AZN = 54.47 RUB
USD = 92.59 RUB
EUR = 100.27 RUB
Новости дня

A
Что скрывает азербайджанский ковер. "Москва-Баку" беседует с искусствоведом Асмер Абдуллаевой (видео)

Что скрывает азербайджанский ковер. "Москва-Баку" беседует с искусствоведом Асмер Абдуллаевой (видео)

Инна Лисовская, Рухин Керимов, Дин Бицоев    "Москва-Баку"
08.01.2023 23:00

Азербайджанский ковер — это часть нашего наследия, часть нашей культуры, большая её часть. С ковром связана вся жизнь любого азербайджанца. Корреспондент «Москва-Баку» побеседовала с креативным директором «Азерхалча», доктором искусствоведения Асмер Абдуллаевой и узнала, почему на протяжение веков азербайджанки ковер любят в России, как сейчас развивается ковроткачество, и чем продолжают удивлять весь мир ткачихи Азербайджана.

- Ваша компания специализируется на коврах ручной работы. Совсем недавно ОАО «Азерхалча» открыло новый шоу-рум в центре Баку. Как проходило открытие, и почему было принято решение расширяться?

- Наша компания - это огромная организация, которая имеет большое количество подразделений в регионах Азербайджана. У нас около 800 ткачих в различных районах страны. И, конечно же, клиенты со всего мира хотят приобретать наши изделия, чему мы очень рады, чем мы гордимся. На протяжение тысячелетий азербайджанский ковер приобретал свою славу, появлялись профессиональные региональные школы ковроткачества, которые очень отличаются друг от друга.

«Азерхалча» делает очень много в направлении сохранения ковроткачества, поскольку это культурное наследие нашей страны. Это главная цель нашей компании - сохранять и популяризировать. Что касается нашего нового шоу-рума в Баку- это назрело давно. Мы искали новые места для презентаций новых ковров, современных изделий. И отель с большой историей – «Four Seasons» нам очень подошел, потому что туда приезжает взыскательный турист, который ценит и любит культуру Азербайджана.

- Всегда говорят о том, что в Азербайджане существует «свое» отношение к ковру, в чем это проявляется?

- Азербайджанский ковер — это часть нашего наследия, часть нашей культуры, большая её часть. С ковром связана вся жизнь любого азербайджанца. Дети рождаются и ползают по ковру, у нас хоронят в ковре, у нас девушку выдают замуж и обязательно надо отдать в подарок ковер. Ковер для нас — это не только предмет интерьера, это символы, это коды в орнаментах, которые читаемы. Каждый имеет свое философское значение. Энергетика ковра особенная. Помимо того, что это всегда тепло и уют, это еще и в каждом узелке ковра часть тепла женщин, которые ткут эти ковры.

Ручной труд –это главное условие при производстве азербайджанского ковра на фабрике «Азерхалча», одного из крупнейшего производителя азербайджанских ковров не только в Азербайджане, но и на территории всего Кавказа.

- Расскажите об основных школах ковроткачества в Азербайджане.

- По свидетельствам археологов уже во II столетии до н. э. в Азербайджане началось стремительное развитие ковроткачества. Первоначально появились на свет тканые ковры без ворса. Их назначение было хозяйственным – ими укрывались, шили одежду, занавесы в шатрах. Но потом ковроткачество стало доходом семьи и отпрядённого региона. Сейчас направления различаются по композиции, изобилию мотивов, цветовой палитре и техническому исполнению.

Например, Бакинская школа ковроткачества охватывает поселения Апшеронского и Хызинского регионов. Основные ее отличия по основному узору – там вы увидите крючкообразные ромбы, по краю расположены различные листья. Применяются символы – четверка, восьмиугольная звезда.

Ковры Гянджинской школы обладают грубым плетением, натуральным высоким ворсом, узором из восьмиугольников. Три медальона расположены в длину. Насыщенные красные, синие оттенки используются обычно.

Казахское направление охватывает площади Казахского, Агстафинского, Товузского районов. Основными отличиями являются грубое плетение, натуральный высокий ворс, насыщенная цветовая палитра. По центру располагается квадрат и два прилегающих квадратика, на разных тонах фона изображены звезды.

Карабахская школа развивалась в двух районах с центром в Шуше. К основным характеристикам можно отнести центральный медальон, реалистичные орнаменты цветочных узоров и приглушенные расцветки.

Ширванская школа формировалась на территориях юго-востока.

В целом, ковры Азербайджана характеризуются замысловатым дизайном, включающим элементы домашнего уклада, людей, разнообразных животных, птиц.

- Огромное количество туристов покупают ковры у уличных торговцев. Но они сталкиваются с проблемой оформления документов для вывоза. Как «Азерхалча» решила эту проблему?

- Во-первых нужно очень тщательно выбирать ковер, потому что очень много контрафакта. Где-то может быть и не шерсть, и не шелк. Что касается разращения на вывоз, то действительно много людей сталкивается с проблемами вывоза уже на таможне, при выезде из Азербайджана. Мы решили это. Как только вы покупаете ковер у нас - мы даем все документы. У каждого нашего изделия свой эксклюзивный код, который хранит всю информацию. И на таможне вы предъявляете этот сертификат, его считывают, и вы спокойно провозите приобретённый ковер. Мы провели много тренингов с работниками таможни, чтобы этот механизм работал как часы. Конечно, приобретение ковра - это хорошая инвестиция, которая передается по наследству, которая становится только дороже с каждым годом. В принципе, у каждого азербайджанца есть семейный ковер. Мы очень ценим их, относимся бережно, это семейная реликвия. Это не вещь для азербайджанца, а душа его семьи, его дома.

- Что послужило катализатором для Вас, как для искусствоведа, начать заниматься именно темой ковроткачества?

- Я получила прекрасное образование, мне очень повезло. Нас, классических искусствоведов, учили всем видам искусств. Изначально в университете я не очень любила прикладное искусство, больше тяготела к современному. Но сейчас я преподаю в Азербайджанской государственной академии художеств, и меня всю буквально захватили именно ремесла, их история, как их развивать на практике. В «Азерхалча» есть большой потенциал для развития. Я всегда думаю о том, как мы можем вдохнуть в старое, традиционное что-то новое, мы всегда в поиске. Для меня сейчас интересно найти новые решения – как использовать ковер не только как ковер. Вот недавно мы начали выпускать коллекцию сумок, которую мы делаем из остатков ковров, чтобы производство было безотходным. Еще я получаю большое удовольствие от общения с женщинами, которые создают ковры. Они очень искренние, с огромным потенциалом развития своего навыка. Также мне нравится общаться с людьми, которые технически работают с ковром, они все вычисляют – например, сколько нужно нитей на квадратный метр изделия. А это очень сложно! И у нас есть такие уникальные специалисты в Азербайджане. И все это нас очень мотивирует, нашу команду, создавать больше, а база у нас для этого колоссальная - вся огромная история ковроткачества Азербайджана.