AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB
Новости дня

Вести FM: Запад оказывает беспрецедентное давление на Азербайджан. ВИДЕО

Юлия Рысева, "Москва-Баку"
16.02.2016 10:00

В эфире российской радиостанции ВЕСТИ ФМ в программе "Железная логика" ведущие Сергей Михеев и Алла Волохина обсудили с приглашённым гостем директором азербайджанского филиала Фонда развития "Института евразийских исследований" Рауфом Гасановым российско-азербайджанские отношения на фоне разногласий с Турцией, а также в целом политическую обстановку в регионе.


Волохина: В Азербайджане многие болезненно восприняли ухудшение отношений России с Турцией, потому что и Турция, и Россия - это важные стратегические партнеры Баку. Все-таки, ваш прогноз, как будет развиваться ситуация? И воспользуется ли Анкара посредническими услугами Баку, чтобы попытаться наладить отношения?


Михеев: Потому что это достаточно логично было бы, учитывая отношение Баку и Москвы. Если не получается прямого диалога, воспользоваться посредничеством, например, азербайджанского лидера.


Гасанов: Я, как правило, избегаю каких-то безапелляционных высказываний, но в данном случае я более чем уверен, что президент Турции, конечно же, обратится с такой просьбой к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву. 

Дело в том, что в печати неделю или более тому назад я прочел, что российская официальная сторона через МИД объявила о том, что Россия не нуждается ни в каких посредниках, у нее очень простые и достаточно доступные для понимания турецкой стороной требования. 

Мы все прекрасно понимаем, о чем идет речь: Россия требует, чтобы Турция не ограничивалась сожалением, а просто извинилась за сбитый самолет. В этом плане Ильхам Алиев, конечно же, зная менталитет, зная досконально политическую элиту и России, и Турции, попытается сблизить позиции сторон. 

Но здесь есть действительно очень такой важный момент, на который надо обратить внимание. Если самолет был сбит над территорией Сирии, не Турции, конечно же, Ильхам Алиев в доступной форме объяснит, что других вариантов нет и справедливо было бы извиниться перед Россией. И, конечно же, в дальнейшем выполнить два пункта. 

Если же самолет был сбит над территорией Турции, конечно же, это будет проблематично. Хотя, например, я считаю, что до сих пор для нас непонятно, что произошло в небе на границе между двумя странами.


Михеев: Честно говоря, не думаю, что Эрдоган с Алиевым будет разбирать, в каком пространстве сбит самолет. У Эрдогана - своя версия, у нас - своя. Речь идет о более тонкой дипломатической работе, а не о том, чтобы расставлять какие-то оценки и давать черно-белые картинки. 

Ясно, что посредничество заключается в каких-то более тонких подходах, об этом, собственно говоря, идет речь. А вот все-таки, что касается Азербайджана, действительно, существует такая работа на разрыв между Россией, Турцией, Ираном. У каждой из этих стран свои интересы. Азербайджан оказывается между ними, а плюс еще ко всему существует и Запад, который, насколько я понимаю, оказывает определенное давление на азербайджанскую политическую элиту. 

И причем это началось еще до всех сирийских коллизий, до того, что случилось между Россией и Турцией. И если называть вещи своими именами, насколько я понимаю, в общем-то, Запад хотел бы не только в Азербайджане, но и во многих других странах привести к власти каких-то более лояльных и более подконтрольных людей. Насколько такая активность сейчас в Азербайджане имеет место? Действительно ли Запад поддавливает эту ситуацию? И как это может сыграть вот в этом раскладе, в этом четырёхугольнике: Россия, Турция, Иран, Азербайджан?

Гасанов: Вы совершенно справедливо отметили, что последнее время на Азербайджан оказывается беспрецедентное давление со стороны Запада. Это связано с какими-то вопросами, касающимися демократических прав человека, отсутствия или запоздалости в демократических реформах. Но, вы знаете, я просто хочу отметить, что прозорливость нынешнего руководства Азербайджана и президента Ильхама Алиева заключается в том, что он не дал возможности появиться росткам вот этой пятой колонны, которая в конце концов привела бы к "оранжевой революции".