После того, как опустился занавес балетного спектакля «Семь красавиц», который прошел в Московском губернском театре в честь столетия советского и азербайджанского композитора Кара Караева, написавшего музыку к этому балету, сцена утонула в цветах.
Артистов бесчисленное множество раз вызывали на бис, награждая все новыми аплодисментами, а легенда Большого, когда-то гениальный танцовщик, а сегодня - художественный руководитель театра «Русский балет» Вячеслав Гордеев негромко сказал:
- Весь этот праздник принадлежит Кара Караеву. Я бы хотел, чтобы его балет шел во всех странах мира, во всех городах России. Спасибо за цветы, они - для Кара Караева, прежде всего для него…
Так получилось, что представление совпало с Днем народного единства, и действительно, зал был полон русскими и азербайджанцами, москвичами и бакинцами. Для бывших бакинцев, давно живущих в Москве, этот спектакль, знакомый с детства, особенно дорог. А чувства сына композитора Кара Караева, Фараджа, который присутствовал в зрительном зале, наверное, трудно передать словами. Отца давно уже нет на свете, но такие вечера, заполненные его музыкой, так похожи на встречу…
- «Семь красавиц» в исполнении театра «Русский балет» я смотрю второй раз, - рассказал «Москва-Баку» Фарадж Караев, профессор Московской консерватории, написавший в свое время в соавторстве с отцом музыку к фильму «Гойя, или тяжкий путь познания». – И вы знаете, я очень рад, что «Семь красавиц» поставил именно театр Вячеслава Гордеева, «Русский балет». Конечно, некоторые изменения есть, но все равно постановка шикарная. Прекрасный театр, я с ним давно и хорошо знаком, прекрасные исполнители, которые очень тонко чувствуют и передают национальный колорит, движения, характер – все это играет важную роль. Одним словом - очень большое удовольствие…
Сейчас балет «Семь красавиц», постановщиком которого стал, кстати, Виталий Ахундов, народный артист России и Азербайджана, когда-то сам танцевавший партию шаха в «Семи красавицах» и до сих пор считающий ее своей самой любимой, идет в двух городах. В Москве и Саранске. Но «Семи красавицам» созданным по сюжету поэмы величайшего поэта Востока Низами, все-таки не стоит жаловаться на судьбу. Долгой, очень долгой жизни этого балета, можно только позавидовать! Во многом, конечно, благодаря завораживающей музыке Кара Караева и, наверное, тем темам, которые затронуты сюжетом Низами: любви, вероломства, жажды власти, человеческой изменчивости, слепого доверия и неожиданных виражей судьбы, в силу которых шах Бахрам, полюбивший Айшу с первого взгляда, в финале становится ее убийцей.
Впервые зрители увидели «Семь красавиц» в 1952 году в Баку. Присутствовавший на премьере знаменитый композитор Дмитрий Шостакович, который, как известно, был учителем и другом Кара Караева, сказал, что главное в этом балете – музыка. Истинно великая музыка. И ее «широкое дыхание». «Можно смело сказать, что Кара Караев поднялся до уровня мировых достижений в этом жанре», - заметил, в свою очередь, выдающийся дирижер Евгений Светланов.
С тех пор прошло больше шестидесяти лет, а «Семь красавиц» не сходят со сцены. Этот спектакль с огромным успехом шел в Ленинграде в Малом театре оперы и балета, «Семь красавиц» очаровали Париж на международном фестивале в семидесятом, в начале восьмидесятых появился фильм «Семь красавиц» с хореографией Рафиги Ахундовой и Максуда Мамедова. В начале нового тысячелетия балет был поставлен в Швеции, и в этой постановке танцевала интернациональная труппа, в которую вошли танцовщики из восемнадцати стран! В 2008 родилась новая постановка, где в качестве главного балетмейстера выступил известный хореограф Василий Медведев, а три года назад в этой роли решил попробовать себя Виталий Ахундов.
Если же снова обратиться к тому спектаклю, который прошел в воскресенье в Московском губернском театре, то единственным его недостатком при множестве достоинств стоит признать всего один. Правда, для тонких ценителей искусства весьма существенный. В здании театра отсутствует оркестровая яма, поэтому музыку Кара Караева исполнял, увы, не живой оркестр, она звучала в записи…