AZN = 53.17 RUB
USD = 90.39 RUB
EUR = 99.91 RUB
Новости дня

A
Директор Московского Музея Востока Александр Седов: Азербайджан для меня всегда будет родным и близким

Директор Московского Музея Востока Александр Седов: Азербайджан для меня всегда будет родным и близким

Самира Кязимова    Москва-Баку
08.12.2022 15:00

/upload/iblock/8eb/8eb19f979774e4f7e0aa3950580e5802.jpg

Директор московского Музея Востока Александр Седов частый гость в Баку. Он говорит, что любит этот город за его притягательный восточный колорит и необычайное гостеприимство. Корреспондент «Москва-Баку» побеседовала с доктором исторических наук Александром Седовым, который рассказал о первом музейном экспонате из азербайджанской коллекции и поведал, с чего начиналась его любовь к Востоку.

- Александр Всеволодович, вы много раз бывали в Баку. Что еще, помимо работы, вас связывает с Азербайджаном?

- Мое детство. Дело в том, что я родился в Азербайджане, в городе Мингечевир. Папа родом из Моздока, мама – из Подмосковья. Познакомились в Азербайджане. Они были гидрогеологами и приехали в эту страну строить Мингечевирскую ГЭС. Когда мне исполнилось три года, наша семья вернулась в Россию. Поэтому, Азербайджан для меня всегда будет родным и близким. Каждый раз, когда приезжаю в Баку, отправляюсь гулять по Ичеришехер. Люблю его старые улочки и лабиринты. Мне нравится также бывать в Азербайджанском музее ковра и в Центре Гейдара Алиева. Очень интересная архитектура зданий и не менее интересное внутренне убранство просто завораживает.

- Какими уникальными экспонатами азербайджанского происхождения может сегодня похвастаться Музей Востока?

– В общем, в нашем музее собраны памятники искусства и культуры 100 стран и народов: от Японии до Марокко, от Чукотки до Восточной Африки. Фонды музея насчитывают около 150 тысяч предметов искусства. В постоянной экспозиции представлено более 5 тысяч: скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, оружие, археология. Для каждого этноса выделен отдельный зал, позволяющий полностью погрузиться в атмосферу традиций и народных особенностей. Если говорить о самых выдающихся предметах азербайджанского искусства – это, прежде всего, ковровые изделия. Когда-то, еще в советские времена, мы устраивали научно-собирательские экспедиции в Азербайджан. Так у нас сформировалась достойная коллекция азербайджанских ковров.

Музей Востока был создан в октябре 1918 года и экспонатом, который значился под самым первым инвентарным номером, оказался карабахский ковер «Ленкорань». В музей он попал после того, как в стране национализировали все антикварные московские магазины и в одном таком, расположенном на улице Тверской, был обнаружен этот великолепный ковер. В документах музея осталась запись о том, что его принес в магазин на продажу в 1916 году некий «купец из Бессарабии».

В довоенные и в 50-60-е годы прошлого века в музее часто организовывали различные научные экспедиции по республикам СССР. В тот период появилось множество уникальных предметов искусства и ремесла из «Страны огней». К сожалению, после 1990 года наши музейные контакты с Азербайджаном прервались на долгие 20 лет. В те годы музей периодически выставлял работы азербайджанских художников, живущих в России. Наше сотрудничество возобновилось в начале 2014 года, когда по приглашению председателя Союза художников Азербайджана Фархада Халилова, в Баку состоялась выставка «Жизнь Японии периода Эдо в японской гравюре укиё-э» из собрания Музея Востока. Совместными усилиями двух стран, нам удалось организовать несколько довольно успешных проектов. Так, при финансовой поддержке Фонда Гейдара Алиева, в азербайджанской столице открылась выставка редких миниатюр XVI века «Бабур-намэ». Примерно тогда же, в Музее Востока состоялась ретроспектива работ Фархада Халилова, приуроченная к его юбилею. Были установлены контакты с Азербайджанским музеем ковра, с которым мы до сих пор поддерживаем добрые отношения. За последние несколько лет у нас состоялось несколько выставок азербайджанских художников: Арифа и Орхана Гусейновых, Расима Бабаева, Гейура Юниса, Аббаса Кязимова. Кстати, со всеми азербайджанскими художниками у нас хорошие отношения, и после выставок обычно они дарят одну-две картины с экспозиции в коллекцию музея. Вот так происходит пополнение работами современных азербайджанских художников.

- А что в ближайших планах?

- Мы задумали один масштабный и очень интересный проект, посвященный юбилею путешествия тверского купца Афанасия Никитина в Индию, Персию и Турцию. В середине XV века Никитин отправился с коммерческими целями в шестилетнее путешествие и его путь проходил через Азербайджан. Впечатления об увиденном русский купец передал в записках «Хождение за три моря», ставших памятником русской литературы. Со времени его путешествия прошло 550 лет. Мы надеемся, что азербайджанские коллеги присоединятся к нашему необычному проекту и это будет очень интересный опыт.

- Насколько пересекается русское и азербайджанское искусство?

- Мы тесно взаимосвязаны. У нас общая история, общее прошлое. И об этом не стоит забывать. Например, великий художник Таир Салахов - не только национальное достояние Азербайджана, но и достояние российской художественной культуры. То же самое можно сказать и о других, не менее известных и любимых нашими народами деятелях искусства.

- Александр Всеволодович, а с чего началась ваша любовь к Востоку?

- Я закончил кафедру археологии исторического факультета МГУ. Интересом к Востоку меня «заразил» профессор Леонид Романович Кызласов, когда я еще был студентом. После окончания вуза я пошел работать в Институт востоковедения Академии наук России. Специализировался на Средней Азии. В начале 1982 года была образована Советско-Йеменская комплексная экспедиция, в состав которой пригласили и меня. С этого времени я стал отдавать все больше времени и усилий археологии Южной Аравии, совмещал раскопки в Йемене с исследованиями в Таджикистане, а затем полностью переключился на новый для себя регион. Йеменской археологии отдал более 30 лет жизни, и она принесла мне радость выдающихся открытий, защиту докторской диссертации по древнему Хадрамауту, публикацию трех монографий и более сотни статей, широкую палитру впечатлений и жизненного опыта.

- Согласны с выражением: «Восток - дело тонкое»?

- Для меня Восток – это жизнь, судьба. Мои зарубежные коллеги часто спрашивают меня: «Что же такое - Восток?». И я всегда парирую: «Восток – это все, что не Запад». Так и есть. Восток – это мудрость, глубина и невероятно интересная история. Думаю, интерес к Востоку - явление постоянное. Все-таки там родилась человеческая цивилизация.