Азербайджанский кинорежиссер Ильгар Сафат завершил в Санкт-Петербурге работу над своей полнометражной картиной «Родная земля» (Doğma torpaq), посвященной Ходжалинской трагедии и шехидам Первой и Второй Карабахских войн. Премьера фильма должна состояться этой осенью. По возвращении из России в Азербайджан режиссер рассказал корреспонденту «Москва-Баку» историю создания первого художественного фильма, снятого в освобожденной Шуше, о его продолжении и прочных культурных связях с Россией.
- Ильгар, в Сети появилась информация, что вы завершили работу над картиной «Родная земля». Также пишут, что в проекте будут отражены истории представителей разных национальностей, которых коснулась трагедия в Ходжалы.
- В нашем фильме «Родная земля» отражается история Карабахской войны и резни в Ходжалы в 1992 году, которая стала трагедией для представителей всех национальностей Азербайджана. И в первую очередь, разумеется, это была трагедия для азербайджанского народа, чьи исторические земли были оккупированы на протяжении тридцати лет. Это была наша общая боль, общая утрата. Для моего поколения Первая Карабахская война стала тяжелейшей психологической травмой, от которой мы избавились лишь в результате победоносной 44-дневной войны 2020 года. В 2020 году представители всех национальностей Азербайджанской Республики сплотились в борьбе с агрессором, и Азербайджан вернул свои родные земли. И в нашей съемочной группе были люди самых разных национальностей. Мы живем в многонациональной стране в атмосфере дружбы и единства, и никому в голову не приходит спрашивать, кто какой национальности. Национализм – это вирусное психическое заболевание, и, к сожалению, в разные исторические периоды некоторые народы этой заразой заболевали да и продолжают заболевать. От вируса национализма такие приболевшие народы лечит сама история. Если говорить о сюжетной линии фильма «Родная земля», то наш главный герой – азербайджанец Эмиль (эту роль замечательно сыграл актер Рустам Джабраилов). В фильме он сражается рядом со своим одноклассником Володей (Ярослав Трифонов) и со своим другом Альбертом (Горгуд Джафар). Это первое появление в нашем кинематографе образа Национального героя Азербайджана, легендарного танкиста Альберта Агарунова, погибшего, защищая Шушу в 1992 году. Повторюсь, это наша общая история, наша общая боль, и все члены съемочной группы трудились с полным пониманием важности нашей работы. Съемки были очень тяжелыми, и, в каком-то смысле, они сами напоминали военную операцию. «Родная земля» – это первый художественный фильм, снятый в освобожденной Шуше.
-В мире, к сожалению, мало знают о трагедии в Ходжалы. Ставили ли вы задачу, чтобы больше людей узнало правду об этих событиях?
- Конечно, для нас было очень важно рассказать всю правду о Ходжалы, как говорит в нашем фильме героиня Миранда (в исполнении российской актрисы Алины Воронцовой). Ведь на протяжении многих лет Азербайджан находился в «информационной блокаде», и донести какую-либо достоверную информацию до мировых СМИ было практически невозможно. И с этим «информационным вакуумом» приходилось много лет бороться. «Культура отмены» – это далеко не новое явление. Мы с этой «культурой» сталкивались все 90-е и 2000-е годы. Да и теперь не так-то просто быть услышанным, когда ты говоришь о чем-то важном. Поэтому для нас так важно было снять этот фильм.
В моем сценарии много личного. Я написал его в 2020 году в период 44-хдневной войны, но обдумывал на протяжении нескольких лет. Так главного героя в нашей картине зовут Эмиль, это дань памяти моему однокласснику Эмилю Меликову, с которым мы вместе учились в школе № 6. Эмиль погиб во время Первой Карабахской войны, он похоронен на Аллее почетного захоронения в Баку. Тогда его смерть стала для меня большим потрясением. Эмиль был влюблен в девочку по имени Джамиля. Это имя я дал и супруге главного героя. Наш фильм – это еще и история несостоявшегося счастья, несостоявшейся судьбы. В фильме «Родная земля» много и других фактов, имевших место в действительности, но о них я смогу рассказать только после того, как наша картина выйдет на экран.
- Судя по информации из Сети, вы завершали работу над «Родной землей» в Санкт-Петербурге. Известно, что съемки проходили в Азербайджане, а в России не снимали?
- Все съемки фильма «Родная земля» проходили на территории Азербайджана. Мы снимали во многих районах. В Губе, в Гахе, в Закаталах, в Гобустане, в Баку, в Шуше. Это еще неполный список. Фильм снят кинокомпанией «Нариманфильм». Продюсер фильма Нариман Маммадов организовал работу коллектива на самом высоком уровне. В Санкт-Петербурге я работал со звукорежиссером Иваном Гусаковым, с которым мы вместе делали мои фильмы «Участок», и «Внутренний город». Иван – высокопрофессиональный специалист, замечательный человек и надежный друг. Также над звуком в фильме работал Мехман Надиров, один из старейших и опытнейших звукорежиссеров в азербайджанском кинематографе. Вообще у нас была замечательная группа. И, как я уже говорил, сами съемки напоминали военную операцию. А на войне важно плечо друга, надежность каждого человека рядом с тобой. Оператором картины был Константин Эсадзе, на плечи которого легли не только тяготы всего съемочного процесса, но и тяжесть самой камеры. И я очень благодарен ему за работу. Хочу еще раз поблагодарить всех членов группы за то, что они так достойно прошли через все испытания.
- «Родная земля» будет состоять из трех частей. Начали ли вы работу над следующими частями?
- «Родная земля» – военная сага. Это очень большая картина во всех смыслах: и по хронометражу, и по драматургическому материалу. Это самодостаточная история, драматургическая структура которой, помимо основной истории, включает в себя и сиквел, и приквел. В процессе работы над фильмом я так сросся с главными героями, что мне захотелось рассказать об их судьбе более подробно. Возникла идея трилогии. Во второй части задуманной эпопеи мне хотелось бы сконцентрироваться на судьбе главного героя, разведчика Эмиля, погибшего в Шуше в 1992 году. И на судьбе его друга, Альберта Агарунова. Вторая часть трилогии должна стать чем-то вроде байопика Национального героя Азербайджана, нашего легендарно танкиста. В третьей же части я бы хотел вернуться в современность и рассказать историю Аслана, сына Эмиля, заявленного нами в «Родной земле», и принимавшего участие в освобождении Шуши в 2020 году. Значимость этой военной эпопеи для меня очевидна. Надеюсь, что Министерство культуры Азербайджана поддержит наш крайне сложный проект.
- Как режиссер Государственного академического русского драматического театра имени С. Вургуна, что могли бы сказать о культурных связях между Россией и Азербайджаном?
- История нашего театра длится уже более ста лет, и за все это время связи с Россией, с русской культурой, с русским театром не прерывались. Наш директор Адалят Гаджиев делает очень много для того, чтобы эти контакты укреплялись. Театр ездит на гастроли в разные регионы России, мы принимаем на нашей сцене театральные коллективы из всех уголков Российской Федерации. Для наших актеров это прекрасная возможность показать свое ремесло российскому зрителю, поделиться своей любовью к театру. А для бакинских театралов приезд спектаклей из России — это всегда большой праздник. Что касается моих личных связей с Россией, с русской культурой, с русским языком, то они очень глубоки. Я учился в России, снимал фильмы в Москве, в Хабаровске, на Северном Кавказе, на Дальнем Востоке. Можно сказать, объездил всю Россию, печатался во многих журналах. В 2019 году в издательстве «Эксмо» вышел роман «Моя необработанная форма», несколько новых, написанных мною романов тоже ждут своего часа. И меня очень радует, что и экономическое, и культурное взаимодействие между нашими государствами год от года становятся только крепче и обширнее. Такое тесное партнерство между Азербайджаном и Россией открывает самые широкие перспективы для наших народов, для наших государств.