AZN = 55.35 RUB
USD = 94.09 RUB
EUR = 100.53 RUB
Новости дня

A
Директор музея кино Лариса Баженова: Мне нравятся старые азербайджанские фильмы, в которых запечатлен восточный колорит (фото)

Директор музея кино Лариса Баженова: Мне нравятся старые азербайджанские фильмы, в которых запечатлен восточный колорит (фото)

Самира Кязимова    Москва-Баку
14.12.2022 16:00

Государственный центральный музей кино, расположенный в самом центре Москвы, пользуется особой популярностью у гостей российской столицы. В стенах музея собраны более 190 тысяч уникальных экспонатов, в числе которых и азербайджанская коллекция киноафиш, негативов и фотодокументов. Корреспондент «Москва-Баку» побеседовала с директором московского Государственного центрального музея кино Ларисой Баженовой, которая рассказала о самых ценных экспонатах и поделилась планами сотрудничества с Азербайджаном.

- Лариса Вячеславовна, вы впервые в Баку. Поделитесь впечатлениями от города?

- Действительно, это мое первое знакомство с Баку. До сегодняшнего дня ни разу не бывала здесь, хотя слышала много хорошего об азербайджанской столице. Признаюсь, Баку влюбил в себя с первого взгляда. Потрясающей красоты город! Думаю, нужно еще раз приехать сюда, чтобы подольше погулять по бакинским улицам, пообщаться с людьми, подышать свежим морским воздухом. Хочу пройтись по Старому городу, где снимались любимые всеми кинофильмы, вошедшие в историю советского кинематографа – «Бриллиантовая рука», «Человек-амфибия», «Тегеран-430», «Не бойся, я с тобой!». Хочу также познакомиться с экспонатами местных музеев и побольше узнать об азербайджанской истории и традициях. Надеюсь, все успею…

- Вы возглавляете один из самых необычных и интересных музеев Москвы – Государственный центральный музей кино. Какие из его многочисленных экспонатов самые ценные и интересные?

- Каждый из экспонатов уникален. За годы деятельности нам удалось собрать более 190 тысяч единиц экземпляров, рассказывающих о рождении и развитии кинематографа в СССР и России. Это фотографии, негативы, «стекла», рукописные материалы, личные дневники, переписка, плакаты и афиши, анимационные эскизы, слайды и много другое. Государственный центральный музей кино в его нынешнем виде был основан в марте 1989 года на базе реорганизованного музейного отдела Всесоюзного Бюро пропаганды киноискусства. А в 2017 году Музей кино распахнул свои двери для посетителей на ВДНХ в павильоне №36 «Переработка продукции сельского хозяйства». Кстати, это недалеко от выставочного павильона Азербайджана. В новом пространстве разместились три кинозала для показа фильмов из коллекции музея, оборудованы зоны для постоянной экспозиции и тематических выставок, аудитории для проведения лекций по истории и теории киноискусства. А в Каретном ряду располагается наша Библиотека киноискусства, к слову, единственное заведение в России, где хранится огромное количество журналов, афиш, открыток, посвященных кино. Каждый день к нам приходят посетители, которым интересно узнать о том, с чего начинался российский кинематограф, увидеть, как выглядело первое кинооборудование, посмотреть уникальные фотографии, сделанные «за кадром» известных фильмов.

- Самый старый экспонат музея. Что это?

- Пожалуй, это кино-фототехника. Волшебные фонари, которым более 100 лет и с которых, собственно, зарождался кинематограф. Уже потом на их базе начали производить фотокамеры и кинокамеры. В наших фондах имеется также большая коллекция костюмов, которые носили известные актеры во время сьемок культовых картин «Иван Грозный» (1942) Сергея Эйзенштейна, «Герой нашего времени» (1966) Станислава Ростоцкого и многих других. Одна из наших последних находок – платья и костюмы из киноленты «Анна Каренина» Сергея Соловьева. Все они ручной работы, а потому уникальны и необычайно красивы. В нашем музее хранится также первый «Оскар», который был получен неанглоязычной страной – Россией в далеком 1942 году за фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Он выполнен из гипса и покрыт золотом. После окончании войны кинематографическую премию должны были заменить на новую, но началась «холодная война» и гипсовый «Оскар» так и остался в России.

- Можно ли увидеть в вашем музее азербайджанские экспонаты? Интересно, что это?

- Более 500 единиц, рассказывающих об основных этапах становления азербайджанской кинематографии. Это негативные стекла, с которых можно печатать фотографии, фотодокументы, кадры из фильмов, афиши, открытки. В фондах Музея кино есть по-настоящему уникальные экспонаты. Например, хранящиеся в фототеке материалы к снятым на «Азеркино» несохранившимся фильмам представителя младшего поколения советских авангардистов Игоря Савченко «Никита Иванович и социализм» (1931) и «Люди без рук» (1932). Коллекция киносрезок и кадров, хранящаяся в Музее кино, является единственным известным материалом к этим утраченным фильмам. В фонде изобразительных материалов музея хранятся эскизы к фильмам Аждара Ибрагимова «26 бакинских комиссаров» (1965) и «Звезды не гаснут» (1970), рассказывающим о гражданской войне. Они также представляют значительный интерес, поскольку позволяют отследить процесс поиска изобразительных решений кинолент. Отдельного внимания заслуживают эскизы, выполненные выдающимся художником-постановщиком Фикретом Багировым. Это его работы к фильму «Хлеб поровну» Шамиля Махмудбекова, а также к лентам «Допрос» и «Перед закрытой дверью» режиссера Расима Оджагова, детективу «В условиях неочевидности» Фархада Юсуфова.

- Лариса Вячеславовна, а какие фильмы любите пересматривать вы сами?

- Мне очень нравятся три фильма – «Пять вечеров» Никиты Михалкова, «Еще раз про любовь» Георгия Натансона и «Старомодная комедия» Эры Савельевой и Татьяны Березанцевой. Это картины, построенные на игре нескольких актеров, но в них настолько грамотно и четко построены диалоги, что получились настоящие шедевры. Невероятная работа операторов и режиссеров! По этим фильмам можно писать учебники для кинематографистов.

- А что из азербайджанского кино вам нравится?

- Конечно, это киноклассика – «Аршин мал алан», «Не бойся я с тобой» и «26 бакинских комиссаров». Вообще, мне очень нравятся старые азербайджанские фильмы, в которых запечатлен восточный колорит. К моему большому сожалению, работы современных азербайджанских режиссеров мне еще не довелось увидеть. В Москву не часто привозят новое кино из Азербайджана. Но, я надеюсь, в скором времени мы постараемся исправить эту оплошность. На днях в Баку я встречалась с директором Госфильмофонда Азербайджана Джамилем Гулиевым, и мы договорились отобрать материалы для организации специальных показов азербайджанских фильмов, приуроченных к празднованию в 2023 году 125-летия азербайджанского кинематографа и 100-летия киностудии «Азербайджанфильм» имени Дж. Джаббарлы. Так что, будем активно сотрудничать и планов у нас много. В будущем году хотим организовать на территории Гостиного двора, недалеко от Красной площади, масштабную выставку под названием «СССР. Киносимфония №15». Мы посвятим ее развитию кинематографа бывших союзных республик и будем рады увидеть на выставке уникальные киноэкспонаты из Азербайджана.