процесс, приобретут существенные выгоды:
Азербайджан
С наступлением мира в Закавказье высвободятся миллиарды долларов, которые страна ежегодно тратит на военные нужды: их можно будет перенаправить на решение социальных, экономических, инфраструктурных вопросов, которые принесут более ощутимую пользу азербайджанскому народу. Кроме того, высвободившиеся средства можно направить на восстановление Нагорного Карабаха, на помощь в возвращении на родину и обустройстве беженцев, которые были вынуждены покинуть родные места в начале 90-х.
Армения
Два десятилетия экономической блокады, которую Турция проводит против Армении, оказало негативное воздействие на экономику последней и, по сути, блокировало ее развитие. В то же время, маловероятно, чтобы этнические турки начали покупать армянские товары со снятием блокады. Более вероятно, что это станут делать миллионы проживающих на юго-западе Турции (там, где проходит граница с Арменией) курдов – либо из соображений экономической выгоды, либо из желания подразнить таким образом официальную Анкару. В любом из двух вариантов, это поможет возрождению самой бедной экономики региона, снабдит ее настоящей «дорогой жизни», в которой она так нуждается и которая безусловно поддержит ее и спасет от краха.
Россия
Мирное разрешение конфликта в Нагорном Карабахе стабилизирует ситуацию на Южном Кавказе и устранит последний рычаг влияния, с помощью которого США могли бы манипулировать ситуацией, ввергая регион в состояние стратегически создаваемого ими «управляемого хаоса». В случае возобновления войны в Нагорном Карабахе Россия будет не в состоянии эффективно разрешать кризисы на своей западной границе (Украина), на Кавказе (Нагорный Карабах) и на юге (Средняя Азия/Афганистан): в результате это может дать Соединенным Штатам возможность ассиметрично ослабить «оборонительную линию» Москвы и напрямую дестабилизировать РФ. По этой причине посредническое участие в мирном урегулировании между Азербайджаном и Арменией является для России одной из ее долгосрочных задач в сфере безопасности.
Китай
Помимо уже упоминавшейся нами заинтересованности в достижении паневразийской стабильности, Китай также стремится предотвратить продвижение США и стран НАТО к бассейну Каспийского моря. Это важно для него потому, что значительная часть природного газа, потребляемого Китаем, сейчас импортируется им из Турменистана. И возобновление боевых действий в Нагорном Карабахе создаст сценарий, по которому внешняя (США/НАТО) военная интервенция в регион станет реальностью. С учетом того, что продолжающееся военное присутствие США в Афганистане и так создает в этом отношении явную угрозу, одновременное военное воздействие и на западе Каспия может создать атмосферу полномасштабного давления на Туркменистан, которое можно было бы использовать как угрозу для китайского импорта энергоносителей из этой страны в будущем.
Завершающая статья из этой серии будет посвящена тому, каким образом США собираются саботировать процесс мирного урегулирования в Нагорном Карабахе под эгидой ШОС. А также тому, как Азербайджан может помешать этому сценарию воплотиться в жизнь.