- Как вы начали свой путь в балете? Что вдохновило вас стать балериной?
- Мой путь в балет начался в детстве. Я родилась в Баку и с ранних лет меня завораживали танцы. Моя мама Наталья заметила мою любовь к музыке и движению, и в 7 лет я поступила в Бакинское хореографическое училище. Когда-то мама сама мечтала стать балериной, но ее отец был против, и она выбрала другую сферу - нефтехимическую промышленность. Мама решила, когда у нее появятся дети, они обязательно осуществят ее мечту. В итоге старшего брата Антона не взяли в хореографию - он не подошел по комплекции, но стал оперным певцом, ведущим солистом театра и заслуженным артистом Азербайджана. Младший брат Макар, тоже заслуженный артист, пошел в балет, как и я. Является ведущим солистом, выступает на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета. Младшая сестра Иоанна закончила хореографическое училище, но из-за фактуры ее перевели в народное отделение. Некоторое время она работала в Азербайджанском государственном ансамбле песни и танца, а сейчас является актрисой Русского драматического театра.
Безусловно, в хореографическом училище было сложно: большая нагрузка, нужны были природные данные, гибкость и растяжка. В детстве я мечтала о балете. Помню, как дома мы с сестрой ставили танцевальные номера под музыку Чайковского и Моцарта. С возрастом я поняла, что это то, чем хочу заниматься всю жизнь. Первый выход на сцену у меня случился в 12 лет - это был спектакль «Золушка», где мы с подругами изображали маленьких лошадок. Мне так понравилась большая сцена, что я сказала себе: «Обязательно буду выступать здесь!».
- У вас необычная фамилия - Ферштандт. Откуда родом ваши предки?
- Прапрадед отца - Азар Ферштандт - родился и вырос в Амстердаме. Он был военным врачом-хирургом, окончил медицинское отделение Голландского университета - того самого, где когда-то учился кораблестроению Петр I. В конце XVII века Азар Ферштандт переселился в Российскую империю и переехал в Баку. Здесь он принял православие и стал священником. Кстати, мой отец Сергей Ферштандт также был священником, служил в Кафедральном соборе святых жен-мироносиц, а позже - в церкви Архангела Михаила. А предки со стороны мамы - русские, они перебрались в Азербайджан во время нефтяного бума в начале прошлого века.
- Вы работаете в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета. Как попали в этот театр и что он значит для вас?
- Будучи студенткой хореографического училища я проходила стажировку в Театре оперы и балета и участвовала во многих репертуарных спектаклях. На первом курсе была задействована в «Тысяче и одной ночи». А спустя год меня и однокурсницу пригласили на постоянную работу в театр. Уже девятнадцать лет я служу здесь.
Потом были «Жизель», «Лебединое озеро» и другие постановки. Мне выпала возможность в 2023 году танцевать в спектакле композитора Арифа Меликова «Легенда о любви» - постановку заморозили из-за пандемии, но потом возобновили. Там есть партия турецких танцовщиц, где я и выступала. Мы репетировали несколько месяцев и за день до премьеры ассистенты Юрия Григоровича - заслуженный артист России Руслан Пронин и Оксана Цветницкая сообщили, что меня включили в премьерный состав. Мы танцевали на сцене Дворца Гейдара Алиева с солистами Большого театра - Денисом Родькиным и Марией Виноградовой. В зале присутствовал Николай Цискаридзе, который после спектакля зашел за кулисы и отметил наше мастерство. Он шутил, что когда-то Юрий Григорович ставил этот балет и ему досталась партия Фархада: «А мне понравились турецкие танцовщицы, но это была женская партия, пришлось взяться за мужскую». А через год у нас были гастроли в Италии, где я танцевала эту же партию.
- Балет - не только красота, но и огромный труд. Что самое сложное в этой профессии?
- Да, балет требует дисциплины и выносливости. Это колоссальный труд, борьба со своим телом - ты не можешь дать слабину. Как бы ни устал накануне, утром снова идешь на репетицию к станку. Еще травмы, которые часто случаются во время тренировок. Помимо всего нужно удерживать баланс между работой и личной жизнью. Я жена и мать, так что приходится планировать время тщательно. Пока это удается благодаря прекрасной семье - они моя опора. У меня растет сын Иван, он в 4-м классе. Сын хочет стать инженером, а я бы хотела видеть его в спорте - например, хоккеистом. Мой супруг Алирза - нефтяник, окончил Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности. Нас познакомила моя одноклассница, которая тогда встречалась со своим будущим мужем - он тоже учился в этом вузе. Алирза часто видел меня в городе и хотел подойти, но не решался. Потом попросил мой номер телефона, позвонил, мы встретились - и он мне понравился. Сыграли свадьбу, и уже 15 лет мы вместе.
- Интересно, когда балерины выходят на пенсию?
- Раньше было четкое возрастное ограничение - 20 лет балетного стажа, но сегодня все изменилось. Мы выходим на пенсию наравне с остальными - после 60 лет. Конечно, с возрастом балерина понимает, что уже не может танцевать на том же уровне. После этого многие становятся педагогами, некоторые переквалифицируются - уходят в художественную гимнастику или пилатес.
- Сколько пуантов балерина использует за спектакль и за сезон?
- Все зависит от нагрузки и количества партий. Сейчас выпускают инновационные пуанты, которые служат очень долго. Пуанты нам выдает руководство театра - хорошего качества, американского производства «Gaynor Minden» с пластиковым носком, обтянутым атласом. А раньше пуанты были из гипса и кожаных стелек - их хватало всего на один-два спектакля.
- Что вам нравится в профессии?
- Я абсолютный фанат своего дела. В юности я бы сказала, что люблю сцену, зрителей, энергию, которой обмениваешься с ними. А сейчас, пройдя определенный творческий путь, понимаю, что самое главное - невероятные люди, педагоги, которые воспитывали тебя, наполняли и передавали магию танца. Когда оказываешься с этими профессионалами в одном театре, поражаешься их выдержке и мужеству - и бесконечно стремишься быть похожей на них, при этом находя себя. Это всегда меня вдохновляло.
- Есть ли у вас кумиры в мире балета?
- Рудольф Нуреев. В юности я была безумно в него влюблена. Нуреев - великий танцовщик, он начал профессиональную карьеру в 17 лет, что довольно поздно для балета, и достиг международной славы. Он доказал миру, что нет ничего невозможного.
- Из каждого ли ребенка может вырасти прекрасный лебедь? Как «вычисляют» будущих балерин?
- Основными критериями отбора в хореографическое училище являются природные физические данные, которые предопределяют будущее исполнительницы. Танцовщицы должны обладать выворотностью стоп, гибкостью и легкостью тела. Комиссия также обращает внимание на родителей девочки: если они крупные, то параметры фигуры ребенка могут измениться к подростковому возрасту. Идеальная растяжка и изящный прыжок - очень важные качества. Но если с прыжком проблема, а остальные данные в порядке, красиво прыгать научат - хотя придется трудиться усерднее. Здоровье должно быть идеальным, так как не каждый выдержит суровые нагрузки. Проверяют сердце, артериальное давление, плоскостопие, артрит, зрение. Те, кто успешно прошел комиссию и попал в группу, начинают тренировки.
- Вы всегда в прекрасной форме. Приходится ли держать диету? Чем питается профессиональная балерина?
- Это индивидуальный вопрос - диет много, и нужно подобрать подходящую. О себе могу сказать, что ограничиваю себя в еде. Как говорила великая Майя Плисецкая: «Меньше кушать! Более действенного способа быть в форме еще не придумали». Если хочу побаловать себя, ем несколько кусочков черного шоколада или банан. Конечно, сложно удержаться, когда супруг и сын с удовольствием уплетают вкусный ужин, который я сама для них приготовила. Они обожают мои азербайджанские блюда - долму «Три сестры», плов с бараниной и бозбаш. Пока они едят, я «прорабатываю» свою силу воли. В нашей профессии иначе нельзя! Балет - это образ жизни, в котором нет случайных людей. Если ты в нем остаешься, значит, это по-настоящему твое.