AZN = 52.84 RUB
USD = 89.82 RUB
EUR = 99.72 RUB
Новости дня

A
Азербайджанский коллекционер рассказал о своей уникальной старинной обуви (фото)

Азербайджанский коллекционер рассказал о своей уникальной старинной обуви (фото)

Самира Кязимова    "Москва-Баку"
22.07.2024 11:17

/upload/iblock/87c/87cf6263c6e4ca7208cfb77b63e7e432.jpg

Назим Мустафаев – известный в мире коллекционер обуви, издатель и основатель виртуального музея Shoe Icons, в прошлом - директор обувной выставки «Мосшуз». Основная часть его коллекции, которая сегодня насчитывает более 2500 пар - историческая обувь из Европы, США и России. В прошлом году Государственный Эрмитаж приобрел 47 пар изящной старинной обуви из коллекции Назима Мустафаева. В числе уникальных экспонатов российского коллекционера значатся также инкрустированные стразами каблуки, необычные пряжки, платья из бисера, чулки, подвязки, фотографии, рекламные плакаты, каталоги и марки. Корреспондент «Москва-Баку» побеседовала с Назимом Мустафаевым и узнала, в чем ценность его коллекции.

- С чего началось ваше увлечение коллекционированием обуви?

- Мое увлечение историей обуви началось с профессиональной необходимости. Около 17 лет я проработал в Москве. Руководил крупнейшей в России обувной выставкой «Мосшуз». Когда-то она собирала несколько сотен производителей со всего мира и была очень значимой для обувного рынка страны. В какой-то момент мы с коллегами решили выпускать небольшой бюллетень для посетителей. Хотели делиться с гостями интересными сведениями по истории дизайна, обувной промышленности и тенденциями моды. Мы обнаружили, что нет ни одной книги на русском языке, посвященной истории обуви. Да, много книг по моде, в которых говорится, что в прошлом люди «ходили не босиком» и посвящали обуви всего лишь 2-3 предложения. И тогда решили, что попробуем сами написать такую книгу, начали собирать материал. Сначала библиотеку на всех доступных языках, а потом и саму обувь. На первую книгу ушло семь лет. Сейчас уже издано 7 книг и впереди множество планов. Собственно, коллекцию я начал собирать под задачи книги, потому что нужно было ее проиллюстрировать, а без собственного фотоматериала это сделать невозможно. Первыми были туфельки фирмы Salvatore Ferragamo 1980-х годов, совсем недорогие, но важные для коллекции с точки зрения логистики. Я приобрел их онлайн-доставкой из-за рубежа.

- Сколько предметов в вашей коллекции сегодня?

- Сегодня в коллекции более 2500 пар обуви, которые хронологически охватывают период от начала XIX века до современности. До недавнего времени самой старинной частью моей коллекции была обувь конца XVII и XVIII века, но сейчас она приобретена Эрмитажем и уже используется на выставках. 65 пар самой старинной и очень ценной обуви нашли свое достойное место в музее, и я очень этому рад.

- Расскажите о самом уникальном экспонате коллекции? Как он оказался у вас?

- Сложно говорить об уникальности какого-то конкретного экспоната, многие из них очень интересны и ценны, но по-настоящему редких, то есть сделанных в единственном экземпляре в мире, не так уж и много. Я очень горжусь коллекцией обуви бельгийской фирмы Eperon d’Or, которую мне удалось приобрести непосредственно у владельца фирмы в пятом поколении. Все предметы этой фирмы уникальны, так как изготавливались в единственном экземпляре для выставок. Иногда, это поражающие своей фантазией образцы, которые невозможно носить из-за высокого подъема или длинного изогнутого каблука, но они выполнены с такой любовью к деталям, с таким качеством стежка, которое сегодня недостижимо.

- Какие факторы влияют на ценность обуви как экспоната?

- Ценность обуви для коллекции определяется ее редкостью, сохранностью, именем дизайнера или бренда и материала, из которого она выполнена. Для коллекции очень важна хронологическая полнота, присутствие звезд, то есть обуви известных дизайнеров или брендов, и наличие интересных конструктивных идей. Значение коллекции можно оценивать с нескольких точек зрения. Я всегда думаю о том, как какой-то предмет может быть представлен на выставке. Из предметов моей коллекции можно в любой момент составить несколько тематических выставок: например, можно сделать выставку обуви на платформе, выставку красной или золотой обуви, выставку какого-то конкретного периода или бренда.

- Где вы находите предметы для своей коллекции?

- Там же, где и любой коллекционер - это аукционы, различные галереи, блошиные рынки и другие места. Кроме того, я в этом деле более 20 лет, поэтому мне часто что-то присылают, что-то предлагают.

- В прошлом году на ВДНХ открылась выставка, на которой были представлены вещи из вашей коллекции. Расскажите о нескольких редчайших экспонатах, которые впервые представлены публике?

- За последние два года нам с партнерами удалось организовать на ВДНХ две исторические выставки, основу которых составили предметы из моей коллекции. Однако, я не смог бы полноценно представить тему посетителям, если бы не участие моих друзей-коллекционеров, которые предоставили различные предметы, обогатившие выставку, и я им очень за это благодарен. В работе над выставкой мы всегда преследуем прежде всего просветительские цели, хотим не просто удивить посетителя, но раскрыть ему разносторонние аспекты моды определенного периода. Ярким явлением стала выставка, посвященная моде ар-деко, на которой было представлено более 60 бисерных платьев и свыше 260 пар обуви этого периода. Выставка была прекрасно дополнена собранием сумок, нижнего белья и графики этого времени. Последний наш проект раскрывал историю моды XIX века от ампира до модерна, на котором мы хотели показать изменение силуэта за время долгого века. На этой выставке впервые была представлена обувь и платья из моей коллекции, корсеты, кринолины и белье из коллекции Антона Приймака, веера из собрания Евгении Доремидовой и сумки моих друзей Павла Карташова и Вадима Полубоярцева. Все это дополнялось кружевом, пуговицами, наборами для рукоделия, гравюрами и модными картинками из старинных журналов.

- Если бы подобная выставка была организована в Баку, что бы вы представили на ней в первую очередь?

- На мой взгляд, Баку, как город на стыке Востока и Запада, совмещающий богатство истории и прогресс современности, мог бы благосклонно принять выставку моды ар-деко. Мода этого периода по-восточному богата и по-европейски современна. Роскошные платья, сплошь покрытые бисерной вышивкой, богатая обувь с использованием золотой кожи, ценных тканей и блестящих стразами каблуков, придутся по душе бакинским модницам.

- Есть ли в вашей обувной коллекции азербайджанские экспонаты?

- В коллекции есть раздел этнической обуви, который вобрал образцы обуви из разных стран. Этническую обувь иногда сложно отнести к какой-то конкретной стране в соответствии с современным делением мира. В коллекции есть обувь из Персии, Кавказа, Средней Азии, Османской империи, Японии, Китая и многих других регионов. Доподлинно азербайджанской обуви в коллекции нет, но есть один предмет, связанный с Баку - это высокие дамские ботинки на передней шнуровке, датируемые примерно 1890 годом. На штаферке ботинка золотыми буквами указано имя производителя – «L. Bertchiantz, поставщик его величества Шаха Персии, город Баку».

- Помимо старинной обуви, вы коллекционируете также платья из бисера. Какие уникальные образцы хранятся в этом разделе?

- Действительно, как я уже сказал, у меня сложилась довольно разнообразная коллекция периода ар-деко, но все началось с обуви. Мы приобретали не только обувь, но и аксессуары: пряжки, крючки, каблуки, фотографии, открытки, книги. В какой-то момент я решил подобрать к коллекционной обуви несколько платьев для иллюстрации каждого периода. Но приобретя бисерные платья 1920-х годов, я не смог остановиться и сейчас их у меня около сотни. К сожалению, многие платья не имеют указания на авторов, так как производимые во Франции предметы при вывозе в США облагались налогом и бирки часто просто срезались. Но в нашей коллекции есть платья от таких известных дизайнеров как Поль Пуаре, Мариано Фортуни, Ланван, Молинё, Люсьен Лелонг и Жан Манин.

- Не хотели бы открыть музей, в котором каждый желающий мог бы лицезреть ваши уникальные экспонаты?

- Иметь собственный музей – довольно накладное дело, требующее постоянных расходов и хозяйственных забот. Меня вполне устраивает работа над временными выставками. Впрочем, музей обуви у меня все-таки есть, пусть и виртуальный - Shoe Icons, и главным приложением коллекции я считаю книги. Мне нравится работать над книгами, тем более что, кроме печати, все процессы, от написания текстов, фотографирования и до окончательного макета, я делаю самостоятельно. И здесь важен не только результат, но и сам процесс. Я делюсь со всеми, кто интересуется историей обуви и костюма через выставки, книги и лекции: это живое общение, которое ничего не может заменить.

- Ваше детство связано с Баку и на протяжении долгих лет вы живете в Москве. Расскажите о своей российской жизни.

- Я родился в Баку, на Баиловской горе, и хорошо помню приметы города, которых уже нет. Помню памятник Кирову, на вытянутую руку которого, взрослые грозились подвесить шаловливых детей. Я очень хочу приехать в новый Баку, знаю, что он сильно изменился и похорошел. Так получилось, что вместе семьей, а отец у меня инженер по подводным конструкциям, я переехал в Туркмению, а после – в Ленинград. После военной службы в Архангельске я учился в Институте иностранных языков в Минске. Затем жил с семьей в Крыму и оттуда, получив приглашение на работу на выставочный проект, приехал в Москву. Я часто говорю про коллекцию «наша» потому, что она стала практически семейным увлечением. Наш сын Роман много фотографировал для наших книг и помогал собирать коллекцию спортивной обуви, супруга Елена занимается дизайном и оформлением наших выставок и продвигает наши проекты в соцсетях. Мы надеемся сохранить красоту повседневности и хотим показать людям, что такой обыденный предмет нашей жизни, как обувь, может быть по-настоящему красивым. Сегодня в суете нашей жизни почти не осталось места материальным предметам такого качества, как 100 лет назад. Быстрая мода требует частых перемен и понятие дресс-кода почти забыто. Хочется, чтобы люди понимали, что красивая гармоничная одежда и обувь, это не просто блажь - это уважение к себе и обществу.