AZN = 53.92 RUB
USD = 91.67 RUB
EUR = 102.04 RUB

A
Актриса Людмила Сапрыкина: Мои бабушки перебрались в Баку в начале прошлого века

Актриса Людмила Сапрыкина: Мои бабушки перебрались в Баку в начале прошлого века

Самира Кязимова    "Москва-Баку"
18.09.2024 20:09

Актриса Людмила Сапрыкина практически всю жизнь посвятила театру. Долгое время служила в Азербайджанском государственном театре юного зрителя и Азербайджанском государственном академическом русском драматическом театре. На ее счету более ста ролей в различных спектаклях для детей и взрослых. Несколько лет назад за заслуги в развитие театрального искусства Людмила Геннадьевна была награждена медалью «Терегги» («Прогресс»). Сегодня азербайджанская актриса на заслуженном отдыхе, но время от времени продолжает выходить на сцену. Как отметила в беседе с корреспондентом «Москва-Баку» Людмила Сапрыкина, она не представляет своей жизни без сцены.

- О сцене вы мечтали с детства или все-таки была альтернатива в выборе будущей профессии?

- В детстве я хотела стать актрисой, мечтала сниматься в кино и выступать в театре перед многочисленными зрителями. Часто крутилась перед зеркалом, изображала разных героинь. Устраивала домашние спектакли, любила петь и танцевать. Моя мама работала учительницей в школе, «вела» начальные классы. А папа был автослесарем, к нему со всей республики привозили даже самые безнадежные машины, и он их мастерски чинил.

Мои бабушки по линии отца и мамы перебрались в Баку в начале прошлого века. Родом они были из Казани и Горького. Приехали вместе с семьями. Отсюда отправили своих супругов на фронт, а сами поднимали детей и работали в тылу. Один дед вернулся домой после победы в Великой Отечественной войне, а второй погиб.

Родители считали, что моя любовь к сцене так и останется обычным увлечением, а ближе к окончанию школы я все-таки выберу другую профессию. Особенно противилась моему выбору мама. Она часто повторяла, что актеры – люди непостоянные и легкомысленные, вечно в поисках образа и не уделяют должного внимания семье. Мама говорила, что сначала нужно получить серьезную профессию, например стать врачом или преподавателем. Когда я объявила домашним, что собираюсь ехать в Москву и поступать во ВГИК, у них был шок. Отговаривали меня всей семьей. Когда мама поняла, что я не сдамся, решила пойти на хитрость. Сказала, что прием документов во ВГИК начнется позже и отправила меня в Москву через несколько дней после окончания вступительных экзаменов. Во ВГИКе меня все-таки прослушали и сказали: «Данные хорошие. Если приедете поступать в следующем году, пройдете без спецэкзаменов». Но я понимала, что ждать так долго я не смогу. Вернувшись в Баку, услышала от знакомых о том, что в столичном ТЮЗе объявили кастинг молодых актеров. В тайне от родителей отправилась на конкурс и прошла его. Жюри отобрало лишь несколько человек. Для нас руководство театра организовало студию, в которой мы обучались актерскому мастерству. Практически сразу нас вывели на сцену. С нами работал главный режиссер театра, будущий народный артист Азербайджана Азер Паша Нейматов.

- Помните свой первый выход на сцену ТЮЗа?

- Конечно! Правда, моя первая роль была эпизодическая. Это был спектакль «Пин и Гвин», поставленный Азером Пашой Нейматовым по музыкальной пьесе Кима Мешкова. На сцену я вышла в образе птицы Северного сияния. Мне пришлось не только играть на сцене, но и петь. Потом были роли в других детских и взрослых постановках - «А теперь держитесь вы», «Красная шапочка», «Король Матиуш», «Кот в сапогах», «Малыш и Карлсон» и другие.

- А как же мама? Смирилась с вашим выбором?

- Конечно. Мало того, она приходила на все мои спектакли. Смотрела как я выступаю и очень гордилась своей дочкой. В ТЮЗе я проработала около 35 лет. На нашей сцене ставились разные спектакли, не только для детей но и для взрослых. Но мне особенно нравилось играть для детей. Завоевать внимание и любовь ребенка намного сложнее. Дети, в отличии от взрослых, не умеют лицемерить. Если им не нравится то, что происходит на сцене, они не смотрят, встают и уходят. Но если им по душе игра актеров и сам спектакль, дети просят родителей привести их в театр снова. Я получала большое удовольствие, когда видела в глазах маленьких зрителей сопереживание героям постановки, желание им помочь.

В 2008-м году, по решению Министерства культуры Азербайджана, коллектив русского отделения ТЮЗа в полном составе был переведен в Русский драматический театр. Там нас хорошо приняли и, практически, через две недели мы вышли на сцену. Моей первой ролью на сцене Русской драмы была роль мамы Емели в сказке «По щучьему веленью или сказ про Емелю и царевну Несмеяну».

- В репертуаре театра много спектаклей-долгожителей, на которых выросло не одно поколение детей. В чем, на ваш взгляд, уникальность этих спектаклей?

- Думаю, тот факт, что зрители вырастают и приводят в театр уже своих детей и даже внуков, говорит о том, что наши спектакли вызывают отклик в их душах. Они вне времени, могут идти в любое десятилетие, так как в них поднимаются вечные проблемы добра и зла. Но и о взрослом зрителе наш театр всегда заботился, у нас в каждом спектакле обязательно есть юмор, обязательно есть подтекст и ассоциации. Все спектакли, без исключения, создавались с большой любовью и уважением к зрителям. Поэтому они и долгожители. Например, когда я работала в ТЮЗе, в этом театре более 26 лет с большим успехом шла постановка известной сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон». Очень добрая и поучительная история и, мне кажется, дети до сих пор с удовольствием смотрят такие спектакли и аплодируют главным героям. Современные ребятишки перенасыщены разнообразными гаджетами. Им не хватает живого действа, не хватает настоящих эмоций. И сказки помогают им восполнить этот пробел. По-особенному звучат русские народные сказки, знакомые нам с детства. «Маша и Медведь», «По щучьему веленью», «Морозко», «Сказка о царе Салтане, князе Гвидоне и прекрасной царевне Лебеди» и многие другие современные дети знают и любят. И это здорово!

- Ваш супруг Алексей Сапрыкин работал вместе с вами в Русском драматическом театре. Вас познакомила сцена?

- Мы познакомились в театре у Семена Михайловича Штейнберга. Наш драматический коллектив при Дворце культуры работников советской торговли, который обычно называли «Клуб 26-ти», наряду со Студенческим театром АзИИ, в те годы считался одним из ведущих в Баку самодеятельных драматических коллективов. Многочисленный и сильный по составу, он собирал на свои представления полный зал. Некоторое время Леша работал также в Бакинском камерном театре, которым руководила режиссер Джаннет Салимова. Помню, как нам посчастливилось как-то сыграть в одной пьесе «Божественная комедия», где Леша был Создателем, а я - одной из претенденток на роль Евы. В 1992 году Леша оставил сцену и добровольцем отправился в зону боевых действий Карабаха, воевал против армянских оккупантов. Служил в спецназе, уволившись в запас в звании старшего лейтенанта. С 1997 года преподавал на военной кафедре Азербайджанского государственного технического университета. Работал в ТЮЗе и в Русском драмтеатре. В известном российском сериале «Магомаев» Леша предстал в образе композитора, ректора Азербайджанской государственной консерватории, народного артиста Джовдета Гаджиева. Это была его последняя роль. Супруг был творческой личностью. Рисовал великолепные картины и зарисовки гуашью, акварелью. Выпустил книгу «Да не судимы будем», в которой рассказал о военных действиях в Карабахе. Вышли только первые две части. Третья осталась в рукописном виде. Леша успел ее дописать. Я обещала ему, что издам и третью часть. Но увы… Пока мне это материально не под силу.

С мужем мы прожили без малого 42 года. Воспитали сына и дочь. Наша семья строилась на взаимопонимании и любви. Наверное, в этом и кроется секрет наших долгих отношений. Дети выросли, выучились и переехали в Россию. Зовут меня к себе, но я не соглашаюсь. Мне хорошо в Баку. Здесь моя родина. Здесь и дышится легче, и солнце светит ярче. В этом городе живут мои друзья и знакомые. В Баку обрели покой мои родственники и любимый супруг. Баку - это моя память о тех чудесных днях, когда мы с ним были молоды и полны сил. Так, зачем мне куда-то уезжать из родного дома?