AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB

Политологи: Ключевая роль в урегулировании нагорно-карабахского конфликта без сомнения принадлежит России (видео)

Нана Хоштария, Борис Гришин, "Москва-Баку"
10.08.2016 00:20
 


Ключевую роль в урегулировании нагорно-карабахского конфликта будет играть Россия, а не США, Франция. Что касается роли Турции и Ирана, то Анкара в свое время может сыграть косвенную роль в урегулировании конфликта, а привлечение Тегерана к урегулированию, а тем более то, что он может сыграть какую-то роль урегулировании конфликта, исключено. Об этом на пресс-конференции в ТАСС, посвященной трехстороннему саммиту президентов России, Азербайджана, Ирана, который проходит в понедельник в Баку, заявили российские эксперты – член Общественной палаты РФ, доверенное лицо президента РФ Сергей Марков и руководитель департамента стран СНГ Института политических исследований Алексей Бычков.

0737230.jpgСергей Марков: Ведущую ключевую роль, безусловно, будет играть Россия. Из других стран я бы добавил США и Францию как сопредседателей Минской группы. Однако в нынешней попытке урегулирования, как и в попытке урегулирования в 2011 году, ключевая роль в урегулировании конфликта без сомнения принадлежит России. И происходит это по нескольким причинам. Во-первых, она значительно больше включена в отношения, чем другие страны-сопредседатели в отношения с Азербайджаном и Арменией. Во-вторых, Россия очень заинтересована в установлении относительно прочного мира в этом регионе, потому что в этом случае между странами будет осуществляться экономическое сотрудничество, не будет стоять угрозы новой войны. США и Франции не так интересен этот регион, если только с точки зрения манипуляций и махинаций в отношении игроков. США и Франция скорее заинтересованы в продолжении конфликта, нежели в его урегулировании. На протяжении более чем 20 лет США и Франция не особо старалась заниматься его урегулированием. Но сегодня они не будут активно заниматься урегулированием, поскольку заняты другими проблемами – в США идет президентская предвыборная кампания, им совершенно не до этого, Франция занята проблемой терроризма. Думаю, что поэтому отношение этих стран к инициативам России в отношении нагорно-карабахского урегулирования будет благожелательно-нейтральным. И мы в этом случае не должны выражать какое-то неуважение к сопредседателями МГ ОБСЕ от США и Франции.

Что касается Турции и Ирана, то Турция будет косвенным образом включена в урегулирование – в свое время с нее потребуется снятие блокады с Армении. Что касается Ирана – я его роли в урегулировании конфликта не вижу. У Азербайджана прекрасные экономические отношения с Ираном, но весьма проблематичные политические отношения, связанные и с Турцией, и с рядом некоторыми претензиями религиозно-политических кругов Ирана.
Вопрос: Допускаете ли вы создание военного блока Азербайджана, России, Ирана, Турции? Сергей Марков: Сейчас возможности военного блока я не вижу. Думаю, что в военном отношении Россия полностью способна обеспечить свою безопасность. У нас хватает и ракетно-ядерных ресурсов, и обычного вооружения. Как известно, Турция уже находится в одном военном блоке – в блоке НАТО. Иран на протяжении многих лет проводит самостоятельную политику, является нейтральной стороной, современной теократией. Повторюсь, возможность военного блока маловероятна, а укрепление в перспективе укрепление экономического сотрудничества с вхождением на тех или иных условиях Ирана, Турции и Азербайджана в ЕАЭС, в единый евразийский рынок, очень вероятно. Тем более, мы знаем, что в Турции очень сильно развит средний и крупный бизнес. И если бы турецкие компании получили доступ на общий евразийский рынок, то они показали бы на этом пространстве очень неплохие результаты. Пока сближения между Турцией и Москвой в сирийской вопросе нет. Пока еще мы видим, как через турецко-сирийскую границу перемещается большое количество вооруженных людей, насколько я понимаю, это турецкий спецназ, разведка. Но такая политика турецкая зашла в тупик, для Турции ситуация стала хуже, чем она была раньше. И сегодня созданы предпосылки к тому, чтобы Россия могла помочь турецкому руководству выйти из тупика. В свое время Москва помогла американскому руководству выйти в Сирии из тупика. Александр Перенджиев: Если говорить о взаимодействии России, Турции, Азербайджана и Ирана, то, конечно, военного блока не будет, но военно-политическое взаимодействие по каким-то направлениям, такой вариант я не исключаю. 
 
147132.jpg
Алексей Бычков: Главное, чтобы Нагорный Карабах не стал яблоком раздора, все-таки Иран и Турция в этом отношении придерживаются несколько разных точек зрения. Более того, Азербайджан с Ираном также переживали территориальные споры. И Россия на этом фоне является единственным государством-участником урегулирования, которая не заинтересована в продолжении этого конфликта. Это единственная не ангажированная страна, которая не придерживается точек зрения только одной из сторон.



Вопрос: Допускаете ли вы создание военного блока Азербайджана, России, Ирана, Турции? 

Сергей Марков: Сейчас возможности военного блока я не вижу. Думаю, что в военном отношении Россия полностью способна обеспечить свою безопасность. У нас хватает и ракетно-ядерных ресурсов, и обычного вооружения. Как известно, Турция уже находится в одном военном блоке – в блоке НАТО. Иран на протяжении многих лет проводит самостоятельную политику, является нейтральной стороной, современной теократией. Повторюсь, возможность военного блока маловероятна, а укрепление в перспективе укрепление экономического сотрудничества с вхождением на тех или иных условиях Ирана, Турции и Азербайджана в ЕАЭС, в единый евразийский рынок, очень вероятно. Тем более, мы знаем, что в Турции очень сильно развит средний и крупный бизнес. И если бы турецкие компании получили доступ на общий евразийский рынок, то они показали бы на этом пространстве очень неплохие результаты. Пока сближения между Турцией и Москвой в сирийской вопросе нет. Пока еще мы видим, как через турецко-сирийскую границу перемещается большое количество вооруженных людей, насколько я понимаю, это турецкий спецназ, разведка. Но такая политика турецкая зашла в тупик, для Турции ситуация стала хуже, чем она была раньше. И сегодня созданы предпосылки к тому, чтобы Россия могла помочь турецкому руководству выйти из тупика. В свое время Москва помогла американскому руководству выйти в Сирии из тупика.  

Военный политолог Александр Перенджиев: Если говорить о взаимодействии России, Турции, Азербайджана и Ирана, то, конечно, военного блока не будет, но военно-политическое взаимодействие по каким-то направлениям, такой вариант я не исключаю.

В целом, на пресс-конференции эксперты отметили, что встреча является показателем серьезного развития сотрудничества России, Азербайджана и Ирана, является успехом трех стран. Эксперты отметили, что нестабильная ситуация в мире по всем направлениям - экономический кризис, угроза терроризма, необходимость энергетической безопасности стали причиной создания ведущими региональными игроками новых форматов сотрудничества.