Старинные азербайджанские национальные платья, головные уборы, платки, пояса, украшения, обувь, посуда и ковры. Около 4 тысяч экспонатов середины XIX-начала XX веков собрано частными коллекционерами Русланом Гусейновым и Фуадом Джабраиловым. Недавно в центре Баку они открыли галерею FR gallery&studio, в которой представлена уникальная коллекция экспонатов, возвращенных в Азербайджан из разных уголков мира. Корреспондент «Москва-Баку» побывала в необычном музее и познакомилась с его экспонатами.
В двух залах галереи царит дух старины. Повсюду развешаны старинные колоритные ковры и вышивка. Вдоль стены разместилась керамическая посуда и изящные кувшины для хранения ароматного «гюлаба» - розовой воды, которую часто добавляли в сладости и использовали при лечении головной боли. Массивные, помутневшие от времени зеркала в необыкновенных резных рамах ручной работы словно застыли в ожидании своих прекрасных хозяек. «Мы собирали эту коллекцию более 15 лет, - рассказывает в беседе с корреспондентом «Москва-Баку» Руслан Гусейнов.- Большую часть экспонатов обнаружили в различных районах Азербайджана, остальную - выкупили у частных коллекционеров в Иране, Грузии, Италии, России, Кыргызстане, Узбекистане, Турции, Германии, Франции, Англии и даже в Армении. Вот этот азербайджанский женский наряд мы увидели на одном известном международном сайте коллекционеров. Оказалось, его хозяин - армянин. Мы с Фуадом решили во что бы то ни стало вернуть старинное платье домой, списались с другом-грузином, который отправился в Армению и приобрел его для нас».
Интерес к коллекционированию старинной одежды и утвари у Руслана и Фуада появился в юности. «В наших семьях хранились некоторые вещи, оставшиеся от прабабушек. Мы часами рассматривали расшитые разноцветные куски ткани, изящную посуду и представляли тех, кто когда-то пользовался ими. Нас с Русланом «подружила» именно любовь к старине», - улыбается Фуад Джабраилов.
Он вспоминает, как, будучи подростком, собирал карманные деньги, а потом бежал в соседний антикварный магазин и покупал какую-нибудь старинную вещь. «Многие нам говорят, что на эти деньги могли бы купить себе квартиры, машины, но мы только отмахиваемся. Жизнь не измеряется материальными благами. Мы занимаемся любимым делом. И все эти вещи для нас бесценны. У каждой из них своя история, свое прошлое, и именно это для нас главное», - рассуждает Руслан.
Самый дорогой экспонат в их коллекции - свадебный комплект азербайджанской невесты, который в XIX веке принадлежал дочери одного из нефтяных промышленников из бакинского поселка Балаханы. Его цену коллекционеры держат в секрете. В комплекте 17 предметов, верхнее платье из кашемира с 20-ю золотыми пуговицами, нижняя одежда, башмаки, шелковый платок-келагаи. В настоящее время свадебный наряд реставрируют сотрудники Бакинского научно-культурного центра и к концу этого года он пополнит экспозицию галереи FR gallery&studio.
Второй по ценности в коллекции Фуада и Руслана экспонат - «ханское» одеяло размером около 3 на 2 метра, центр которого выполнен из красной ткани, а остальная часть декорирована лоскутами различных тканей и украшена текельдюзом (вид вышивки). За это одеяло азербайджанские коллекционеры отдали немалую сумму. «Это одеяло называется ханским из-за своего размера и традиционного вида вышивки,- объясняет Руслан. - Наверняка, его использовали в одном из богатых домов конца XIX века».
В коллекции Руслана Гусейнова и Фуада Джабраилова более 30 тарелок и пиал одного из знаменитых заводов в Российской империи конца XIX - начала XX веков - "Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова. «Это - часть приданого моей прабабушки. Когда она выходила замуж, этот сервиз ей подарила ее мама. Каждая тарелка для меня очень дорога. Ведь это память о моих предках, так сказать, связь с ними», - говорит Руслан.
В FR gallery&studio представлен также уникальный чехол для Корана периода Сефевидов, вышитый золотыми и шелковыми нитями. «Такие чехлы, в которых хранилась Священная книга, были обязательным атрибутом будущей невесты. Чтобы чужие руки не касались Корана, чехол закрывался на маленький замок», - рассказывает Фуад.
Коллекционеры признаются, что с удовольствием пожили бы в эпоху Сефевидов. «Это было время восточного Возрождения, когда активно развивались искусство, литература и наука. Экспонаты того периода будто обладают особой притягательной энергией. Нам было бы интересно увидеть людей, которые пользовались этими вещами, узнать, как они думали и жили. Мне кажется, тогда люди были более одухотворенными. Они жили и творили ради высоких идей», - говорит Руслан.
Кстати, Руслан Гусейнов и Фуад Джабраилов не только коллекционируют старинные вещи, но и сами шьют наряды. Несколько лет назад они создали свой бренд - Galamkari style. «Галамкари» - это техника набивного нанесения рисунка на хлопчатую ткань. При этом сначала краски наносят на пластину с уже заготовленным рисунком, а затем отпечатывают на изделии. Такие штампы делаются из ценных пород дерева. «Для того, чтобы ткань не изнашивалась годами и легко стиралась, её обрабатывают специальным раствором, а чтобы краски как можно дольше оставались яркими, готовую работу сначала долго кипятят, а затем вымачивают в ледяной воде. Расцвет производства пришелся на времена правления Сефевидов и продолжился вплоть до Каджаров. При Сефевидах в основном из такой расписной ткани шили одежду. При Каджарах большей популярностью стали пользоваться изделия для интерьера», - рассказывает Фуад. Три года назад Руслан и Фуад прошли специальные курсы в иранском Исфахане, где старинное искусство сохранилось и развивается в XXI веке.