AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB
Новости дня

Профессор МГИМО Владимир Сухой: Железнодорожные кольца и полукольца

Москва-Баку
08.08.2015 16:24


Время, как известно, растяжимо. Оно бывает чрезвычайно плотным и пульсирующим, а иногда оно течет медленно – пустое и ненагруженное. Темп и логика развития современного мира таковы, что информация и деньги огромные расстояния между городами и весями, странами и континентами «пробегают» за секунды и минуты, а скорость перемещения товаров все еще измеряется днями и неделями. Поэтому международные транспортно-логистические проекты, которые призваны соединить разные страны и регионы, всегда актуальны. Конечно, при условии их перспективности, реалистичности и тщательной проработанности.

43Сухого_В.В..jpgИдеи строительства транспортной инфраструктуры "Север-Юг", которая свяжет страны Западной и Северо-Западной Европы с Южной Азией через Россию, Азербайджан и Иран, а также железной дороги вокруг Каспийского моря прозвучали в ходе IV Каспийского саммита в Астрахани в сентябре 2014 года. Президент России Владимир Путин отметил тогда, что такие многосторонние проекты требуют постоянной организационной поддержки. Нурсултан Назарбаев заявил о том, что Казахстан создает "все необходимые условия для превращения территории страны в крупнейший евразийский деловой транзитный хаб", а лидер Туркмении предложил создать Каспийский региональный транспортно-логистический центр. Налицо -  реальные планы по осуществлению масштабных и в чем-то даже уникальных проектов, которые должны соединить Север- Юг и Восток-Запад самого большого материка планеты – Евразии.

Итак, железнодорожная артерия "Север-Юг", которая должна пройти от Южной Азии через Индию, государства Персидского залива, Иран, каспийский бассейн, Россию в страны Северной Европы. По мнению экспертов, реализация этого стратегически важного континентального проекта позволит уменьшить расстояние перевозок в два раза по сравнению с существующим маршрутом через Суэцкий канал. Серьезные сдвиги по этому проекту были достигнуты в Баку в ноябре 2014 года в рамках официального визита президента Ирана Хасана Рухани. В том же ноябре вопрос строительства железной дороги из Ирана в Россию через территорию Азербайджана обсуждался в ходе поездки спикера Госдумы РФ Сергея Нарышкина в Тегеран. Затем в конце января этого года был визит в Иран министра обороны России Сергея Шойгу.  Этот визит считается прорывным в деле развития российско-иранских военных, энергетических и транспортных проектов.

Согласованные действия Москвы, Баку и Тегерана вселяют надежду на создание нового транзитно-логистического пути через Азербайджан и Кавказ из Персидского залива в Черное, Средиземное моря, к берегам стран Европы. Географическое расположение Азербайджана и Ирана позволяет им играть друг для друга роль перехода-моста: для Ирана - с Европой и Россией, для Азербайджана - с южными коридорами. Не исключено и широкое сотрудничество Азербайджана в других форматах с привлечением России, Китая, Индии, стран Центральной Азии, Кавказа и Европы.  А если принять во внимание, что уже осуществляется проект железной дороги Баку – Тбилиси – Карс (строится новая 105-километровая ветка магистрали), то становится понятно: Азербайджан превращается в логистический центр и перекресток сразу нескольких уникальных проектов, для которых характерна новизна транзитных маршрутов. Географическое расположение делает Азербайджан важной страной для транспортировки грузов из Европы в Азию.

Другая крупная идея - создать железнодорожное "кольцо" вокруг Каспия. К концу нынешнего года планируется достроить "восточное полукольцо" - между Казахстаном, Туркменией и Ираном. В 2016 году должны завершиться работы на "западном полукольце" Азербайджан-Иран. Задача - соединить основные каспийские порты, что существенно сократит время и стоимость перевозки грузов, а значит, повысит конкурентоспособность экономик прикаспийских стран. Идея абсолютно понятна, но на данный момент она носит чисто политический характер. У России и Азербайджана дорога вдоль Каспия действует еще с советских времен. Иран заканчивает строительство примерно такой же ветки. Казахстану предстоит построить небольшую железнодорожную артерию - 200 километров. Туркмении же — значительно больше: 1,5 тысячи километров полотна в сложном рельефе. Хватит ли у них ресурсов и будут ли политические амбиции подкреплены необходимыми экономическими амунициями, пока, честно говоря, непонятно.

К идее строительства железной дороги вокруг Каспийского моря экспертное сообщество относится крайне противоречиво. Одни специалисты считают, что такая железная дорога со всех сторон перспективна и в долгосрочном плане имеет совершенно реальные экономические основания. Концепция подобного рода дает возможность превратить в жизнь конкретные технологии, резко улучшить логистику прикаспийского региона, прежде всего на транспортном уровне. Проект может послужить структурообразующим началом для экономик всех стран региона. Нет сомнения, что будущее транспортное «кольцо» вокруг Каспия должно охватывать все инфраструктурные компоненты – собственно грузопоток, финансовые и иные потоки. Кроме всего прочего, строительство вокругкаспийской железной дороги позволит решить несколько стратегических задач.

Это и диверсификация маршрутов доставки минеральных ресурсов Каспия на мировые рынки. И создание дополнительных коммуникационных связей в рамках евроазиатского транзита. И развитие железнодорожного транспорта в целом.

Скептики утверждают, что острой необходимости в строительстве кольцевой железной дороги вокруг Каспийского моря нет. В теории, дескать, все красиво, а на практике возить там нечего. Дорога дорогостояща, а отдача –невелика. И даже в случае успешного осуществления проекта грузооборот на длину всей магистрали будет мизерным — и в тоннах, и в тонно-километрах. К тому же, до сих пор транскаспийские грузы вполне успешно перевозятся морем.

Читателям самим придется решить, чью сторону принять. Но факты говорят о том, что, во всяком случае, Россия и Азербайджан и к проекту "Север-Юг", и к железнодорожному кольцу вокруг Каспия относятся вполне серьезно. Компания "Российские железные дороги" готовит проектные разработки и изыскивает средства на строительство железной дороги из Ирана в Россию через Азербайджан. В Баку заявляют о готовности участвовать в создании пятисторонней структуры, которая занималась бы вопросами железнодорожных артерий, и постоянно говорят, что будущее страны заключается в расширении ее роли как транзитной точки между Востоком и Западом. К тому же, 16 июля 2015 года Азербайджан официально присоединился к конвенции о международных железнодорожных перевозках. Насколько перспективны и реалистичны железнодорожные начинания прикаспийских стран, покажет будущее. Но здесь, кроме перспективности и реалистичности, очень важен политический компонент проблемы. В этом компоненте, как в капле воды, отражаются ключевые стратегические приоритеты России и Азербайджана.