Транзитный коридор «Север-Юг» спешит к иранской границе
Иван Трубин, "Москва-Баку"
08.12.2015 01:09
Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о необходимости ускорить реализацию международного транспортного проекта «Север-Юг». Речь, в частности, идет о строительстве железной дороги от станции Астара до границы с Ираном и железнодорожного моста через реку Астара.
«Широкий потенциал торговых отношений между странами-учредителями Международного транспортного коридора "Север-Юг" (Россией, Ираном и Индией) делает необходимым широкое использование выгодных транзитных возможностей Азербайджана в качестве участника этого коридора, а также проведение неотложных работ для координации железнодорожных сетей Азербайджана и Ирана», - говорится в распоряжении главы государства.
Транспортный коридор Решт-Астара позволит связать действующие железнодорожные магистрали Азербайджана, России и Ирана. Дорога является составной часть более масштабного транспортного проекта «Север-Юг», который, в свою очередь, позволит добиться транспортной интеграции магистралей России, Азербайджана, Ирана, Индии и Омана.
Соглашение о строительстве дороги подписано Азербайджаном, Ираном и РФ в 2005 году. В рамках проекта предусматривается строительство участков железной дороги на территории Ирана протяженностью около 350 км; должна быть простроена ветка на территории Азербайджана между Астарой и азербайджано-иранской границей, а также осуществлена реконструкция уже существующей железной дороги. Затраты оцениваются в $200 млн.
Ранее Азербайджан и Иран провели заседание рабочей группы по реализации транспортного коридора «Север-Юг». На нем и было принято решение ускорить процедуру соединения железных дорог, совместного строительства моста через границу, а также возведения терминала по перевалке грузов.
«На территории Ирана в настоящее время ведутся работы по строительству 200 км железной дороги Казвин-Решт-Астара общей протяженностью 375 км, - рассказал о ходе работ глава “Азербайджанских железных дорог" Джавид Гурбанов. - Для совместного строительства оставшегося участка в 175 км мы обратились к руководству Азербайджана и совместно с иранской стороной занимаемся поиском источников финансирования на эти цели».
В октябре 2015 года посол Ирана в Азербайджане Мохсун Пакайин прогнозировал, что строительство железнодорожной магистрали и моста через иранско-азербайджанскую границу может завершиться до конца 2016 года. «После ввода в эксплуатацию дороги вывозимые из Ирана в Азербайджан грузы можно будет перевозить по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс далее в Европу и обратно, - говорит дипломат. -Таким образом, Иран и Азербайджан превратятся в центр транзитных грузоперевозок, а затем смогут перевозить грузы в любых направлениях. Азербайджан и Иран намерены уменьшить зависимость от нефти, поэтому развивают другие отрасли. Из-за географического расположения обе страны желают за счет транзита увеличить свои доходы».
В сегодняшнем распоряжении Ильхама Алиева срок окончания строительства не указан. Глава государства поручил проектирование и строительство железной дороги от станции Астара до границы с Ираном, а также железнодорожного моста через реку Астара ЗАО «Азербайджанские железные дороги». Государственному таможенному комитету и Государственной погранслужбе поручено создать таможенную и пограничную инфраструктуру. А министерству финансов поручено обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных распоряжением.