На канале НТВ состоялась премьера военной драмы «По зову сердца». В фильме принял участие советский и российский актер театра и кино Александр Андриенко, известный по таким проектам, как «Раневская», «Мамочки», «Молодежка», «Кухня» и другие. В интервью «Москва-Баку» он рассказал, как проходили съемки военно-исторической картины, а также, как актер снимался в Азербайджане.
- Александр Иванович, фильм «По зову сердца» — о жертвенном подвиге московских ополченцев, простых людей, которые защищают свой город. Она описывает трагические события октября 1941 года под Москвой. Как проходили съемки?
- Опирались на истории своих дедушек, бабушек, во время съемок рассказывали их друг другу. Известно, что когда немцы подошли к Подмосковью, возникла очень рискованная ситуация. И люди по зову сердца, не по повестке, не по призыву, а по собственному желанию пошли в буквальном смысле штурмовать военкоматы. Приходили даже те, кого в принципе не положено брать, но они приходили, настаивали, чтобы их взяли и уходили на фронт добровольцами. В картине были показаны две основные группы: это писатели, совсем далекие от военного дела, любящие порассуждать о гуманизме, и рабочие, из которых, кто-то уже отвоевал в Гражданской войне. В итоге на фронте перемешались рабочий пролетариат и интеллектуальная элита. Ведь стояла общая задача —отстоять Москву, свой любимый город, соответственно, и страну, поэтому все объединялись. Съемки проходили в Калужской области, в Медыни. Мы все очень сдружились. После каждых съемок не могли подолгу расстаться, сидели, пили вместе чай, обсуждали, что отсняли и что будем снимать, вспоминали свои какие-то истории. Это атмосфера отразилась в кино, ее видно на кадрах: что артисты не просто пришли, загримировались, сыграли, разгримировались и разъехались по домам до следующей смены, а полностью были вовлечены в процесс. Всем очень важно было, чтобы все получилось искренне. Актеры не просто играли роли, а в буквальном смысле вместе сидели в окопах, плечом к плечу, защищали родину. На войне это называлось военное братство, а у нас было актерское. Надеюсь и зрители проникнуться этой атмосферой.
- Ваш отец — полковник советской армии, наверняка в вашей семье были и герои Великой Отечественной войны…
- Да, мой отец был военным, хотя во время Великой Отечественной не воевал. Он был призван только в 1945 году, поэтому попал уже не на фронт, а в тыловые части. Конечно же в моей семье есть герои Великой Отечественной войны, это мой дедушка. Я очень горжусь им, он в 37 лет, имея семерых детей, был призван из Московской области, из деревни, с четырьмя классами образования. В итоге он воевал до 1944-го года, получил орден Славы и по ранению вернулся домой и родил еще троих! Бабушка моя – мать героиня, родила 10 детей. Моего 37-летнего деда на фронте так и звали «Дедушка», поскольку большинство солдат были молодыми, а тут такой многодетный дядя пришел. Своим дедом горжусь, когда говорят, что я на него похож, для меня это более лестный комплимент, чем сравнение с каким-нибудь важным артистом.
- В одном из самых известных советских фильмов – «Тегеране-43», который снимали в Баку, согласно некоторым источникам, вы принимали участие, это правда?
- Это была достаточно запутанная история. Американцы, посмотрев советский двухсерийный фильм, загорелись идеей расширить его до четырех серий. Поэтому необходимо было сделать дополнительные съемки, т.е. не создавать новые линии, а подробно детализировать уже отснятый материал. В этих дополнительных съемках появились новые персонажи, среди которых был и мой герой. Играл я некоего капитана НКВД, который проводил допросы. Снимался с большим удовольствием, но, к сожалению, не в Баку, а в Москве на «Мосфильме». Вообще я очень люблю военные фильмы, всегда с удовольствием снимаюсь в подобных проектах и ношу военную форму. Что стало с этой расширенной версией, в итоге неизвестно. Я как-то спустя время встретился с режиссером «Тегерана-43» Владимиром Наумовым, которому задал этот вопрос. Но ему тоже не было ничего известно, предположили только, что американцы показали эту версию у себя.
- Но в Баку вы все же побывали…
- Да, побывал. Я два раза снимался в Баку у великолепных азербайджанских режиссеров. Оба фильма были посвящены лидеру Азербайджана – Гейдару Алиеву. Первая картина под названием «Самая простая фамилия» режиссера Рамиза Фаталиева, я думаю, по названию можно догадаться, о какой фамилии идет речь. Через несколько лет принимал участие во втором проекте «Иду спасать людей» у Вагифа Мустафаева. В первой картине Гейдара Алиевича играл Саша Никитин, высокий красавец, который, на мой взгляд, великолепно подошел для этой роли и имел невероятное внешнее сходство с главным героем. Во второй картине его исполнил Прохор Дубравин, не менее талантливый актер. Но, к сожалению, оба фильма до сих пор не вышли. К ним очень ответственно и серьезно относились в Баку, были привлечены лучшие режиссеры Азербайджана, собрали замечательный актерский состав в обеих версиях. Специально для этих проектов приезжали из Москвы российские актеры.
Гейдар Алиевич Алиев был достойнейшим лидером Азербайджана, потрясающим человеком. Он внес огромный вклад в развитие страны. Побывав на съемках этих картин, я понял, почему его так любят в Азербайджане. Ко всему, что он создал в этой стране, жители, относятся с огромным уважением и чтут его память, я думаю, это достойно и заслуженно.
Помню, что в первый раз приехал в Баку на гастроли с Ириной Муравьевой со спектаклем «Водевиль». А самое смешное, что у меня в это время была сломана рука, я ее повредил на съемках при падении на льду. Мы жили в Старом городе, и я в первый же день потребовал отвезти меня на место съемок «Черт побери» с загипсованной рукой.
В общем от Баку у меня остались воспоминания очень приятного, дружелюбного, красивого, чистого и развивающегося города. Когда в Москве заговариваешь о нем, люди улыбаются, говорят, что там хорошо. Я знаю много людей, не только азербайджанцев, но и других национальностей, которые там родились, затем уехали в Москву и до сих пор тепло вспоминают Баку .